Гл. 3. Вера. Поэма Вечные Заветы

Михаил Романцов
     Глава 3.  Вера.

Поэма «Вечные Заветы».


Прошло совсем немного дней
С той памятной заметной встречи,
Когда вели мы с другом речи
О Вере в череде страстей
Суетных в нашей жизни серой
С душевной хмарью застарелой,
Как я решил его советом
Воспользоваться, чтоб познанья
Свои расширить и сознанье
Наполнить христианским Светом.
И в час назначенный вечерний
Пришёл на храма семинар,
Воскресной школе он дочерний
Был создан. Пухлый самовар
Стоял там в комнате большой,
Где за столом сидели длинным
Все с видом скромным, но солидным-
К…цы, приход людской,
Задумчиво листали требник,
Что скажет ныне проповедник
Судили чинно, безмятежно,
Читали Библию прилежно.

Вошёл отец Сергей неспешно,
Приветствием всех одарил,
И гласом добрым, даже нежным
С христианами заговорил.

Реченья, облик иерея
К нему людей располагали,
Глаза их искренне сияли
Священнику теплом, доверьем.

Вещать нам пастырь стал искусно
Про изречения Иисуса
В Нагорной проповеди светлой,*
Великой, мудрой и заветной.

*Ев. от Матфея 5:1-7:29

         -2-

Христа слова он разъяснял
Довольно долго и изрядно,
Занятья тему всю разъял,
Деталям тонким уделял
Вниманье в фразах мягких, ладных.

Когда отец Сергей закончил
Речь о Христовом Завещанье,
Я ощутил в своём сознанье
Чудесной благости дыханье
И состоянье то запомнил,
Как редкое очарованье.
Иные слушатели  званья
Заметно так же впечатлились
Словами о Христе иерея,
Их взгляд стал осветлён идеей
Добра, любви. Они трудились
В тот час умом, душой своею.

Чрез паузу в тиши раздумий
Священник перешёл к другой
Свободной, так сказать, живой
Занятья части, к её сути.

Вопросы предложил он задавать
О жизни в Вере христианской,
О том, её как ощущать
И в повседневности гражданской
Поступки важные, решенья
Сверять с Заветами Ученья,
Которое тут открываем,
С ним дух свой к Свету обращаем.

Не сразу как-то прихожане
О Вере стали говорить-
Стесненье мысль мешала победить,
Что исповедь во стенах здесь не канет.
Но успокоенные все святым отцом,
Что будут молчаливы христиане
О сокровенном, сказанном при храме,
Решились «приоткрыть» своё лицо.

             -3-

Одна из дам, как будто встрепенувшись,
Слегка порозовев в волненье,
И к батюшке невольно потянувшись,
Замялась, но спросила в нетерпенье:

- Моя подруга, лет ей сорок,
Мила собой, не для словца,
Но хочет пластику лица
Улучшить - век красы не долог.

Скажите, батюшка, вы мне,
Не запрещает наша Вера,
Хочу узнать я, для примера,
Менять лицо. То не к беде?
               
Сей возглас вызвал оживленье,
Улыбки, но и возмущенье
Добропорядочных христиан
Неловкой темой обсужденья
Красот стареющих мирян…

А батюшка совсем серьёзно,
С вниманьем выслушал вопрос,
Который был по форме прост
И выглядел почти курьёзно.
Ответствовал учтиво даме
Её, возможно, ложной драме:

- Господь нас вводит в этот мир
С Им данной внешностью, душою,
Чтоб жили мы своей судьбою,
Вбирая красочный эфир
Явлений, всякие событья,
Уроки рока и открытья,
И в них участье  принимали
И опыт, знанья набирали,
Чтоб в  бытие нас на земле
Душа бы стала чище,
Мудрей, а  мысли выше
В спокойных дум реке.

          -4-

Для нас в том Провиденья вехи,*
И вид наш внешний – не помеха
Для явного установленья
Красы духовной – в том спасенье
Души от грешного паденья,
Суть наших жизненных стремлений,
Стараний долгих и борений.
Но раненых,  больных, увечных
Лечить всех надобно, конечно,
Болезни внешнее теченье,
Но это, право, исключенье.

