Терем на Якиманке, часть 2

Илья Токов
      После гибели архитектора Николая Поздеева поползли по Москве разные слухи. Терем Игумнова окружил ореол страшных легенд и догадок.
   Самая распространенная их них гласит,  что хозяин поселил в этом сказочном дворце свою возлюбленную - то ли актрису, то ли балерину, а когда уличил ее в измене, живьем замуровал в стене. С тех пор призрак несчастной бродит по залам особняка,  тревожа покой его обитателей.
   В другом предании рассказывалось, что однажды Игумнов решил удивить своих гостей и приказал выложить полы в одной из парадных комнат золотыми монетами,  закрепленными в мазаичную плитку. На аверсах монет был изображен профиль императора,  который гости поневоле топтали ногами. Слух о таком неуважении к царственной персоне дошел до Санкт-Петербурга.  При дворе выразили неудовольствие.  Опять поползли слухи о неминуемых санкциях. Игумнов поспешил покинуть Москву и уехал в свое южное имение.  Дом несколько лет пустовал и ветшал.  А затем грянула война. Потом революция. . .
   В  1917 году в отобранном в пользу государства особняке разместился народный клуб фабрики Гознак. Но в  1925 году клуб отсюда выселили,  а в доме Игумнова появились люди в белых халатах. Здесь начала свою деятельность лаборатория по изучению мозга скончавшегося вождя большевистской революции и всемирного пролетариата  -  Владимира Ильича Ленина. Руководить этим учреждением пригласили немецкого нейрохирурга и нейробиолога ОСКАРА  ФОГТА.  В 1928 году лаборатории присвоили статус Института Мозга.
      Была разработана специальная научно-мистическая методика,  позволяющая, как казалось,  расшифровать феномен гениальности и создать сверхчеловека.
   Ученые всего мира пытались найти общие закономерности в анатомическом устройстве тех, кого власть считала выдающимися образцами человеческой цивилизации.
   Дело было поставлено на поток. В особняке на Якиманке начали активно коллекционировать человеческие мозги,  мозги выдающихся людей.
   В 1934 году газета "Правда" писала, что научный коллектив Института Мозга подготовил и уже изучает мозг Клары Цеткин,  Цурюпы,  Маяковского,  Луначарского,  академика Гулевича и нашего сподвижника Андрея Белого.  Позднее это уникальное мозгохранилище пополнилось мозгами режиссера Станиславского, писателя Максима Горького, певца Собинова,  партийных деятелей Куйбышева и Кирова, ученых Мичурина, Павлова, Циолковского и даже поэта Багрицкого.
   Со всех уголков необъятной родины привезли столько мозгов,  что в итоге институту стало катастрофически не хватать морозильных камер и помещений.
   Тогда было решего выделить ученым другое, более просторное здание.  А опустевший особняк в 1938 году перешел во владение французского посольства.
   ". . .  Новые обитатели сделали серьезный ремонт, но менять облик особняка не стали, - писал в начале 21 века А. Букин,  -  Парижские архитекторы, оценив красоту здания, лишь тщательно его отреставрировали, подобрали дорогие драпировки, мебель и люстры. Благодаря этому дом Игумнова и по сей день радует взор прохожих своим своеобразием,  а гостей посольства - изысканностью интерьеров.
   Сегодня бывший особняк Игумнова - резиденция французского посла. Здесь регулярно устраивают приемы, на которые съезжаются представители дипкорпуса и столичный бомонд. Наиболее шумно отмечают национальный праздник Франции - День взятия Бастилии,  когда под открытым небом среди высоких каштанов накрывают бесчисленные столы, а звуки музыки слышны даже в нескольких кварталах от посольства.
   Можно считать, что сказочный дом-терем окончательно избавился от призраков прошлого. . .".
   
    P. S.
   - Институт был создан вокруг "реликвии": мозга великого вождя. Это придало ему исключительно высокий статус и позволило собрать коллекцию. Серьезно рассматривалась идея создания пантеона самых выдающихся советских "мозгов". Мозг, собранный в 20 и 30 годы принадлежал представителям различных сфер общественной жизни: руководителям партии - Калинину, Кирову, Куйбышеву, Крупской, теоретику Луначарскому; таким писателям как Горький, Белый, Маяковский; ученым - Мичурину, Павлову, Циолковскому. Коллекция продолжала увеличиваться и после войны, но не в столь высоком темпе. В ней был помещен мозг Сталина, потом - великих физиков, лауреатов Нобелевской премии, Льва Ландау и Андрея Сахарова. На переломе тридцатых годов советская власть всерьез подумывала об издании административного циркуляра, для урегулирования управления "исключительными" мозгами. Мнение семьи покойного мало учитывалось. Ясное дело, в этом вопросе произошли изменения, и мозг Сахарова, умершего в 1989 году был передан институту с согласия его жены Елены Боннер.

      фото автора 08.05.15