Сцилла и Харибда рифмоскладывания

Docking The Mad Dog
       Мало кто из стихоскладателей исходно понимает, во что ввязывается, когда начинает свои опыты в версификации. На входе нет "типового договора", который можно было бы мельком пролистать и ужаснуться, Евтерпа даже отдалённо не напоминает Сатану с контрактом и вот этот термин – "писать кровью" с поминанием "Души" – скорее, относится к мифотворчеству. На входе нет даже таблички "Не влезай, убьёт!", "Высокое напряжение!" – кто же этому поверит, когда ноздри уже улавливают запахи трав и леса, слышно чирикание певчих птичек и чуть вдалеке мелькают прочие приятные бонусы? (Мужская версия – «Аплодисментов не надо. Цветы в вазу, девочек – в спальню!»)
       "Мир поэзии" – достаточно сложная область, я не рискну сейчас давать каких-то сакральных и научных определений. Но следует обратить внимание, что разговор идёт не только о стихотворном тексте на бумаге (экране монитора и т. п.), и не о тексте, прочитанном вслух. Сюда же относится эмоциональное и информационное воздействие на читателя (слушателя), влияние, чуть опосредованное, на окружающую действительность. Более того, существует и влияние на автора произведения, но об этом чуть ниже.
       Почти каждый когда-то слышал, пусть и мельком, фразу "Мысли материальны". На этом абзаце моего эссе читатель может махнуть рукой и бросить чтение с репликой: "Чушь! Понесло в мистику".

               =======
На каком-то диспуте:
– Бога нет. Я его не видел, с чего мне в него верить?
– Я не видел твой мозг. Значит ли это, что у тебя нет мозга?
               =======

       Давайте вернёмся к фразе – "мысли материальны". Это лишь реплика, слишком краткая и без каких-либо аргументов. Потому и воспринимается чаще всего скептически. Но не будем торопиться.
       Многие начинающие авторы в стихах пытаются проговаривать собственные мысли, эмоции по тем или иным событиям в своей жизни или окружающем мире. "Пиши о том, что хорошо знаешь" – из каких-то рекомендаций начинающим писателям во времена социалистического реализма.
       Если бы все писали только так, то до жанра "fiction" (художественная литература, беллетристика, вымысел) мы бы никогда не добрались. Плохо развитое воображение привело бы к мемуарам и хронике, с лёгким налетом выдумки для украшения "себя любимого", к записям в "девичий дневничок".
       К счастью, всё не так буквально и не так трагично, воображение и способность предсказать, просчитать что-то чуть заранее есть у всех. На каком-то этапе автор стихов уходит от "дневниковых" текстов, его опыт позволяет написать художественное произведение, в котором ситуация "моделируется" (когда начинаешь мечтать, подумай: "А что если сбудется?").
       Возможно, вы уже замечали, что стихотворных произведений на тему «всё хорошо» – не так и много в процентном отношении. Информация с «положительным вектором» воспринимается не так остро, не отправляет в мозг сигнал «Внимание, опасность!»

               Дар поэта – ласкать и карябать,
               Роковая на нем печать.
               Розу белую с черной жабой
               Я хотел на земле повенчать.

               Пусть не сладились, пусть не сбылись
               Эти помыслы розовых дней.
               Но коль черти в душе гнездились –
               Значит, ангелы жили в ней.

       При написании подобного эссе желательно повторять оговорки «имхо» (по моему скромному мнению). На меня приведённые строчки Сергея Есенина производят то самое «стрессовое воздействие» не за счёт яркости метафор и пафоса. Здесь больше воздействует парадоксальность, надрыв, некая обречённость. Это не означает отрицания или принижения «тихой лирики», во многих текстах срабатывают чуть другие «триггерные точки», но сейчас речь об опасностях...

       – Небо синее, солнышко светит. Птички щебечут, ручеёк журчит.
       – Славно. Хорошо.
       – А вон сюда бежит разъярённый колхозный бык.
       – Что??
       – Бык.
       – Ёшкин кот!
       – Нет. Бык.
       – Аааа!!!
       И в этой ситуации пейзажная лирика довольно быстро становится фоном, всего лишь декорацией пейзанского триллера с погоней и спасением на дереве. Встряска с "отрицательным вектором эмоций" по яркости и значимости воздействия легко перекрывает благодать и пастораль.