Второй вопрос мужчиной
Средних лет был задан
С какой-то скрытою причиной,
Что было видно под личиной
Загадочности его чинной,
Он был скорей загадан:

- Скажите, честный отче,
В миру бытует рассужденье,
Что души, если Бог захочет,
Способны к перевоплощенью.
А Ориген, философ Церкви,**
Известный в прошлом богослов
В «…Началах» был привержен цели***
Ученьем подтвердить остов
Такого миропониманья,
Где есть души предсуществованье.***


*Провидение–Божий промысел, Божья Воля о судьбе человека и его души.
** Ориген Александрийский – выдающийся христианский богослов,
(185-254 г.г.).
*** «О Началах» - богословское сочинение Оригена, посвящённое систематическому изложению христианского вероучения. Написано примерно в 228-230 г.г. В нём Ориген обосновывает идею предсуществования души (существования человеческой души, созданной Богом до рождения её человеческого образа) и её перевоплощения в многочисленные человеческие образы по воле Господа. В указанной работе Ориген выступает против предположения о возможности переселения человеческой души в низшие живые образы (в животных, растения). Подробнее суть учения о перевоплощении человеческой души изложена в главе поэмы «Благословение».

           -5-

К изложенным таким воззреньям
Какое Церкви отношенье?
Что будет с телом и душой,
Когда пойдём мы в мир иной?
Сознанию нельзя смириться,
Что ждёт тебя по смерти тьма,
И знанье, что за «тишина»
Грядёт за нею, пригодится,
Когда поймёшь, что жизнь прошла,-
Тем легче в нею разлучиться,
Кто смел заранее узнать,
Скрывает что конца печать.

Священник взгляд вниманья полный
На страждущем остановил*
И речью лёгкой, будто вольной,
Догматы Церкви огласил:

- Душа, рождаясь вместе с телом,
Свой путь проходит на земле,
Но смерть является пределом
Её гнездовья в естестве.
Она попрежнему живёт,
Возносится на частный суд,
Пред Богом трижды предстаёт.**
И душу там от мук спасут
Земные добрые деянья,
Прижизненное покаянье,
Когда был грешен человек
И прожил суетно свой век.


*  Страждущий – синоним слов – переживающий, страдающий.

** По церковным догматам душа по смерти человека предстаёт пред Богом на 3 и 9 день для поклонения Ему. В 40-й день совершается частный Божий Суд, на котором решается её участь, т.е. душе присуждается, где она будет находиться до Страшного Суда Божьего над всем человечеством, в райских кущах или в аду.

          -6-

Там будет принято решенье,
Господь воздаст всем по делам:
Кому-то – райское спасенье,
Грехов не тягостных прощенье,
В Христа кто верил, Небесам.
Иным, в грехе кто закоснел,
Им уготовано забвенье
И адское души томленье,
Наступит их судьбе предел.*

* Ев. от Матфея 25:31-46; Откр. Иоанна 20:11-15; 21:8.

Всё будет так и будет длиться
До тех времён, блеснёт когда
Христа воздетая десница,
Как символ Страшного Суда.
Под трубный звук тела воскреснут,**
И души в них войдут опять,
И люди обретут всеместно
Способность дух свой изменять,
Способность каяться и править
Греховный образ мыслей свой,
Сознание наново ладить,
Судьбу пред судною чертой.
Господь ведь судит всех любовью,***
А это значит - выбор есть:
Остаться с ним всем духом, кровью
Иль бытность во грехе провесть.
Для праведника суд Христовый -
Не суд – объятия любви,
Предвестье вечной жизни новой
В раю, восшествие зари!
Для грешника Суд Страшный – мука,
Души чернеющий провал,
Там не издаст живого звука,
Чтобы Господь его прощал.

** 1 Посл. Павла Фес. 4:14-17.
***Откр. Иоанна 21:1-4; Посл. Павла Рим. 5:5;
   2 Посл. Петра 3:9.

***[Л.1] Осипов Алексей Ильич, профессор богословия. Глава «Что нас ждёт на Страшном Суде» из книги «Посмертная жизнь души».
               
