В поэты и писатели из ЖЖ? Эхо Вечерних стихов

Любовь Сушко
В ПИСАТЕЛИ  ИЗ   ЖЖ?  ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

 Все течет, все изменяется в мире творчества,  хотя говорят, что давно ни в жизни,  ни в творчестве нет ничего нового. 

И на самом деле, как пыталась защищаться одна из дам, когда ее упрекнули за то, что  стиль слишком стандартен, ну не за что зацепиться, она стала говорить о том, что у всех у нас одни и те же буквы, запас слов примерно одинаков( последнее очень спорно), а потому монологи героинь у разных авторов могут совпадать до запятых, важно, кто первый это опубликовал - тот и автор.

Позабавило такое сравнение. Представила себе, как сели втроем написать рассказ о несчастной любви Тургенев, Достоевский и Толстой. Потом начали друг другу читать эти рассказы, и все совпало – те же реплики, тот же набор слов, та же стилистика, а почему бы и нет, писали-то о бесприданнице – буквы те же, слова те же, вот и совпало.

Почему тогда этого быть не могло, если бы даже сидели они в одной комнате, угадывали мысли друг друга, а в наше время это стало  реальностью?

Правда был один казус, даже скандал и тогда, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети», Гончаров стал твердить о том, что он украл у того  сюжет о нигилистах, а потому как пишет быстрее и значительно меньше объем его романа, то и оказался первым.

  Но тогда только начиналось это движение, идея мелькала в воздухе. А чтобы убедиться насколько разными получились и шедевры,  и герои, сравните Базарова и  Марка Волохова,  хоть что-то между ними есть общее, в чем-то пересекаются? Да они как небо и земля, а уж очарование и поэтика "Обрыва", никак не сравнится с суховатым, заполненным политикой  повествованием Тургенева.

Хотя  есть общее в сюжете  - это повествование о дворянском гнезде, о человеке, который туда врывается, чтобы все разрушить и ничего не создать – на этом сходство и заканчивается, а вот как об этом рассказать – это уже вопрос мастерства, а не ремесленничества…

Но это у классиков, а что же случилось с нами в 21 века, да еще в Год литературы, почему же многие  наши тексты так похожи, словно под копирку написаны,  и выражение лица оказалось общим у разных авторов, коих тысячи и тысячи на сайте, живут они в разных местах земного шара и никогда не пересекались?

Верю, что дамы не переписывали друг у друга эти самые шедевры, ну разве что списывали с какого-то третьего текста, или просто так вышло, стандарт и здесь существует, хотя для творчества он  губителен, но писателем быть очень хочется.

И тут по радио ( оно часто помогает в трудную минуту) и услышала ответы на все свои вопросы. Интервью с очередной популярной писательницей, изданной, чем-то там награжденной, подразумевается, что она владеет нашими умами.

Девушка работает бухгалтером( могу соврать, но профессия вовсе не творческая), завела страничку в ЖЖ и оттуда прямо шагнула в великую русскую литературу. Ну пусть и не великую, но в современную точно шагнула.

Конечно, не она первая, был до нее господин Минаев, который этот путь проложил, и очень успешно по нему прошелся. Кто-то из литературоведов даже посчитал его первый роман шедевром сослепу, перечитал во второй раз и решил, что  это просто современная литература –ну такая, какая есть, увы, что имеем, то имеем.

Но идея оказалась заразительной, и вот уже стали штамповаться писатели из бухгалтеров и парикмахеров, кому-то повезло больше, или как в финансовой пирамиде, они оказались первыми, потому свои высокие проценты в виде публикаций и минуты славы получили.

А что на безрыбье и пост в ЖЖ – это уже практически литература, а если человек усидчивый и трудолюбивый, то этого  вполне достаточно для пути на Олимп. А если он прославился, скажем,  в кино или живописи, или просто тусовщик без определенного рода занятий,  то еще дополнительный бонус для того, чтобы все получилось, по крайней мере внешне, ну ведь похоже на литературу.

А потом начинаются признания, о том, что сама она ни одного сочинения в школе не написала (все списала из золотых сочинений), а тут прямо писательница с мировым именем. Это вариант современного чудо, ведь  практически из мертвых воскресили.

Спросите, почему я лично возмущена, когда  из ЖЖ шагают прямо  в писатели, да по той простой причине, что дневники и даже неплохие стихотворения писала каждая барышня себе в альбом, но у них даже мыслей не было о том, что  они уже поэтессы и писатели.