          О, знал бы я, что так бывает,
          Когда пускался на дебют,
          Что строчки с кровью – убивают,
          Нахлынут горлом и убьют!

          От шуток с этой подоплекой
          Я б отказался наотрез.
                Борис Пастернак

       Написание художественных текстов на определённом этапе предполагает, что автор вживается в роль «героя» своего произведения, персонажа, проигрывает внутри ситуацию и развитие событий. И чем талантливее автор, тем лучше это получается.

       = "Поэзия – это доказательство жизни. Если твоя жизнь пылает, поэзия – это её пепел.
       ....
       Утрата – это мать творчества.
       Все самые хорошие произведения на земле созданы из-за отсутствия любви.

       В любом выдающемся творчестве всегда содержится разрушительный элемент – и именно он доставляет нам истинное удовольствие. Разрушение неприемлемо только в том случае, когда дело касается политической или социальной жизни. В том, что мы зовём искусством, разрушительность – это одна из самых желанных характеристик." Леонард Коэн (1934-2016), поэт, музыкант. [1]

       "Я давно думаю, – писал академик А. А. Ухтомский, – что писательство возникло в человечестве «с горя», за неудовлетворенной потребностью иметь перед собою собеседника и друга! Не находя этого сокровища с собою, человек и придумал писать какому-то мысленному, далекому собеседнику и другу, неизвестному, алгебраическому иксу, на авось, что там, где-то вдали, найдутся души, которые зарезонируют на твои запросы, мысли и выводы! В самом деле, кому писал, скажем, Ж.-Ж. Руссо свою «Исповедь»? Или Паскаль свои «Мысли о религии»? Или Платон свои «Диалоги»?".

       "В сущности, писать следует только для того, чтобы освободиться от темы, которую обдумывал так долго, что больше нет сил носить ее в себе; и разумен тот писатель, который пишет с одной целью вернуть себе душевный покой." Сомерсет Моэм (1874-1965).

       Почему многие поэты «сгорают» раньше срока? В силу эмоционально-психологических особенностей личности? Слишком глубоко погружаются в творчество?

          ...Поэты пьют, я знаю по себе.
          Поэты пьют как воду спирт и водку:

          Тупым ножом под ребра неба воткнут
          Нетрезвый взгляд поэта.
          Пей поэт!
                Дмитрий Артис, 2002 г.

       И на этом этапе необходимо вспомнить определённые «суеверия» среди актёров. Процитирую отрывок из статьи, которую советую прочитать целиком (ссылка в конце):

       = "Актеры, как правило, люди суеверные. Они не смотрят поверх плеча коллеги, боятся рассыпать грим, входят в гримёрную с левой ноги, печалятся, если генеральная репетиция в театре прошла удачно, и, конечно, боятся играть умирающего, чтобы не погибнуть по-настоящему. Однако без смерти на сцене и съемочной площадке обойтись невозможно, иначе режиссерам пришлось бы отказаться от 90% сюжетов: от «Матрицы» до «Ромео и Джульетты». Удивительное дело: порой актеры в самом деле загадочным образом навлекают на себя судьбу своих персонажей…" [2]

       Давайте кратко вспомним ещё один термин.

       = "Самосбывающееся пророчество (англ. self-fulfilling prophecy) – это определение и восприятие самим человеком какой-либо ситуации как реальной, вследствие чего она становится реальной по своим последствиям.
       ...
       Самосбывающееся пророчество можно рассматривать как результат внушения или самовнушения, независимо от того делается оно осознанно или случайно. В традиционных культурах существуют определённые суеверия (колдовство, сглаз, порча), действие которых, как известно, зависит от того, верит жертва в опасность этих воздействий или нет. В наше время такое внушение часто срабатывает, когда люди с телеэкранов дают определённые установки телезрителям. Например, астролог говорит, что на следующей неделе люди такого-то знака зодиака будут чувствовать страх или головную боль. В результате, впечатлительные, поддающиеся внушению люди могут действительно испытывать описанные таким «специалистом» симптомы.
       ...
       Феномен влияния установки на восприятие наглядно отражает русская притча: Нагадали мужику, что у него сосед топор украдёт. И вот, однажды пропал у мужика топор. Вышел мужик со двора, видит – сосед идёт. Идёт он, как укравший топор, глядит, как укравший топор, и улыбается, как укравший топор. Всё понял мужик, загрустил и вернулся в избу. Глядь – под лавкой топор лежит. Выбегает мужик на улицу и видит, что сосед идёт не как укравший топор, глядит не как укравший топор и улыбается не как укравший топор." [3]
       ... (конец цитаты) ...

