УТЫ - Обэриуты

Анатолий Викулин
Африку прошёл, в лаптях обутый.
В необыкновенную дугу
Лапти были гнуты почему-то,
А зачем, сказать я не могу.

Соблюдая в Африке табу, ты
На широку ногу там пожил
И дружил с Лумумбой и Мабутой,
А с противным Чомбом не дружил.

В Африке живут адепты вуду -
Настоящий вудовский синклит.
Я туда паломничать не буду, -
Мне Елпидифорыч не велит.

В Африке гуляет синий куду,
Хорошо, наверно, там гулять.
Я туда сафарничать не буду, -
Не хочу я куду убивать.

Помнишь, паря, антилопов гну ты?
Помнишь, как увидел первый раз,
Как неслись проверенным маршрутом
Тысячи рогов, копыт и глаз?

Пастухов как будто бес попутал, -
Гну теперь не двигают на юг,-
Перманентно прячутся в закуты,
Угадав, что это овценюк

Нганасаны, чукчи и якуты
Постоянно проживают тут.
Что до апачей и алеутов, -
Те давно в Америке живут.

Ходят алеуты в институты.
Так у них там Оксфорды зовут.
Прыгают с горы на парашютах, -
Там у всех есть личный парашют.

Узнают всё время алеуты,
Хоть не понимают ничего,
Как Сократу нолили цикуту.
Вот что значит философия.

Алеут невероятно чуток,
Как и заполярный эскимос.
Он скабрёзных не выносит шуток.
Для него скабрёз - ну как мороз.

      ***

Сюда наведался Бокасса
И с голодухи погибал -
Ему готовили бекасов,
А он со стажем каннибал.

Яна Любичева 

      ***

Африку прошёл ты, Толечка, с лопатой,
И песок копал, что не вздохнуть.
Наблюдали за тобою сурикаты,
Полюбезней с ними ты, пожалста, будь.

Им и так не просто в Калахари,
Там жара, и сухо, и враги.
Вижу, у тебя работы мало,
Ты им норку вырыть, Толя, помоги.

Привезёшь понравившуюся пару,
Будешь их выгуливать во двор,
Развлечений масса и задаром,
Глазки вылупит видавший виды монитор.

На ночь пяточки тебе погладят,
Ты же им за ушком почеши.
Привези себе такой подарок!
Во! Дарю идею от души.

Галина Римская

      ***

И они пошли на те редуты.
Между прочим, и на мой редут.
- Как красиво, плин, они идут-то!
- Ничего, - далёко не уйдут.

Всю Сибирь прошёл, в лаптях обутый,
А Сибирь - весёлая страна.
На прощанье откупорьте бутыль
Золотого терского вина.

Без кота не может быть уюта.
В этом убедиться мне пришлось.
Он мне раз все нитки перепутал,
Улыбнулся, - и пропала злость.

Вот пришёл Кузьма весьма раздутый
И клеща мне положил на грудь. (Так правда було)
И проходит в трудную минуту
Абстиненция, по-русски грусть.

Нилуков

      ***

ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства[1]) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х гг. в Ленинграде.

В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.

ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

В сво­ём стремлении наряду с политической революцией осуществить революцию в искусстве обэриуты были под влиянием футуристов (в особен­ности В. Хлебникова), А. Крученых и И. Терентьева; вы­ступали, однако, против «зауми», заумного языка в искусстве. Их методом изображения действительности и воздействия на неё было искусство абсурда, отмена логики и общеприня­того времяисчисления в поэтических про­изведениях, необычное противопоставление отдельных ча­стей произведений, которые сами по себе реали­стичны. В своих пьесах Хармс и Введенский почти отказываются от последовательности действия и идентичности персонажей; дейст­вие калейдоскопично и раздроблено, вплоть до отдельных реплик в диалогах. Персонажи, дей­ствующие как марионетки, служат отраже­нием разношерстности людей и бездуховно­сти их существования[2].

Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров и др.). Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении.

К обэриутам были близки поэт Николай Олейников, филолог Николай Харджиев, писатель Евгений Шварц, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также художники Казимир Малевич, Павел Мансуров, Владимир Стерлигов, Павел Филонов и члены его коллектива МАИ, художницы Татьяна Глебова и Алиса Порет.

      ***

Кузьма (5 килограммов брутто),
Весьма солидный лекарь будто,
Одним движением неслабым
Прогнал мою грудную жабу!

