Князь не пожелавший быть Правителем Московским

Нонна Журавлева -Гросс
Страничка эта о новом Князе,
А был он первым из Князей,  кто
Не  желал быть Правителем
Московским.

Он летописи собирал,  чтобы
Оставить их потомкам.

Минувших лет правдивое сказанье,
Забытых слов нетленное дыханье -
Таится в книгах летописный век.

И, зачитавшись древнею былиной,
Вникает в строки повести старинной
Всяк  чтящий предков добрый человек…

Вот Дмитрий  III  Князь Великий,
Был сыном Константина Суздальского.

Князь суздальский, прямой потомок брата
Святого князя  Александра Невского,
Димитрий историю отечества любил
И собирал повсюду письмена
Старинные.

И «Летописи» список,
Что преподобный Нестор создавал,
Хранил для нас, потомков, князь усердно.

Ивана сын был невелик летами,
И потому князь Дмитрий сам в Орду
С дарами от Руси святой явился
И был объявлен ханом Наурусом
Великим князем.

Во Владимир он на Клязьме находящийся
Вернулся  и  занял стол.

Переяславль – Залесский к  Димитрию
Склонился в тот же год.

Болгар казанских хана Дмитрий сверг
И каменной стеною оградил
Впервые Нижний Новгород от полчищ
Ордынских, и отрекся добровольно
От ярлыков поганых на княженье.

И Дмитрию Ивановичу сам
Деяньями своими дал понять он,
Что для него святая Русь важнее
Любых ордынских милостей.

С тех пор,  покуда жив был славный
Князь Димитрий,  он почитал Донского
Выше всех…

А вот как, история Дмитрия
Константиновича началась.

Пришли князи суздальские,
Князь Андрей и Дмитрий Константиновичи,
К хану и хан хотел дать великое княжение князю
Андрею.

Но, зная хорошо, что хан хочет только
Дары великие ныне получить,
А под конец с Дмитрием во вражду ввести,
И помня крестное целование к великому князю
Иоанну, Андрей не польстился и взял ярлык  лишь
На свое княжество.

А князь Дмитрий Константинович остался
В Орде и начал просить о великом княжении,
Отдал дары многие хану, и ханше,
И князям ордынским.

Они же прельстились на дары и забыл хан,
Что обещал послу князя Дмитрия Иоанновича,
Дал ему великое княжение Белое,
Град Владимир,  и Переславль со всею областию.

А летописи, так историю Дмитрия Константиновича
Нам говорят.

Вот после ранней смерти Ивана Красного
У того остались два несовершеннолетних сына.

Родные и двоюродные братья Ивана
Также были слишком молоды, а потому в 1360 году
Хан Навруз отдал ярлык Дмитрию Константиновичу
Суздальскому.

Его короткое правление было неспокойным.

Митрополит Алексий продолжал добиваться
Прав на великий стол для Дмитрия Московского.

Вскоре покровитель суздальцев хан Навруз
Был убит, и Алексий повез в Орду  десятилетнего
Дмитрия Ивановича за ярлыком.

В 1365 г. Василий Кирдяпа вновь выхлопотал
Было для отца ярлык на великое княжение,
Но тот отступился от своих прав в пользу
Дмитрия Ивановича.

В 1365 г. после смерти Андрея Константиновича
Нижегородский стол занял   младший брат Борис,
И Дмитрий Суздальский обратился за помощью
К Дмитрию Московскому.

Тот послал для увещевания Бориса,
Сергия Радонежского, а когда это не помогло,
Дал Дмитрию Константиновичу войска.

Дмитрий силой взял Нижний Новгород и
В 1372 г. заложил в нем первый каменный кремль
(самая старая его башня до сих пор называется
Дмитровской).

Окончательное примирение двух Дмитриев
Состоялось в 1366 г., когда великий князь
Суздальско-Нижегородский отдал в жены
Великому князю Московскому и Владимирскому
Свою дочь Евдокию.

В дальнейшем два князя вместе воевали
Против волжских булгар и мордвы,
Вместе участвовали в неудачном
Для русских сражении с ордынцами
На реке Пьяне в 1377 г.

Однако в 1382 г. во время набега Тохтамыша
На Москву Дмитрий Константинович
Предал Дмитрия Ивановича, отправив
В  ордынское войско своих сыновей
Василия и Семёна.

Никакого наказания он не понес,
Так как,  уже менее чем через год скончался.

Историю я Дмитрия III рассказала, а как же
Летописи писались на Руси?

Вот приведу я летописи некоторые,  которые
Собрал Князь Дмитрий III.

Мир тверских. В тот же год князь Всеволод Александрович холмский пришел из Литвы и взял мир и любовь с братиею своею. А князь Василий Михайлович, дядя их, от трети вотчины их отступился, и поделились волостями. Князь же Всеволод Александрович холмский многую сотворил честь и дары дал Роману митрополиту и снова повелел его проводить в Литву с честию. В тот же год князь великий литовский Ольгерд Гедиминович приезжал Ржев смотреть.

Еп. Алексий новгородский. В тот же год князь великий Дмитрий Константинович принял великое княжение Владимирское не по вотчине, но по дедине. А прежде хан давал великое княжение Владимирское старшему его брату князю Андрею Константиновичу суздальскому, и он за то не взялся. И так князь Дмитрий Константинович взял великое княжение и отпущен был из Орды от хана с пожалованием и честию на Русь с послом ханским. И въехал во Владимир на великое княжение за неделю до Петрова дня месяца июня в 22 день. И тогда при нем во Владимире преосвященный Алексий митрополит поставил в Новгород Алексия архиепископом. Князь великий Дмитрий Константинович из Владимира послал послов своих и наместников в Новгород. Новгородцы же приняли их с честию и посадили наместников его на Новгороде.