       Приведенная цитата относится уже к области социологии и психологии. При желании в поисковике можно найти много публикаций на эту тему. И на фоне этой информации фраза «мысли материальны» уже приобретает чуть другую окраску.

       Небольшой пример из физиологии (нейрофизиологии).
       Когда у человека хорошее настроение и самочувствие, когда он вспоминает или испытывает положительные эмоции – на лице может появиться улыбка. Это определённые реакции мимических мышц под воздействием импульсов из ЦНС и это знают почти все. Практически одновременно от мышц в мозг по «каналам обратной связи» отправляется доклад, что «команда выполнена». На знании этого строятся рекомендации многих специалистов по психологии и аутотренингу: надо улыбаться, улыбаться себе в зеркало и т. п.
       Обычная схема: все хорошо – мозг – улыбка – доклад в ЦНС «выполнено».
       Приём аутотренинга: улыбка – сообщение в мозг «выполнено» – мозг получает «подтверждение», что всё хорошо... (это упрощённая схема, но достаточная для объяснения).
       Примерно по этому же принципу строится реабилитация после инсульта, когда массажист сгибает и разгибает парализованную конечность и принудительно отправляет в мозг сигнал, что мышцы сокращаются, работают.

       В связи с профессиональными особенностями могу вспомнить ещё термин:
       = "Ятрогения – это вербальное внушение или воздействие авторитетного человека, утверждающего, что у человека присутствует определённое заболевание. Информация, исходящая из источника, который воспринимается как авторитетный и компетентный, создает у человека установку, под воздействием которой изменяется состояние здоровья в следующем порядке: сначала меняется восприятие ощущений, затем – эмоциональное состояние, и вследствие этого меняется самочувствие." [4]

       = Нейролингвистическое программирование (НЛП, англ. Neuro-linguistic programming) – определение термина легко можно найти в Гугле. А навскидку здесь можно увидеть «лингвистическое» (с помощью слов) и «программирование». Многочисленные курсы утверждают, что это техники достижения успеха в различных областях, но мне нравится и версия о "скрытом манипулировании" собеседником.
       На тему программирования намекает и поговорка:

              "Повторяй человеку, что он свинья и он скоро захрюкает".

       Имеет смысл упомянуть эффект Вайзмана: ты притворяешься, что любишь кого-то, а потом начинаешь в это верить.
       Ричард Вайзман (Richard Wiseman) – профессор Университета Хертфордшира, Англия (University of Hertfordshire), автор более 8 книг.

       Небольшая заметка на эту тему: "Ученые выяснили, как вызвать любовь":

       Психолог Ричард Вайзман, изучая проблемы отношений между мужчинами и женщинами, пришел к выводу, что влюбленностью очень легко управлять. Как эмоции порождают поведение, так и поведение способно вызывать эмоции. Проще говоря, достаточно вести себя, как по уши влюбленный, и чувства не заставят себя ждать.
       Ричард Вайзман советует тем, кто не верит в любовь и не считает себя способным на романтические отношения, попробовать вести себя в соответствии со всеми клише из женских романов, как бы пошло это ни казалось. Встретив человека, который хотя бы немного вам симпатичен, общайтесь с ним так, как будто вы уже влюблены: долго смотрите в глаза, ищите встреч, узнавайте о нём больше. Очень быстро интерес перерастёт в глубокое чувство и с большой долей вероятности вызовет ответную реакцию. [5]

       "Влюблен по собственному желанию. Почему бы нет?" (отрывок):

       Любовь можно вызвать произвольно, обнаружили учёные. Приём, который предлагает психолог Ричард Вайзман, был известен ещё века назад. Вкратце он звучит так: притворяйся, что у вас уже роман. Только наши прабабушки считали, что таким образом можно манипулировать кавалером, а учёный уверен: эта уловка действует не на партнера, а на нас самих.

