Читательский обзор. Злаяочень Кошка. Май-2015

Большой Литературный Клуб
Перенесено из - http://www.stihi.ru/rec.html?2015/05/22/40
===========================================================

Здравствуйте, пока малознакомые мне жители БЛК.

Мне настойчиво порекомендовали выступить именно тут. Это для меня внове, но я попытаюсь. К сожалению, пишу с , поэтому в рецензию не вмещусь, андроид слабенький и от большого количества моего словоблудия начинает виснуть, поэтому продолжу в замечаниях. Литературного образования не имею, отсюда все мои рассуждения о художественной ценности прошу считать только моим собственным взглядом на поэзию, не претендующим на абсолютную, да и вообще на какую либо истину. Это о первых трех стихотворениях. В обсуждении же четвертого, художественную сторону я затрагивать не буду, только достоверность и немножко семантики.

Вначале три моих фаворита. Что мне, как читателю, ценно в поэзии, так это в первую очередь передача эмоции. Причем не ором, пафосностью, чем сама нередко грешу, а полутонами, намеками, умением заставить читателя погрузиться в атмосферу стихотворения, переживать не только вместе с автором, но и как бы параллельно ему, выстраивая собственные ассоциации. Плыть в стихотворении вместе с автором, но не в кильватере. Не знаю, сумела ли выразить..
 Очень ценю владение языком, неожиданные (для меня) ходы и решения..
Но я заболталась. На третьем месте для меня:

ГРУСТНАЯ НОТА «Безымянное»
http://www.stihi.ru/2015/01/06/3120  номинатор Зиновий Антонов

Я скоро женюсь.
Я водитель трамвая.
Я мамин единственный сын.

Царапала нёбо трава полевая,
шагали по небу часы.
Жила тишина между взрывом и пулей
под мерное пение ос.
И прятался день, чтоб его не вернули
считать свой несчётный укос.

А сон возвращался, живой, состоящий
из мамы, конфеты, борща,
трамвая, похожего больше на ящик
в зелёном плаще из плюща,
любимой, любимой, ещё раз любимой,
бегущей по буквам письма.

Горячие сны, словно россыпь рубинов,
а всё остальное – зима:
замерзла вода, зачерствела буханка.
Зато перестало болеть.

Я был женихом.
Я – водителем танка.
А я не успел повзрослеть.

Вот читаешь и вся там! "Царапало нёбо трава полевая" Какой образ! А тишина, живущая под пение ос? А любимая, бегущая по буквам? Прелесть. Маленькие такие штрихи, на которых и держится все произведение, играет и искрится.
И концовка .."не успел". Сколько их, именно не успевших. Про трамвай не поняла и "укос" не понравился, из-за двойного значения. Покос кажется уместней, но это только моё мнение))

В целом чудесное стихотворение.


Второе место:

ЖЕНЯ КАЗАЗИДИ «Маме»
http://www.stihi.ru/2015/02/12/8647 номинатор Зиновий Антонов

Разливаешь по стопочкам клюковку, праздник сегодня!
Вспоминаешь бабулю, собес, полусгнившие сходни,
на которых  хозяйственным мылом за двадцать копеек
худосочные дети войны натирали, потея,
износившийся скарб, обветшалые брюки и платья.
Нищета унизительна, вот и ворчали: "Стирать-то -
стыдоба, а не то, что носить! Может справить другие?"

Желваки у отца-инвалида под кожей ходили,
но молчал и смолил самосад. Он, ей-богу, бы запил,
если б было на что. "Маньша, сбегай, купи пару капель".
Это значит - чекушку ему, а себе карамели.
Ну, так  пенсия - тридцать рублей, а чего  вы хотели?

На полмесяца хватит, потом всем гуртом на попутке
до ближайшего ряма, за ягодой (тоже не шутка,
по холодной, болотной воде да в худых сапожонках
и обратно с тяжёлым ведром восемь вёрст по щебёнке).

Нанимались куда только можно: посадки, покосы,
а зимой по соседям - распилим, расколем, наносим.
Что ж дивиться артритным ногам, все сказалось под старость.
-Бог с ним, с прошлым, давай, дочь, за праздник!
                Но я, задыхаясь,
выхожу на балкон, а навстречу мне тысячи окон.
Мегаполис не спит - пьёт, поёт, говорит о высоком
вифлеемском предвестнике и дорожающем сыре.
Возвращаюсь. Молчу.
                ...Мы забыли. Мы это забыли.
Нам уже не понять, что такое портки и портянки,
на полатях не спать, не едать с лебедою буханки,
за иконой не прятать рубли, не ютить похоронки,
не травить всей округою вшей и на танцах в сторонке
не стоять от того, что несёт и махоркой, и дустом.
 Рождество.
          Благодать.
               Мам, не плачь, твой Господь не допустит...


Чего там, я ревела. Стала реветь после "задыхаясь, ушла на балкон". Это рассказ о целой эпохе, вместившийся в десяток- другой строчек. Это великолепный язык. Множество деталей тут не нагружает стихотворение, а именно создает картину. Рассказ не о прошлом, а рассказ прямо оттуда. И сквозь все стихотворение чувство щемящей нежности... Спасибо, знаете, я стала чище. Споткнулась на размере, в строке, где "задыхаясь" но считаю, что сделано специально. Для акцентации? Спросим у автора) И браво!!


