Боря, ты мог не знать о существовании такого явления, как индемнитетность.
Вполне вероятно, что и слово это ты впервые читаешь.
А между тем, это вполне себе латинское слово, означающее безнаказанность.
Как утверждают словари, безнаказанность – это когда плохой поступок остался без наказания, кары, возмездия.
Как видишь, степень воздаяния напрямую зависит от, если так можно выразиться, тяжести нарушения,
и это лично мне кажется справедливым.
Прошли времена, когда за неумную шутку можно было получить пулю в лоб на дуэли.
Пришли времена, когда место быстрого воздаяния заняла долгая судебная тяжба.
А это, к сожалению, весьма способствовало расцвету безнаказанности.
Помнишь, Боярский пел: «как будет сложно призвать к ответу подлеца»?
Об индемнитетности, как об абсолютном зле, высказывалось огромное количество великих умов, от нелюбимого тобою Ленина, до Достоевского (прости, не знаю твоего к нему отношения) и Цицерона, но я не об этом.
Я хочу поговорить о связанных с нею ощущениях, среди которых чувство безнаказанности самое, пожалуй, первичное.
Сперва от безусловного понимания, что некое действие недвусмысленно порицается, рождается боязнь воздаяния.
Когда воздаяние по какой-то причине запаздывает – боженька не лупит молнией, милиционер не тащит в кутузку, через дырку в карме не залетают холодные брызги – приходит оно: «пронесло».
А если пакостник (ты же не против этого термина?) вообразил, что такой исход
как-то зависит от его, прохвоста (тоже, надеюсь, термин не коробит), действий или качеств, это совсем беда.
И не важно, считает ли негодяй (ну не «шалунишка» же, согласись) себя неуязвимым, спрятавшись за соцсетевым ником;
предполагает ли он приверженность потенциальных воздателей идеям Махатмы Ганди и Льва нашего, Толстого;
наличествует ли в нём уверенность, что третий юношеский разряд по пинг-понгу позволит не только позвать на помощь достаточно громко и убедительно, но и дождаться приезда полицейских –
чувство безнаказанности часто играет с подобной самоуверенностью чрезвычайно злые шутки.
От безнаказанности, Боря, башню сносило у самых, казалось, разумных, осторожных и хитрых представителей хомо сапиенс.
Что характерно, то воздаяние, которое, приди оно сразу, было бы воспринято как вполне заслуженное, в более поздние сроки воспринимается как чрезмерное или вообще несправедливое.
О феномене безнаказанности очень любят порассуждать теологи.
Мол, Боженька долготерпелив, даёт сворим чадам шанс исправиться и прийти на
взвешивание сотворённого добра и зла с солидным запасом накормленных голубей и
переведённых через дорогу старушек.
Но мы-то с тобой материалисты и понимаем: третий закон Ньютона, он работает не только в инерциальных системах отсчёта.
Ты, возможно, забыл формулу F1 = – F2, и формулировку: «действие равно противодействию».
Но ведь гуманитариям должна быть хорошо знакома поговорка: «как аукнется, так откликнется», а это и есть тот самый закон.
Но чудеса этим не заканчиваются. Оказывается, что удар, например, палкой по лбу ничем не отличается от удара лбом по палке.
Представляешь, Боря, в каком интересном мире мы живём!
В нём безнаказанность – величина переменная. Сегодня есть, завтра нету.
В нём получатель в ухо может превратиться в нападающего на беззащитный кулак.
Борь, если тебе мои рассказы не интересны, ты сообщи, я не обижусь.
Только не думай, что я подобным образом выпрашиваю рецензию.
Я совершенно бескорыстно хочу повысить уровень твоих знаний.
Некоторые ошибочно считают, что за этим повышением может повыситься и уровень печали,
но я так скажу: не знания, а пренебрежение прописными истинами является причиной большинства проблем.