       Изучая проблемы взаимоотношения полов, психолог Ричард Вайзман пришёл к выводу, что влюблённостью можно управлять. Сформулированный им метод был известен ещё века назад. И звучит он так: делай вид, что вы уже пара и страстно влюблены.

       Правда, тогда опытные кокетки пользовались им для того, чтобы заманить в сети очередного кавалера. Под давлением этого приема мужчина тушевался: если дама ведёт себя так, словно между ними уже что-то есть – возможно, это на самом деле так... А вот Вайзман утверждает, что в таком случае контролю поддаются не чувства партнёра, а... ваши собственные. Известно, что эмоции влияют на поведение, но существует и обратная связь, говорит Вайзман.

       Если вы на несколько дней станете вести себя так, будто страстно влюблены, чувства не заставят себя ждать. Интересно, кому может пригодиться такой рецепт?... Возможно, людям, которые слишком долго осторожничают и вообще не склонны влюбляться с первого взгляда, но мечтают о романтике. [6]

       Кстати, много примеров из кинематографа наглядно иллюстрируют эти исследования. Если по сценарию актриса и актёр играют романтические отношения и сильно вживаются в роли, то это нередко приводит к развитию романа и вне съёмочной площадки (Райан Гослинг и Ева Мендес, "Место под соснами";  Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон, "Сумерки"; Брэд Питт и Анджелина Джоли, "Мистер и миссис Смит"; Райан Рейнольдс и Блейк Лайвли, "Зеленый фонарь"; Том Круз и Николь Кидман, познакомились на съёмках "Дни грома" и разошлись после "Широко закрытые глаза"; Сиенна Миллер и Джуд Лоу, "Красавчик Алфи: чего хотят мужчины"; Ольга Дроздова  и Дмитрий Певцов, "Прогулка по эшафоту"; Джонни Депп и Эмбер Херд, "Ромовый дневник"; Моника Беллуччи и Венсан Кассель, "Квартира"; Наоми Уоттс и Лев Шрайбер, "Разрисованная вуаль"; Рейчел Вайс и Дэниэл Крейг, "Дом грез";  и др.).   

               - - - - - -

       Не знаю, насколько внятно мне удалось проговорить ряд тезисов, но вернёмся к стихотворным произведениям. Есть ли реальные опасности каких-то стихотворных текстов для самого автора? Могут ли они запускать те самые механизмы само-программирования («самосбывающиеся пророчества»), влиять уже на собственно жизнь автора? Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет, но есть ряд примеров, которые не добавляют оптимизма.
       К примеру, поэт, будучи в браке, вдруг начинает писать тексты о разлуке с любимой женщиной или о женской измене. Через какое-то время семья разрушается. И что в этом случае первично – смутные подозрения об адюльтере или самопрограммирование на ожидание «засады» – уже трудно сказать.
       Женский вариант: поэтесса придумывает образ некоего героя произведения – мужчину, который более соответствует её ожиданиям, чем её супруг (бойфренд). А есть версия, что сначала «измена» или «другой мужчина» появляются в сознании, проговаривается сама допустимость этих понятий... И в этом случае найти повод для начала «боевых действий» и поиска приключений уже совсем нетрудно. (Все имена изменены, любые совпадения совсем случайны.)

       Елена Ваенга, пресс-конференция в Екатеринбурге, 14-я минута на видео:
– Слово имеет очень серьёзную силу. /... / Я насочиняла (песни), а потом они просто сбылись. А сбылось самое нехорошее, самое. /... / Я написала песню про девушку, которая болеет раком. Да, сестра. В результате моя родная сестра заболела  раком. Я таких песен больше не пою. [7]

       "При жизни многие считали Ахматову ясновидящей. Мандельштам, например, называл ее Кассандрой. Сама же она писала так: «Будущее бросает свою тень задолго до того, как войти». Некоторые вещи, которые приходили ей свыше, она просто боялась записывать, поскольку слова материальны, слово – это действие. В одном из стихотворений Ахматовой есть такие строки: «Я гибель накликала милым, И гибли один за другим. О, горе мне! Эти могилы Предсказаны словом моим»."
       Из статьи в АиФ 18.06.2014 Сергей Грачёв
       Судьба Кассандры. Почему Анна Ахматова боялась своих стихов?
       (ссылку не прикрепляю, не отображается)