           -7-

Ему такое наказанье:
В страданье жить греха оков,
Души и тела загниванья,
В аду скончания веков…*

* Откр. Иоанна 20:11-15; 21:8.

Что до теорий Оригена,
Вселенский пятый был Собор,**
На нём епископы все в хор
Голосовали за измену
Ученья Церкви о душе,
Оно так действует уже
С тех пор совсем без изменений,
У Церкви нет об этом прений.
Оригенизм был осуждён,
А верный взгляд о Провиденье
Был в христианстве обретён.

Таков ответ мой на вопрос,
Но вижу, что он не принёс
Для думы вашей разрешенья,
Вам не был новым откровеньем.
Тогда ответьте на него,
Так будет правильней всего.
Ответ ведь этот есть у вас,
Так дайте нам его сейчас.

- Да, честный отче, есть ответ другой,
И он несёт уму покой:


**Вселенский V Собор Христианской Церкви, проведённый в 553 году, предал анафеме учение Оригена о предсуществовании и перевоплощении человеческой души на основе эдикта императора Юстиниана I от 543 г. против Оригена.

          -8-

Не только Ориген, - Климент Александрийский,*
Крупнейший богослов эллинский,
В «Строматах» изложил ученье**
О душах перевоплощенья.
И многие иные,
Отцы святые,
В раннем христианстве
Идеям этим верны были с постоянством.
И мнение имели, что на Соборе пятом,
«Зажатом», страхами объятом
Анафеме был предан Ориген,
Учение его ввели во тлен
По воле лишь Юстиниана***
И под давлением властей, путём обмана.****

Но можно ли вопрос тончайший о душе
Решать манипуляцией, вообще
Считать потом решённым навсегда,
В догмат ввести? Вот, ересь в чём и в том беда.

Господь - Творец Вселенной всей, могущ и благ.
Цель созидания Его – рассеять в душах мрак,
Их к совершенству привести, Венцу Творенья,
И в Царство взять Своё достойных Неба вдохновенья.


*Климент Александрийский – выдающийся христианский богослов,
 (150-215 г.г.).

** «Строматы» - богословское сочинение Климента Александрийского. В нём Климент проповедует учение о предсуществовании и перевоплощении человеческой души.

***Юстиниан I – император Византийской империи (Восточной Римской), время правления: 527-565 г.г., род. в 482 г.

**** На V Вселенском Соборе христианской Церкви решение по осуждению Оригена и его учения о душе было принято с подачи и под давлением императора Юстиниана, т.е. под грубым влиянием мирской власти, см. [ Л.2]. «Вселенские Соборы» А.В. Карташёв.

          -9-               

Но жизни мало, чтобы слабая душа
В людском обличье светлой стала,
И прибывая в нём впервые, не спеша,
Всю мудрость кротости стяжала.

И что тогда?...
Бог должен в ад её отправить
До Страшного Суда?...
Но там дух тёмный не исправить.

Душа лишь в теле, мучаясь, волнуясь,
Путь осветления пройдёт,
И получая воплощений участь,
Спасенье в Царстве Божьем обретёт, -

Понятен многим сути нашей оборот.

Но почему же Церковь часто в клятвах
Толкует об одной лишь жизни духа в теле?

То ясно от чего:
- Отцы святые бы хотели
На этом строить  воспитанье паствы.

Мол, жизнь дана одна,
По смерти будет рай иль ад,
Живи ты праведно,
Войдёшь тогда  в Небесный сад.

Но Веру в мир нельзя вносить,
Её давая в упрощенье,-
Неверье можно получить
В ответ от паствы на стремленье
Людей  речами оглупить.
               
Ведь лучше Веру строить,
О всей её вещая сути,
Тогда придут во Церковь люди
С доверьем к ней, - не чтобы спорить.

И рассуждения мои
Жизнь несомненно подтверждает,

          -10-

Явления её нам открывают,
Каков путь к совершенству для души.

Чтоб доказать, что дух наш ожидают
Прожитья многие у времени внутри,
Посмотрим, что творится в бытии:

Все люди разны, как и разны их понятья.
Есть неудачники, хоть нет на них проклятья,
А есть удачливые - грешники в душе,
За что дано им счастье на земле?