Яна Любичева

      ***

ОБЭРИУ была последней оригинальной выдающейся русской поэтической школой Серебряного века наряду с символизмом, футуризмом и акмеизмом. В работе над поэтическим словом обэриуты превзошли всех своих учителей, как драматурги они предвосхитили европейский театр абсурда за 40 лет до его возникновения во Франции. Однако судьба их была трагической. Поскольку их зрелость пришлась на годы большого террора, при жизни они оставались совершенно непризнанными и неизвестными (издавать их наследие всерьез начали в 1960-е гг. на Западе, а в России — в конце 1980-х гг., во время перестройки). Искусство и поэтика ОБЭРИУ имеет два главных источника. Первый — это заумь их учителя Велимира Хлебникова. Основное отличие зауми обэриутов в том, что они играли не с фонетической канвой слова, как это любил делать Хлебников, а со смыслами и прагматикой поэтического языка. Вторым источником О. была русская домашняя поэзия второй половины XIX в. — Козьма Прутков и его создатели А.К.Толстой и братья Жемчужниковы. Для понимания истоков О. важны также нелепые стихи капитана Лебядкина из «Бесов» Достоевского, сочетающие надутость и дилетантизм с прорывающимися чертами новаторства. Можно назвать еще два источника поэтики О.: детский инфантильный фольклор (недаром поэты О. сотрудничали в детских журналах, и если их знали современники, то только как детских поэтов) с его считалками, «нескладушками» и черным юмором; наконец, это русская религиозная духовная культура, без учета которой невозможно понимание поэтики обэриутов, так как их стихи наполнены философско-религиозными образами и установками. Можно сказать, что это была самая философская русская поэзия, которую по глубине можно сравнить разве только с Тютчевым. Объединяло обэриутов главное — нетерпимость к обывательскому здравому смыслу и активная борьба с «реализмом». Реальность для них была в очищении подлинного таинственного смысла слова от шелухи его обыденных квазиСмысловых наслоений» (Руднев В.П. ОБЭРИУ// Его же. Словарь культуры XX века. М., 1997. С. 199-200). Поэтика О. строилась на характерном только для них сочетании стилистики инфантильного наива (см.: Наивное искусство) нескладушки, считалки или лепета маленького ребенка с предельно

      ***


Не ходите, дети, в африку гулять...
В африке поэты,в африке наш Толя,
занесла нелёгкая долюшка,ах, доля!!
В африке громилы,в африке гаврилы,
В африке Обама,внук одной гориллы...
Не ходите, дети, в африку гулять!


Владимир Приведенцев   

     ***

Стих.пишу.вам.этот,
Я,не.для.прикола!
В.Африке.зараза!
В.Африке.Эбола!

Можно!Даже.нужно,
Ей.детей.пугать!
Не.ходите.дети,
В,Африку.гулять!

В.Африке.летучие
Мыши.и.гориллы!
В.них.живут.опасные
Местные.бациллы!

Вам.не.стОит.мясо,
Этих.тварей.жрать!
Можно.после.трапезы,
"Эбонутым".стать!..


Вова Вовыч 

      ***

Антилопы бычьей стати
очень симпатичны кстати.
Африканские наброски -
вертикальные полоски
видимо подвида "коды"
им в подарок от природы.

Валентина Землевская 

      ***

В Африке пойду в лаптях наврял ли,
Змеи выше бёдер вжалят враз!
Либо в МЧСовских бушлатах,
И пропитанных растворами не раз.
Но вопрос с лаптями остаётся:
Почему же гнутся, чёрт возьми?
Может, лапоть часто продаётся,
В той же африке за русские рубли?

Влад Макеев   

      ***

Обериуты были круты,
И власть решила их "закрыть",
В умах не сеяли чтоб смуты...
И нечем О. осталось крыть.
 *
Не дожили Обериуты
До перестройки с гласностью...
Ушли в забвенье, необуты,
И на"абсурд" с полнейшей ясностью.

Наталья Ильина 3   

      ***

Ух-ты, какое путешествие сафари по Африке и
в мир течений искусств, но, все-таки,
я этих гну в горбах - видала, но рассказать Вам не могу
где это было, где начало? в саванне? иль на берегу,
где скачут в юбках камышовых, белуджи-вуду, бедуины
и на башках несут корзины красотки в бусиках дешевых ?

Ольга Головенкина 

      ***

Африка - это морока.
Люблю края, где синева широка
И клёна багровое знамя,
И счастье в душе, чтоб не гасло!

Клавдия Титова

      ***

Анатолий наш ОБЭРИУтит!
Новое мы с Толей узнаём!
Просвещает нас он, славно шутит -
Так и зиму все переживём!

Как же пишешь ты оригинально!
Вне сомнений,Толь, ты молодец!
Лапти для ходьбы носить нормально -
Абстиненции в пути придёт конец!

Лидия Серова   

      ***

Увы остаётся признать!-
Я просто старая швабра!
И мне не дано уж понять
Что это за абракадабра...

Татьяна Воровская-Русанова 

      ***

А ещё, в саваннах бродят лёвы.
Бродят и направо, и налево.
Для кого-то, может быть и клёво,
Для кого-то, бредни моисевы.
Для того же, скажем, алеута.
Для него саванна, как и ванна.
Сон газетный, журналюги путы.
Алеут бежит мечтаний странных.
Для него мечты - стадов киты
и китов стада по океану.
Вот такое думает. А ты?
Африка, саванна... Очень странно.

Александр Ребриков   

      ***

Потому березы не растут-то
На широких заливных лугах,
Их подкорье в лапти перегнуто
На моих натруженных ногах.

Вот и носит их то там, то тута,
На беду со мной еще внутри,
А моя душа неотдохнута,
Раз они в негодность мне пришли.

Так и маюсь, к жизни не приткнутый,
Но должно ж когда то повезти,
Завалюсь на печку необутый,
Чтобы лапти больше не плести…

Александр Кунин   

      ***

читал талантом восхищаясь
и ликовал душой
я Африки не посещаю
неодолим её мечтой
а стих прекрасен
таланта красотой

Владимир Гельм