Ну и абсолютный лидер для меня:


АЛЕКСАНДР А. ШАПИРО «Выбор Иакова»
http://www.stihi.ru/2004/11/29-1039 номинатор Тейт Эш

                Иаков сказал: Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
                Бытие, 32, 26.

Всё снаружи готово. Раскрыта щель. Выкарабкивайся, балда!
Кислый запах алькова. Щелчок клещей, отсекающих навсегда.
Но в приветственном  крике – тоска, тоска. Изначально – конец, конец.
Из тебе предназначенного соска насыщается брат-близнец.

Мой большой первородный косматый брат. Исполать тебе, дураку.
Человек – это тот, кто умеет врать. Мне дано. Я могу, могу.
Мы вдвоем, мы одни, мы одних кровей. Я люблю тебя. Ты мой враг.
Полведра чечевицы – и я первей. Всё, свободен. Гуляй, дурак.

Словно черный мешок голова слепца. Он сердит, не меня зовёт.
Невеликий грешок – обмануть отца, если ставка – Завет, Завет.
Я – другой. Привлечен. Поднялся с колен. К стариковской груди прижат.
Дело кончено. Проклят. Благословен. Что осталось? Бежать, бежать.

Крики дикой чужбины. Бездонный зной. Крики чаек, скота, шпанья.
Крики самки, кончающей подо мной. Крики первенца – кровь моя.
Ненавидеть жену. Презирать нагой. Подминать на чужом одре.
В это время мечтать о другой, другой: о прекрасной сестре, сестре.

Добиваться сестрицы. Семь лет – рабом их отца. Быть рабом раба.
Загородки. Границы. Об стенку лбом. Жизнь – проигранная борьба.
Я хочу. Я хочу. Насейчас. Навек. До утра. До последних дат.
Я сильнее желания. Человек – это тот, кто умеет ждать.

До родимого дома семь дней пути. Возвращаюсь – почти сдаюсь.
Брат, охотник, кулема, прости, прости. Не сердись, я боюсь, боюсь.
… Эта пыль золотая косых песков, эта стая сухих пустот –
этот сон. Никогда я не видел снов. Человек? Человек – суть тот,

кто срывает резьбу заводных орбит, дабы вольной звездой бродить.
Человек – это тот, кто умеет бить. Слышишь, Боже? Умеет бить.
Равнозначные роли живых картин – кто по краю, кто посреди?
Это ты в моей воле, мой Господин. Победи – или отойди.

Привкус легкой победы. Дела, дела. Эко хлебово заварил.
Для семьи, для народа земля мала. Здесь зовут меня - Израиль.
Я – народ. Я – семья. Я один, как гриб. Загляни в себя: это я.
Человек? Человек – он тогда погиб. Сыновья растут, сыновья.

Сказать, что я в восторге, ничего не сказать. В восхищении, в зависти к таланту, в обалдении, подчеркните нужное.
Передача эмоции? Вот она - Тоска! Тоска осмысления, осознания себя человеком. Я не знаю, что хотел сказать автор, я могу описывать только свои мысли/чувства, возникшие после прочтения. Все равно, это именно тот случай, когда произведение настолько сильное, что каждый сможет найти свое. Автор погружает тебя в мир ассоциаций и позволяет плыть там самому. Для меня это высший класс. Хочу!
Вроде простой прием повторение слов, а как он тут играет! А это: "Крики чаек, скота, шпанья" - супер. И сколько еще изюминок я тут себе наковыряла... Владение языком на высочайшем уровне. Взять библейскую тему и не скатиться в банальности, это дорогого стоит. Единственный раз видела такое у Симмонса в "Гиперионе" (история Рашель) Но там проза.. Правда, это, скорее всего, от недостаточности прочитанного) Я очень надеюсь, что именно это стихотворение будет победителем. Мой поклон автору за полученное наслаждение.


Теперь о том, что не понравилось.

АЛЕКСАНДР САВОСТЬЯНОВ «Чёрный Ворон»
http://www.stihi.ru/2013/11/17/9653 отборочный тур

«В 1949 году на станции Обязь заключенные восстали, разоружили охрану, побили всех и направили в сторону Воркуты освобождать каторжников-шахтеров. Восставшие прошли около 80 километров с боями, освобождая лагерь за лагерем. К ним примыкали все новые и новые силы из освобожденных лагерей, и, в конце концов, число восставших достигло более 70 тысяч… Были приняты меры. Самолетами высадили десант, "подтянули" минометы, артиллерию, и началось уничтожение этих заключенных с воздуха и земли. Две недели шли бои, пока всех их не уничтожили».

(Из статьи, подготовленной Ринатом Саитовым по материалам  журнала "Ямальский Меридиан", газеты "Красный Север", документов из архива Окружного краеведческого музея ЯНАО http://www.yamal.org/501/doc/5.htm)


«Жаль, будет жестокая бойня...» – тревожно застыл караул.
«Хоть семьдесят тысяч!» – спокойно, как пепел из трубки стряхнул:
«Однако, всё это чревато... Смущает подобный масштаб!
Готовы сражаться солдаты?» –
«Так точно!» – ответил Генштаб.