Есть тихие и кроткие, по слухам,
Но в грозный час - герои, честь их духу.
Бахвалистые умники, шумны -
Предатели и трусы в дни войны.

Есть женщины  фигуристы, эффектны –
Пустышки глупые и сути их дефектны.
Но вдруг ты видишь женский тёплый взгляд,
Глубокий и распахнутый, летят
И тонут в нём душевные порывы
Твои мечты и чувства переливы,
А внешность девы вроде бы проста
И не заметна сразу в ней её краса.

Есть ветренны, никчёмны вертопрахи,
Живущие легко, подобно птахам,
А есть серьёзные и умные мужи,
Карьера им важней, чем зов души.

И есть преступники циничные и злые,
И жизнь их бьёт, ведь Господу - чужие.
Хотя, бывает, что порою люди
Ошиблись в слабости, их кто тогда погубит?…

Мы видим, в бытье каждый человек
Особен чем-то часто однобоко,
Ему даётся как-бы на сей век
Вобрать лишь часть чудес пресветлых иль жестоких,
Направленных в судьбу живым потоком

             -11-

От Господа, чтоб полнился ковчег
Души его познаньями глубокими…

И вот, идёт очередной «забег»
По жизни с добротой людской, пороками…

И ясно совершенно, наша суть
Многосторонней станет, кроткой, просветлённой,
Когда в прожитьях многих потаённых
Закончит Богом данный долгий путь.

Пока ж не завершён он вовсе нами,
Ещё проста, без мудрости душа,
То как её судить, деля по граням
Благие и греховные дела?...

Мы не достойны все почти за жизни
Не ада и не рая, как «награды»,
Нас наказать иль наградить, скорее, надо
Прожитьем новым для учёбы душ не высших…

Когда ж пройдём чрез многи ипостаси,
Заслужим Страшный Суд от Божьей Власти,
И нищие духом обретут в миру ином,
Что было им завещано Христом.*

* «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
  Ев. от Матфея 5:3, Нагорная проповедь Христа.

Я думаю, что Божье Провиденье
Так именно людские сути честные
Ведёт во Свет и Царствие Небесное –
Чрез многие миры и воплощенья…

Вот мой ответ, он, батюшка, таков,
Уверен в правоте своих я слов.

- Возможно, в чём-то правы вы
И думать сами так вольны,-
Сказал отец Сергей серьёзно.

         -12-

Он был доволен скрупулёзным
Анализом людской души.
Ответил далее «пророку»:

Жизнь преподносит нам уроки,
И объяснить их трудно нам,
И есть известные намёки,
Что в воплощеньях Небесам
Возможно исправлять пороки
Душевных неудачных драм,
Но вольнодумные упрёки
Догматам давним, очень строгим
Не примет Церкви нашей храм.

Бываю в тюрьмах я нередко,
Пытаюсь словом излечить
Дух заключённых мрачный, едкий
И к доброте его склонить,
И словом Божьим, незабвенным
Рассеять в татях тягу, страсть*
Решать проблемы неизменно
Греховным промыслом. Напасть
Ту притушить, потом изгнать,
Внести в них свет и благодать.
Но тщетными бывают часто
Мои усилья и труды.
Преступный опыт тянет властно
Их в сети дьявола. Увы,
Людей тех трудно всех спасти,
Сердца от злобы отвести -
Так закоснели во грехе,
Сих скверных гибель ждёт в огне.**
Но не понятно, почему
Темны их помыслы в миру,
Вся жизнь -  мученье,  наказанье,-
За преступленья воздаянье?
В какой же жизни, в этой самой,
Иль в прошлой, гадкой и не правой?

** Откр. Иоанна 21:8.


*Тать – вор, похититель, разбойник.