Хидырь хан. Синяя орда. В тот же год пришел от востока некий заяицкий хан Хидырь (Хидрбег) Синей орды на ханство Волжское ратью. И была лесть во князях ордынских Волжской орды, и начали тайно посланиями обмениваться с Хидырем ханом заяицким, имея злое намерение на волжского своего хана Науруса, и составилась тайная лесть их в дело. Наурус же, не ведая лести своих, надеясь на силу, смело вышел против него, и вступились в бой. И когда начали биться, предан был от своих князей болгарский хан Наурус заяицкому хану Хидырю, и так убит был и с сыном своим Темиром; также и ханша Тайдула убита была, и князи ордынские, которые в любви и в совете Наурусу, хану волжскому, Муалбузий со множеством татар их убиты были. После смерти же Науруса хана сел на Волжском ханстве Хидырь хан заяицкий, который с востока пришел. И было тогда в Орде волнение великое. В тот же год пришел из Орды от хана князь Дмитрий Борисович, пожалованный на княжение в Галич, и князь Константин ростовский с честию и с пожалованием на все княжение Ростовское.

Новгородцев разбой. Князи жукотинские. В тот же год из Великого Новгорода разбойники пришли в Жукотин, и множество татар побили, и богатства их взяли. И за то разбойничество христиане пограблены были в Болгарах от татар. И князи жукотинские пошли в Орду к хану, били челом, чтобы оборонил себя и их от разбойников, поскольку многие убийства и грабления от них сотворялись беспрестанные. Хан же Хидырь послал трех послов своих на Русь: Уруса, Каирмека, Алатынцыбека князям русским, чтоб разбойников взяли и к нему прислали. И был князем съезд на Костроме: князь великий Дмитрий Константинович из Владимира и брат его старший князь Андрей Константинович из Нижнего Новгорода, князь Константин ростовский; и взяли разбойников, и выдали их всех послам ханским и со всем богатством их, и так послали их в Орду.

В тот же год Феодор, епископ тверской, оставил епископию свою и пошел в Остров [Отрочий] монастырь. В тот же год мор был во Пскове.

6869 (1361). Было знамение на небе, погиб месяц и был как кровь. Пошел в Орду к хану Хидырю князь Дмитрий Иоаннович московский, и Божиею милостию сохраняем, до волнения вышел из Орды, поскольку после отшествия его из Орды волнение великое в Орде восстало.

Умер хан Хидырь. Хан Темир-ходжа. Амурат. В тот же год пришли в Орду к хану Хидырю князи русские: князь великий Дмитрий Константинович суздальский из Владимира, и брат его старший князь Андрей Константинович из Нижнего Новгорода, и князь Константин ростовский, князь Михаил ярославский. Было при них волнение великое в Орде, и убит был кроткий и смиренный хан Хидырь с младшим сыном своим Кутлуем от старшего сына своего Темир-ходжи, и сел на государстве Волжском Темир-ходжа, Хидырев сын старший, а на луговой стороне хан Амурат, и устроил Сарай новый.

Еп. Василий тверской. В тот же год преосвященный Алексий, митрополит киевский и всея России, пошел во Тверь и поставил Василия игумена спасского в епископы во Тверь. В тот же год было знамение на небе и погибло солнце, и потом месяц переменился в кровь.

Хан Темир-ходжа. Хан Килды-бек убит. Голод у татар. В тот же год князь ордынский темник Мамай воздвиг ненависть на хана своего, и был силен весьма, и восстал на хана своего на Темир-ходжу, Хидырева сына, и пришла в волнение вся орда его Волжское государство, и приняли себе хана именем Авдула. И была брань и волнение великое в Орде. И в то время князь Андрей Константинович Нижнего Новгорода пошел из Орды в Русь, и по пути напал на него князь Ретякоз. И помог Бог князю Андрею Константиновичу, спасся от них и пришел здрав на Русь; и многие князи русские в то время из Орды сбежали, а ростовские князи грабления избежали. А хан заволжский Темир-ходжа, Хидырев сын, убежал за реку Волгу и там убит был, сидев на ханстве только месяц один и семь дней, и ту же чашу испил, которой напоил отца своего Хидыря и брата своего младшего Кутлуя. И тогда князь Мамай во многой силе пришел за реку Волгу на горную сторону, и орда вся с ним, и хан был с ним, именем Авдула. Тогда третий хан восстал, именем Килдыбек, который был сын Джанибека, внук Азбяка хана. И тот, добиваясь государства Волжского, многих побил, под конец же и сам убит был. И тогда многие князи сарайские затворились в Сарае, ханом у себя на нагорной стороне назвали Амурата, Хидырева брата ханского. А Булат Темир (Пулад-Темир, Булактемир), князь ордынский, Болгары взял, и все грады по Волге и улусы взял, и отнял весь волжский путь. А иной князь ордынский, именем Тогай (Тагай), который от Бездежа, тот отнял себе страну Наручат и всю ту страну взял, там сам по себе пребывал; и иные князи ордынские сами по себе пребывали. И был у них голод великий, волнение многое и нестроение всегдашнее, и не переставали между собою ратью биться, и бились, и кровь проливали. Так вот Бог попустил на них гнев свой, милуя рабов своих православных христиан.


/Историю писали эту летописцы и Книги
Древние, и Я/