И брат отрекался от брата, от матери – собственный сын...
В упор добивали снаряды фрагменты вокзальных руин...
Дымился в руке у дороги нательный расплавленный крест.
Одни умирали, как боги, других подзадоривал бес.
В атаку пошла десантура (что делать?) – в бессмысленный бой,
И жертвой орла диктатуры пал самый последний герой.
Где с ночью был день перемолот, расстрельный развеялся дым:
Кто был столь наивен и молод, тот стал безнадёжно седым.

…Смущает практичным предлогом опять поворот – не туда:
По сталинским «Мёртвым дорогам» летят по костям поезда…
Смывают дожди по карьерам истории нашей «прости»:
Скрывающим суть лицемерам покоя в душе не найти!

– Хоть семьдесят тысяч! – ОН молвил, как пепел из трубки стряхнул…
Все семьдесят.
Вздрогнув невольно, 
Как мёртвый, застыл караул…------

Ох, уж мне эти доморощенные наследники профессиональных обличителей и порицателей сталинизма из 90-ых. Пишет всяк, кому не лень. Хорошо, если по недомыслию..
Итак, во-первых, никаких документальных свидетельств я не нашла. В интернете
только перепосты одного и того же. Опрошенные мной профессиональные историки подобных фактов не припомнят. Но, предположим, нечто подобное было.
Историки не те, документы недоступны... Ладно. Обратимся к открытым источникам: автор, видимо, не знает, кто составлял этапный контингент в 1949 - 50 году, иначе бы так не гордился своей гражданской позицией. Подавляющую его часть составляли: 1-е совершившие тяжелые уголовные преступления и попавшие под указ ВС от 47 года о замене высшей меры социальной защиты на четвертак лагерей и 2-е : осужденные военные преступники- полицаи и каратели из вспомогательных частей СС. 
Читаем дальше: автор сопереживает тем, кто: "побили всех" как следует из текста, всех на станции. Железнодорожников с семьями? Похоже. Потому, что, хоть автор тут стыдливо обходит эту тему, но в оригинальной утке далее "борцы за свободу" принялись вырезать поселки коренных жителей, эвенков, якутов, зырян. Оправдывается это, причем совершенно идиотски, тем, что оленеводы выдавали беглых за водку. Надо понимать, все, включая детей. Далее, если зырян, собственно коми, на 80-ти километрах пути встретить вполне реально, то ещё две национальности, это уже странно, все таки народности не перемешивались, и на чужие кочевья не заходили. А 80 км и для одного стойбища мало. Это, если не затрагивать вопрос вообще о наличии под Воркутой тех же якутов в хоть сколько нибудь значимом количестве. И последнее: где оружие набрали на семьдесят-то тысяч, что две недели против них шла, считай военная операция фронтового, не менее, масштаба? У пробитой охраны? Даже не смешно. В общем, материал провокационный, с намеком на национализм, ну, как минимум, он оправдывает уничтожение по нац признаку. Исторически некорректен, и перед использованием не проверен. Зачем вводить людей в заблуждение, пропангадировать межнациональных рознь, да еще так пафосно?
Тема очень серьёзная, и, подходя к ней, как мне кажется, следует её изучить. А автор, такое сложилось впечатление, поймав утку, бросился её готовить, не только не выпотрошив, но и не ощипав. Особенно мне не нравится, что кто нибудь после прочтения может сказать: вот же какие сволочи эти коми-эвенки-якуты, наших сдавали! Так им и надо! И вообще деление на наших и ненаших в своей собственной истории.

Теперь ляпы в собственно стихотворении: "Тревожно застыл караул" вторая строчка. Мужики!!! Откуда взялся караул рядом со Сталиным? Караул охраняет объекты и арестантов, знамя еще, если он, караул почетный. Хотя знамя тоже объект..СТалин арестант, или знамя? Тем более караул застыл после первой же фразы подразумеваемого героя. Кто бы дал возможность караулу слышать диалог вождя и генштаба. И, насколько я понимаю, генштаб к проблеме вообще отношения иметь не может, это дело ВВ, или войск НКВД??. Не помню точно эту специфику..

"В упор добивали снаряды фрагменты вокзальной руин" Ну во первых с трудом себе представляю, что кто-то будет добивать ФРАГМЕНТЫ руин, да ещё в упор. Зачем? И во вторых правильнее - снарядами, но это я уже придираюсь.
"Одни умирали, как боги, других подзадоривал бес" Подзадоривал умирать? Кого тогда, непонятно.
"И жертвой орла диктатуры" Какого орла, герб был другой, или это намек на горские корни диктатора?
"Кто был столь наивен и молод" Как столь? К чему читателя отсылает автор?
"Смущает практичным предлогом опять поворот.." Поворот смущает? А каким предлогом? Странная строчка. И вывод про лицемеров.. вот я не поняла из каких предпосылок в произведении его делает автор.

Всем спасибо за внимание.