Через века и четверть века с Бродским -10...

Кариатиды Сны
          
                10. ИНСТРУМЕНТЫ

                " В конце концов, как и сам Всемогущий, мы делаем всё по
                своему образу, за неимением  более подходящего образца,
                и наши изделия говорят о нас больше, чем наши исповеди..."

                Мы - только инструменты... Сам настройся!

                не мы говорим
                за нас говорят мы в ме
                ру возможностей

                стать совершенным
                инструментом чтоб боги
                сыграли на нас



    " Во мне, видимо,  есть часть, всегда уважающая физическую сторону речи, независимо от содержания; само движение чьих-то  губ  существенней, чем то, что их  движет."

То, что во мне,
Больше меня...
Как умещается всё,
Не знаю.

Видимо, что-то
Меня  выбирает...
Видимо, что-то
Любит меня!

То, что во мне,
Мне мешает часто...
Сопротивляюсь.
Прошу пощадить.

Но меня требует
Что-то всечасно -
Учит, ведёт,
Мешает мне жить.

Ляжет нахально
Тяжестью в сердце
Иль, словно дятел,
Стучит в висках,

Сеет сомнения,
Боль и страх,
В пропасть толкает...
И некуда деться!

То, что во мне,
Мною  нЕна...зываемо,
Мною  не...ведомо
И опасно!

То, что во мне,
Возможно, ужасно!..
Только Я ЕСТЬ без него??!
Не знаю...


  " Ах, вечная власть языковых ассоциаций! Ах, эта баснословная способность слов обещать больше, чем может дать  реальность!


                11. ЭПИДЕМИЯ  СЛОВ

  Ах, вершки и корешки писательского ремесла.  Разумеется, "Набережная Неисцелимых" отсылает к чуме, к эпидемиям, век за веком  наполовину опустошавшим город с регулярностью  производителя переписи. Название  это  вызывает в памяти безнадёжные случаи - не столько по мостовой бредущие, сколько на ней лежащие, буквально испуская дух, в саванах, в ожидании,пока за ними приедут - или, точнее, приплывут. Факелы, жаровни, защищающие от заразных испарений марлевые повязки, шелест монашеских ряс и облачений, реяние чёрных плащей, свечи."

  Вспомнился  в этом смысле "Пир во время чумы" Пушкина

"ЛУИЗА
...                Ужасный демон
Приснился мне: весь черный, белоглазый....
Он звал меня в свою тележку. В ней
Лежали мертвые — и лепетали
Ужасную, неведомую речь....
Скажите мне: во сне ли это было?
Проехала ль телега?

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
                Ну, Луиза,
Развеселись — хоть улица вся наша
Безмолвное убежище от смерти,
Приют пиров, ничем невозмутимых,
Но знаешь, эта черная телега
Имеет право всюду разъезжать.
Мы пропускать ее должны!"

  "Похоронная процессия понемногу превращается в карнавал, или даже в прогулку, когда приходится носить маску, потому что в этом городе  все друг друга знают. Добавьте сюда же чахоточных поэтов и композиторов; добавьте приверженцев маразматических взглядов и влюблённых в это место неисправимых эстетов - и  набережная заслужит своё имя, реальность нагонит язык.  И добавьте сюда же , что связь между чумой и литературой (поэзией в частности, особенно - итальянской поэзией) была тесной и запутанной с самого начала...

" ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
(поет)
Когда могущая Зима,
Как бодрый вождь, ведет сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов, —
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.
Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой....
Что делать нам? и чем помочь
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может... полное Чумы!"


 Есть "средневековые византийские  тексты о холере, с их традиционным мотивом преждевременного погребения и последующих странствий души.
 Сновавшие по поражённому  холерой городу ревностные агенты преисподней высматривали обезвоженное тело, приникали губами к ноздрям и высасывали его жизненный дух, тем самым объявляя его мёртвым и готовым к похоронам."

" СВЯЩЕННИК,
Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом."

Оказавшись в преисподней, человек проходил  по бесконечным залам и покоям, заявляя, что отправлен в загробное царство несправедливо и требуя пересмотра дела.... Звучит знакомо? Это касается ассоциативной силы данного ремесла. Никогда не знаешь, что чем порождено: то ли язык опытом, то ли опыт - языком.
Оба они способны породить массу чего. Когда тяжело болен, воображаешь все виды последствий и осложнений, которые , насколько известно, никогда не реализуются. Может, это и есть метафорическое мышление? Ответ, я полагаю, утвердительный. С той лишь разницей, что когда человек  болен, даже надеется, даже вопреки очевидности, вылечиться , избавиться от болезни. Поэтому завершение болезни - это и  завершение её  метафор. Метафора - или, шире говоря, сам язык - вещь, в общем и целом, незавершимая, она хочет продления загробной жизни, если угодно. Иными словами (без всяких каламбуров)
, метафора неисцелима.Добавьте ко всему этому себя, носителя данного ремесла или данного вируса (а то и двух, уже точащих зубы на третий), шаркающего ветреной ночью вдоль Fondamenta, название которой ставит вам диагноз независимо от характера вашего недуга."

Я тоже так могу -
присесть
в каком-нибудь
красивом месте
иль, напротив, 
закрыть глаза ,
в себя лишь
погружаясь.
И потекут невольные ,
как слёзы,
слова - с небес
безудержным потоком.
Вот как сейчас,
когда сижу одна,
и за окном шумит,
должно быть, ветер,
а может, дождь
пожаловал на Землю
и сразу за работу -
мыть деревья,
дома, асфальт
и лица у людей,
что за день
столько масок
износили.
Так сразу чисто станет!

Я могу.
Но так давно
не занималась этим...