               - - - - - -

       На определённом этапе хороший актёр учится выходить из роли, из образа. Разделять свою жизнь и творчество. У авторов, возможно, появляется навык «блокировки» обратных импульсов от собственного произведения. И действительно, многие стихи могут быть «фотографическим снимком неких сиюминутных эмоций на их пике». Надо ли позволять написанному тексту влиять снова и снова на сознание автора? Кто главный?
       Те же самые стихи могут выполнять и функцию психотерапевтическую: «Сказал и этим облегчил душу» (лат. Dixi et animam levavi).
       Если сказанное ещё и записать, то можно попробовать выбросить из головы. Вот и Платон в одном из диалогов («Федр») высказывал мысль, что если слова записывать, то они быстрее выветриваются из головы. От записывания  память человеческая только слабеет. [8]

       Господа Скалозуб и Фамусов высказывали сходные мысли об опасности записанных слов:

Скалозуб

       Я вас обрадую: всеобщая молва,
       Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий,
       Там будут лишь учить по-нашему: раз, два!
       А книги сохранят так: для больших оказий.

Фамусов

       Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
       Забрать все книги бы да сжечь... [9]

               - - - - - -

       Что же на другом полюсе от «чрезмерного погружения в творчество»? Фигляры и престидижитаторы, ловко жонглирующие словами и звуками? Профессиональные филологи, знающие много умных, интересных слов («и, наконец, пригодилось»)? Усидчивые графоманы с высунутыми от усердия языками? Отчаянные домохозяйки, которым надоело смотреть мыльные оперы по телику?
       («Феминистское порно: неловкие движения, искренние оргазмы» – сейчас и не вспомню, откуда цитата.)

       Неизвестно...
       И британские учёные на этот вопрос пока не дали компетентного заключения. Видимо, изучают что-то важное. Зато испанские учёные недавно выяснили, что длительное употребление йогуртов совсем не повышает иммунитет пьющих (йогурты).  Если из всей публикации вам запомнилось только, что Штирлиц  заходил за йогуртом, значит, у вас высокая отвлекаемость. А тема эссе была достаточно серьёзная.



       30.05.2015
_____________________
Процитированная литература и публикации:

[1] Esquire. Правила жизни. Леонард Коэн
http://esquire.ru/wil/cohen

[2] Мистика кино: роли актеров воплотились в жизни
Александра Клео-Чугунова 30.08.2011
http://www.kleo.ru/items/bomond/mystic_cinema.shtml

[3] Актеры и мистика
http://akter.kulichki.net/publ/mistika.htm

[4] "Психологические последствия обращения к ясновидящим и экстрасенсам", интервью психотерапевта Мартынова Сергея Егоровича телеканалу РЕН-ТВ о способах воздействия «ясновидящих»
http://vprosvet.ru/o-yasnovidyashhih-i-ekstrasensah/

[5] Публикация в сети: "Ученые выяснили, как вызвать любовь" (автор не указан)
http://fromhelga.ru/uchenye-vyyasnili-kak-vyzvat-lyubov/

[6] "Влюблен по собственному желанию. Почему бы нет?" Лада Степанова
(ссылку сожрало программное обеспечение нашего сайта)


[7] Видео: Елена Ваенга. Пресс-конференция в Екатеринбурге
https://youtu.be/_TyWXRgxGPY

[8] Диалоги Платона. Федр (Перевод А. Н. Егунова)
http://psylib.org.ua/books/plato01/21fedr.htm

       "Сократ:
       ...В судах решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность. А она состоит в правдоподобии, на чем и должен сосредоточить свое внимание тот, кто хочет произнести искусную речь. Иной раз в защитительной и обвинительной речи даже следует умолчать о том, что было в действительности, если это неправдоподобно, и говорить только о правдоподобном: оратор изо всех сил должен гнаться за правдоподобием, зачастую распрощавшись с истиной. Провести это через всю речь – вот в чем и будет состоять все искусство.
       ...
       ...Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: "Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости". Царь же сказал: "Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою"...
       ...
       Федр:
       Ты, Сократ, легко сочиняешь египетские и какие тебе угодно сказания."

[9] А. С. Грибоедов, "Горе от ума"

PDF-версия (370 kb, 16 стр.)
https://goo.gl/AhgLZY