Дедушка

Дмитрий Растаев
Детство. Начало 70-х. День Победы в нашей семье был таким же любимым праздником, как и Новый год. Дед не носил ордена каждый день - считал, что это нескромно, но утром 9 мая надевал военную форму с орденскими колодками и шёл в сквер на площади, где собирались ветераны.

Тогда в этот день еще не было грома литавр и пафосных славословий - это был простой и спокойный праздник. И очень человечный. Когда дед возвращался домой, мы садились за стол всей семьей, радуясь весне, солнцу, вкусным бабушкиным закускам... Ведь именно за это деды и воевали - чтобы жизнь оставалась жизнью.

Сегодня из теплого и душевного праздника День Победы перекорёжили в нечто обронзовелое и мегаломаническое, выхолостив из него живую человеческую суть, превратив в пропагандистскую оглоблю. И я с грустью вспоминаю те времена, когда он приходил не с громоздким официозом, не с хором георгиевских кликуш и не с рёвом танков на площадях, а с негромкими встречами в тени лип, с улыбками на изрезанных морщинами лицах, с медалями на груди у деда, в которых играло доброе майское солнце…


Ты знал не по фильмам, что значит война,
и как дышит небо свинцом,
но в старой шкатулке хранил ордена,
не бряцая ими в лицо.

Нет, ты не кипел: «Я за вас воевал!»
о стол не лупил кулаком,
к былому грядущее не ревновал
и жизнь не считал должником.

Ты мир не делил на своих и чужих
сквозь призму окопной кирзы,
а твой День Победы был светел и тих,
как сад после майской грозы.

В нём не было визга державной шпаны
и лязга обид на весь свет -
твой День жил победой любви и весны.
Как жаль, что его больше нет!