        -13-

А вот, ещё я расскажу
Историю вам всем одну:

Жила семья в приходе нашем,
Благополучьем был окрашен
Её небедный, ладный быт,
Он тихим счастьем был укрыт,
Семейным, тёплым и лучистым,
И добрым, искренним и чистым.
В семье рос мальчик лет шести
Голубоглазый и красивый,
Отца и матери любви
Носитель юный и игривый.
Не предвещало ничего
Беды. Но счастье не спасло
Уклад семейный, добрый  дом,
Произошёл судьбы излом…

Тот мальчик с добрым сердцем был,
Гуляя, взор свой обратил
На рощицу, где на ветле
Пищал котёнок в вышине.
Хоть запретила ему мать,
Полез котёнка он спасать.
И спас…
Спускаясь, вдруг не удержался,
Упал на корни, распластался
И позвоночник повредил.
С тех пор сынок недвижен был.
               
Конечно, в лучшую больницу   
Родители его свезли,               
Все - от хирурга до сестрицы
Недуг лечили, как могли.
Но что-то там не получалось,
И мальчик чахнуть стал, слабеть,
Родители тут убоялись,-
Сынок их может умереть.
Они в отчаянье своём
Пришли тогда ко мне вдвоём.
Молебен в храме заказали
О здравии божьего раба,

        -14-

Крестились,  руки воздевали
У лика скорбного Христа.
Молились в горе своём бедны,
Пока известье не пришло,
Что все усилия их тщетны,
Моленье им не помогло.
Да, это трудно произнесть,
Но мальчик умер, вот та весть.

Что было после, вам скажу,
То грустно вспомнить самому…

Семья покинула селенье
И продала свой новый дом
Не в силах претерпеть томленье
От вида тех вещей, что в нём
Несли о сыне вспоминанье,-
О нём живом и о прощанье
С ним,… спящим в гробе вечным сном.

Но, главное, что потрясло
Меня, как пастыря всего
Прихода нашего селенья:
Их дух не выдержал мученья,
Ища виновного во всём
Том горе, что пришло в их дом.

Супруги отреклись от Бога,
Который, как казалось им,
Всё сделал так, что вот, в итоге
И умер их любимый сын.
Они не жили во грехе
И верили в Христа, как все,
И думали, что их семейство
Он сбережёт от чар злодейских
Судьбы невнятной, непонятной,
А Он «судил» их так «предвзято»…

Как можно это объяснить,
И надо ль Бога им «простить»
Или понять, что был лишь случай,
Свой дух неверием не мучить?

          -15-

А может, корни невезенья
Искать в их прошлых воплощеньях?
Но это слишком примитивно,
И я скажу, богопротивно.
Нам надо твёрдо уяснить,
Нельзя всё в жизни объяснить,
Судьба, ведь промысел Господень,
Не нам судить, как он устроен.
Но надо помнить об одном,
Бог любит чад своих в любом
Души телесном воплощенье,
Он им несёт добро, спасенье.
Его цель бесов в нас унять,
Посеять в душах благодать.
Он рок наш к этому влечёт,
Но трудно внять в судьбы полёт.
И ей противиться не надо,
Господь ведёт нас, своё стадо,
Туда, где Царствие Его,
В сё веря, мы войдём в Него.
Об этом надо думать в жизни
И Господу в том помогать,
И с кротостью мириться с ближним,
Христу стараться подражать
И строить Храм в душе своей
Из Веры, светлый, всем заметный,
Трудясь над этим тысячи дней,
Не уставая сердцем смертным,*
Пытаясь согревать вокруг
Другие души в грешном теле,
Которые от разных мук
Пасть могут в жизненном уделе.

*Ев. от Луки 17:20,21 – «…(Христос) отвечал им (фарисеям): Не придёт Царствие Божие приметным образом, И не скажут: «вот оно здесь», или «вот, там», Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».
               
И если Храм тот духа создан,
То вы не зря пришли в наш мир.
Душою вашей был он познан
И превращён в ней в «эликсир»
От злобы душной и распада,
От нетерпимости, разлада,

         -16-

От жизни грешной без прощенья,
Тот Храм – условие спасенья
Людей в конце земного бденья.
И Он - души основа нашей,
Частичка Царствия Небес,
Которое есть Божья Чаша
Во средоточии чудес,
Воссозданных могущим Богом.*

*Откр. Иоанна 21:1-6

Благословляю здесь всех вас,
На жизни светлую дорогу
Боренья, самовоспитанья,
Терпенья, Бога познаванья…
Аминь. **               

Священник вновь тут  обратился
К мужчине в зале средних лет,
Который сообщил «секрет»
О Вере, пастырю открылся.

