Через века и четверть века с Бродским -11...

Кариатиды Сны
                медовый луч про
                никнет всюду в плоть до душ
                Солнце есть Любовь



                12. ЗИМНИЙ СВЕТ

  "Зимний свет в этом городе! У него есть исключительное свойство увеличивать разрешающую способность глаза... и доводит будущие воспоминания  до резкости снимка из " Нейшнл Джиографик". Бодрая синева неба, солнце , улизнув от своего золотого двойника у подножия  San Giorgio, скользит  по несметной чушуе плещущей ряби лагуны; за спиной , под колоннадой Palazzo Ducale, коренастые ребята в шубах наяривают "Eine Kleine Nachtmusik" ("Маленькую ночную серенаду" Моцарта - КС), специально для тебя*, усевшегося на белом стуле и щурящегося на сумасшедшие гамбиты голубей  на шахматной доске огромного campo. Эспрессо на дне твоей чашки - единственная , как ты понимаешь, чёрная точка на мили вокруг.  Таков здешний полдень.

Нам кажется бессмысленным порой
Движенье Солнца - в день из края тьмы,
Но вместе с Солнцем понимаем мы -
Нет, вовсе не игра, что мы зовём игрой,

И что тяжёлый труд - вставать с постели
И камень свой тащить на гору - еле-еле!
И сбросить вниз движением одним,
Чтобы потом опять бежать за ним.

По утрам этот свет припадает грудью к оконному стеклу и, разжав твой глаз точно раковину, бежит дальше, перебирая длинными  лучами аркады, колоннады, кирпичные трубы, святых и львов, как бегущие сломя голову школьники - прутьями по  железной оградке парка или сада. "Изобрази",- кричит он , то ли принимая  тебя за какого-то Каналетто, Карпаччо, Гварди, то ли полагаясь на способность твоей сетчатки вместить то, что он предлагает, тем более - на способность  твоего мозга это впитать. Возможно, последним первое и объясняется.Возможно, последнее и первое суть синонимы. Возможно, искусство есть просто реакция организма на собственную малоёмкость. Как бы то ни было, ты подчиняешься приказу и хватаешь камеру , дополняющую что значок, что клетки мозга...

   На закате все города прекрасны, но некоторые прекраснее. Рельефы становятся мягче, колонны круглее, капители кудрявее, карнизы чётче, шпили твёрже, ниши глубже, одежды апостолов складчатей, ангелы невесомей. На улицах темнеет , но ещё не кончился день для набережных и того гигантского жидкого зеркала, где моторки, катера, гондолы, шлюпки и барки, как раскиданная старая обувь, ревностно топчут барочные и готическик фасады, не щадя ни твоего лица, ни мимолётного облака."

чтобы увидеть
всё  будь одиноким смотр
и в свои глаза

  ..."Изобрази", - шепчет зимний свет, налетев на кирпичную стену больницы  или вернувшись в родной рай фронтона San Zaccaria после долгого космического перелёта. И ты чувствуешь усталость этого света, отдыхающего в мраморных раковинах Zaccaria час-другой, пока земля подставляет светилу другую щёку. Таков  зимний свет в чистом виде.Ни тепла, ни энергии он не несёт, растеряв их где-то во вселенной или в соседних тучах. Единственное желание его частиц - достичь предмета, большого ли, малого, и сделать его видимым.  Это частный свет, свет Джорджоне или Беллини, а не Тьеполо или Тинторетто. И город нежится в нём, наслаждаясь его касаниями, лаской бесконечности, откуда он явился. В конечном счёте, именно  предмет и делает бесконечность частной."

************

РЕЗЮМЕ читателя:

я попытался
нарисовать этот день
смог лишь твой голос

             Хомо Либер (http://www.stihi.ru/avtor/svoboda51)