- Такой ответ теперь вам ясен,
Согласны ли теперь со мной,
Чем путь земной наш важен, красен,
Чем жить, когда дано судьбой
Вдруг испытание, потеря,
Когда здоровье подвело,
Когда мы старимся, не веря,
Что наше время уж прошло,
И жизнь не вечна под луной,
И ждёт нас скоро мир иной…

В конце пути мы думать будем,
Как пройден этот самый путь:
В нём были праздники и будни,
Преодоленье вязких пут
Душевных связей сложных судеб,

**Аминь (греч. амен) – означает верно, истинно, да будет так. Это слово произносится священниками по окончании молитв, проповедей для подтверждения истинности сказанного.

        -17-

Была работа и проблемы,
Провал свершения греха,
Серьёзная была дилемма,
Как поступить - жизнь коротка:
Её потратить на соблазны
Или на труд души, ума,
На взлёт таланта или праздный,
Ничтожный опыт жизни дна?

Познаем ныне откровенье,
Прочувствуем его сполна,
Оно придёт, как вдохновенье,
Сошедшее к нам Свысока,
Когда пожившая душа
Готова будет уж сама
Объять его, назвать прозреньем:

Тот, кто грешил и суетился,
Кто был никчёмный вертопрах,
Тот вдруг поймёт, что поплатился,
Прочувствует душевный крах.
С тревогой будет ожидать,
Что дальше встретит за «чертою»
Жития нелепого пустого,
И будет твёрдо понимать,
Что так наказан он судьбою.
И страхом будет весь томим -
Не выполнил предназначенья,
Ниспосланного Свыше Им,
Христом, для своего рожденья.

А кто  прислушивался чутко
К движениям своей души
И напряжением поступков
Талант свой оправдал, свершив
Творения мирские,
Неведомые никому,
Явив, как чудеса, впервые,
Подобно Богу Самому,
Но был при этом человеком
Земным и скромным, без греха,
Жил озарённый, Верой, Светом
Идей могущего Христа,

         -18-

Тот век свой доживёт в покое,
Излив с души все до конца
Её глубины. Неземное
Он примет счастье от Творца:
Сиянье радостное в душу…
Оно обиды в ней затушит,
Таланты будет освещать
И тёмные тревоги рушить,
Вносить любовь и благодать.*

*Ев. от Матфея 5:6-10, 14-16.

Хочу сказать я в речи вам,
Что ад и рай возможен там,
Где с вами мы живём, в миру.
Снискать здесь можно доброту
И Господа благоволенье,
И наказанье, не прощенье.
Зависит многое подчас
От Веры нашей в Божий глас,
Ведёт который нас незримо,
Но верно, неисповедимо.
Его в молитве надо слушать,-
Поймут желанья Бога души,
И жизнь в  миру мы поведём,
Как то завещано Христом.
О жизни чаще думать надо,
А не о том, что ждёт «потом»
Нас в мире некоем ином,
Ведь наша доля здесь, вся рядом,
Её должны избыть с трудом,
Преодолев греха преграды.
И наша миссия труда
В духовности, талантов рвенье.
Для Господа она важна
Так как в ней душ идёт ученье,
Их медленное просветленье.
Сего желают Небеса.

- Но, батюшка, а как же быть,
 Когда не чувствуешь талантов?

         -19-

И чем тогда тем людям жить,
Когда не видно вариантов
О приложении своём,
И как искать его во всём
Многообразье жизни нашей,
Как выбрать, что важней и краше?

Вопрос священнику в конце беседы
Был задан дамой молодой.
Красивый облик оной озорной
Нёс на себе приметы непоседы.
Давно хотелось ей спросить
О важном для себя явленье, -
Узнать, без дарований как прожить,
При этом не утратив уваженья
К себе, да и подруженькам своим,
Которых у неё был целый клин.

Отец Сергей с улыбкой на даму посмотрел,
Возможно, что-то для себя узрел,
Ответил в свойственной манере,
Когда он говорил о Вере,
Серьёзной, доброй и учтивой,
Но начал несколько игриво:

- Не след, вам, красе русской,
Думать, что нет в вас дарований никаких,
Не скроешь то от глаз людских,
Не может быть от этого уж грустно.
Но и, конечно, по другому отвечу я на сей вопрос,
Он часто задаётся теми, кто до него «дорос».

Я говорил, ещё скажу
И цель в миру вам укажу:
Важнейший из талантов наших
Есть Свет души непреходящий, -
Свет Веры и любви Господней,
Он всех талантов благородней.
Подобно чудной райской птице
В душе спасительный гнездится
И вложен Господом туда.*

*Посл. Павла Рим. 5:5

       -20-

Как путеводная звезда   
Он нас вести по жизни будет,-
Поступков наших судия,
Основа счастья бытия,
Блажен, в ком Светоч сей пребудет.         
И дело наше дар сей чудный
Почаще в жизни применять
И свет души свой открывать,
Но это подвиг многотрудный…

Не всеми свет сей будет принят.
Простая, тёмная душа
Его не впустит, не приимет,
Агрессией своей дыша,
И будет гнать его, чернить,
В себе стараясь свет убить.
Но знаем мы, что и Христос
Гоним был слабыми по духу
И теми, кто душой был прост,
Кто клеветал о нём по слухам.*

* Ев. от Матфея 23:37-39; 26:3-5; 26:47-50; 59-62; 67-75;
  Ев. от Луки   22:63-65; 23:18-25 и др.

В преодоленье мы должны
Нести в свой мир любовь и святость,
Христос, ведь с нами, всем нужны
Его Заветы, его благость.
И если в жизни неприметной,
Хоть в малой доле, без конца
Мы сможем подвиг сей заветный
Свершать, то  жёсткие сердца
Смягчатся, свет приимут наш, -
Вот час Христа победы светлый
И он, конечно, тоже ваш.
И есть то Веры проявленье,
Шаг малый, но для душ спасенья.
Тогда в вас будет озаренье,
Что вы причастны к делу Бога,-
Вот жизни главная дорога.

          -21-

И цель важнее не сыскать -
Свет в душах ближних пробуждать.

Являть должны вы благородство,
Терпенье, честность, доброту,
Своей морали превосходство
И состраданье,  теплоту
Везде, где б не были в миру,
Ко близким в доме и родным,
И к ближним людям, всем иным.*
Быть может, это трудно, да…
Взамен же будет вам всегда
Господнее благоволенье,
Он даст вам лёгкость на душе,
Сознанье Высшего служенья,
Которое вас ждёт уже…

* Ев. от Матфея 22:34-40; 25:31-46; Ев. от Луки 10:25-37 и др.

Хочу я этим рассужденьем
Закончить проповедь мою,
Занятью нашему в продленье
Духовное услышим пенье,-
Напев, который я люблю.
Глубинный, монастырский, старый,
И назван «Ныне силы небесныя».**
Достоин сам духовной славы
Валаамского монастыря.
Поётся же при Литургии
И выносе Святых Даров,
Рождает чувства он благие
И дух возносит от оков,
Дарует светлое желанье
С любовью Господу служить,
Привносит торжество  в сознанье.


** Одним из лучших вариантов исполнения напева Валаамского монастыря «Ныне силы небесныя» следует признать его в запись хором Петербургской Духовной Академии, Семинарии и Регентского отделения под управлением иеромонаха Ионафана. Она сделана в год 1988, тысячелетия крещения Руси и в честь этого праздника.

          -22-

Священный трепет не забыть,
Когда напев уже прослушан,
Созвучный счастью, он вам нужен.

Священник скромно замолчал,
Дал знак дьячку: «пора уже»,
И в наступившей тишине
Хор мощно гармонично зазвучал,
Рождая дрожь благоговенья в глубине
Души созвучьем голосов,
И смыслом, красотой славянских слов
О единении людей и Сил Небесных
В служении Царю во Славе Крестной,*
Об обращении с любовью ко Христу
И к жизни причащения в раю.

Распевы хора были словно душ звучанье
О клятве в Вере, верности Царю
При его встрече и за ним признанье
Его главенства в Небесах и здесь в миру
И красились достойнейшим величьем,
Слияньем возносимых голосов:
Мужских низов, верхов девичьих,
Летящих в небеса, в простор веков.
Мужское пенье было благородным,
Весомым, с тайной в глубине,
А женское и светлым, и свободным,
Парящим, будто эхо на заре.
В конце напева хор заполнил всё пространство
Ликующим созвучьем в унисон
И праздничным распевом, с постоянством
Венчающим моленья. И трезвон
Многоголосый слился с ним,
Став от него неотделим,
Возникла звуков буря.
Хор пел с торжеством, Аллилуия!**

Прервал распев… Пространство обнажилось…
В нём тишина звенящая открылась…


*Царь во Славе Крестной или Царь Славы – именование Иисуса Христа, в котором очень сильна связь с Крестной мукой.
**Аллилуия – возглас, заключающий в себе хвалу Господу.

          -23-

Хоть, стихло пенье,
В уме звучать всё продолжало,
Томя, блаженное волненье,
Как гимн возвышенный,  рождало.

Иерей рёк правду, песнь дала
Сознанью чувство упоенье,
Сакральный трепет привнесла
В него звучаньем – откровеньем,
И ощущенье очищенья
Познала чуткая душа.
И мудрость славная сошла
Мирянам позже чуть прозреньем,
То было видно в выраженье
Их лиц, как в светлых образах,
С теплом в глазах, в осанке гордой -
Осознанность вошла в них твёрдо,
Что Вера, русский наш народ в миру неразделимы,
В веках Христос, Святая Русь – да,…
Будут им любимы!

В конце занятия мы хором
Прочли молитву «Отче наш…»,*
Христа Завет нам и багаж
Основ морали в мире спорном.

*Ев. от Матфея 6:9-13; Ев. от Луки 11:2-4

Читали искренне, с волненьем,
Ведь были все под впечатленьем
Напева. Пастырь нам не зря
Дал слушать песнь монастыря.
Потом тепло мы попрощались
С отцом Сергеем, кто учил
Нас целый вечер от души,
Чтоб Господа познать пытались.
И паству он благословил.

Когда мы с ним вдвоём остались,
Меня он дальше, что мне в радость,
Учиться Вере пригласил.

         -24-

С занятья шёл я не спеша,
Вдыхая свежий и морозный
Осенний воздух.  Пылью звёздной,
Осыпан из Медведицы ковша,
Сиял огромный небосвод.
- Какие тайны он несёт,
Сверкая так глубинами материй,
Дыша эфиром грандиознейших феерий,
Полей космических и океанов,
К которым мы летим средь  блещущих туманов?
Ведь где-то там…  Господь пребудет
И нас всех видит,  и всех любит…

О таинствах Небес
Был на занятье разговор у нас,
И многое я для души припас,
Не утолив свой к Вере интерес.
И далеко не всё, что знать хотелось,
Познал, понять что не терпелось.
Но главное услышал я:
Ответ о смысле бытия…
А тонкости, детали
Мистических реалий,
Быть может, и не надо знать,
Скрывают их от нас вуали
Небесных Сил и Тайн печать.
И знать никто не может точно
Все откровения Христа,
Ничей рассказ не правомочен
О Царстве Божьем до конца.
И не дано то  человеку,
Ведь это промысел Христов,
Он дал нам главное: Во веки
Освободил нас от оков
Агрессии - идею Света
Любви внёс к ближнему в душе.
И это то, чем жизнь согрета
Моя вся будет, и уже
Как раньше жить я не смогу,
Завет Христа сей сберегу
И попытаюсь так любить,
Чтоб Свет свой ближним всем дарить.

          -25-

Так голос внутренний звучал во мне,
Как исповедь в вечерней тишине…

От дум во праведной волне
Я ощущал торжественность в тот час,
В ответ, как будто, слышал Божий глас:

- Судьба твоя у Веры в глубине…

Он нисходил от Высоты Небес,
Где Млечный путь искрился сонмом звезд.