Поговорить с кем-то, доверить свои мысли и чувства бумаге – всегда интересно. Но простите меня, те самые барышни "учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь",  им  не приходило на ум переписать сочинение из изданной книжки и выдать за свое, и спокойно после такого подлога аттестат получить и писателем называться. Они прекрасно разбирались и в жанрах, и в видах и прочих тонкостях  литературного мастерства, и уж судить о том, что хорошо, и что плохо могли точно.

У наших выходцев из ЖЖ ничего этого и близко нет, они даже не скрывают этого, и что же в итоге в тех самых изданных книжках? Откройте каждую вторую – сплошные монологи, если это миниатюра, бесконечные диалоги – если рассказ или повесть. Там больше вообще ничего нет - подслушал и успел записать -уже шедевр.

Герои только говорят, говорят, говорят и не могут рта закрыть. Даже пьесы Чехова в таком формате проваливались, помнится, а тут не пьесы, а рассказы, романы выдают, глазом не моргнув.

Сначала была уверена, что мне это только показалось, но открыла 105 шедевр – и то же самое, более того, последней репликой шедевр и заканчивает. Написать что-то типа : Он остановился у моста, и замер, не зная, куда идти дальше, - даже на это фантазии не хватает.

- До свидания крошка, я тебе еще позвоню.

Все- повествование обрывается. Словно бы законспектирован какой-то диалог, и этого хватит непривередливому читателю, а не нравится и не читай, конечно, не читаем, просматриваем и закрываем, это же просто кошмар...

Все правильно, о том, что в романе  есть еще какие-то описания, хотя бы простенькие, могут быть  письма, вставные главы,  да что там, роман в романе –прием, которым так любят пользоваться мастера, они представления не имеют, не догадываются, что такое может быть.

О времени и пространстве, которое очень отличается от реального, мы им рассказывали на уроках сто раз, показывали,  приводили пример «Улисс» Джойса, где все умещается в один день, и громадную роль играет мифический пласт на фоне современного развития события. Все, как звук пустой. А расскажу-ка я как  Макс встретил  Кристину, куда они пошли и что делали, а главное, о чем говорили. .

 То что параллельно  соперница расскажет о том,  как Ден встретил Яну, куда они пошли, а главное, о чем  говорили, об этом я не думаю. Это же моя идея, мой сюжет, а если совпадет, а совпадет обязательно, потому что в одной школе новоиспеченные писательницы учились, то можно и засудить ту, которая у меня украла уникальное творение. Это ж какую наглость надо иметь, взяла и переписала.
Тут один добрый молодец из-за частушек судиться собрался, уверяя, что сочинил их он, а у него украли...

Нашим выходцам из ЖЖ с их бесконечными  фотками и сообщениями о том, куда они ходили, что ели, что купили, которые утром в реальности, а вечером в рассказе, противостоит другая группа авторов-  выпускников филфаков и Литературного института – у этих ребят слишком много познаний о литературном процессе, они все знают (если нормально учились), хорошо, что их не так много, как авторов ЖЖ, каким может стать каждый, вот где каждая стряпуха поста может стать писательницей. И они представляют страшную угрозу для последних.

Сначала я не могла понять,  откуда такое противостояние, такая неприязнь, враждебность, столько копий сломано. А ведь все просто,  авторы из ЖЖ мысленно или вслух повторяют знаменитую фразу: - Мы Литинститутов не кончали, но тоже писатели, а потому не смейте нас критиковать, и не рассказывайте нам, что такое метафора и метонимия, ямб и хорей, не знали и знать не хотим. А вот в СП я уже вступила, потому руки прочь от меня и от моих произведений..

Самое смешное, что когда эти ребята из ЖЖ идут на передачу «Вечерние стихи», скажем, где  присутствуют критики, и они прекрасно знают, что там происходить будет, происходят забавные вещи. Сначала они  уверены, что их там  примут на ура,  и критики будут вверх чепчики кидать- самородок, гений, с кучей званий и наград, да в СП принятый - это ж какое счастье, такого послушать.

Когда критики  начинают очень мягко  говорить о том, что это никуда не годится, или годится, но далеко не все, и у литературного творчества есть свои  законы- хамство, обиды, сплоченные группировки против критиков возникают мгновенно, тут уж и личности, и грехи тех самых критиков, и коронное:

- Да меня сам Пушкин слушал и хвалил, а ты кто такой? – возникают с завидным постоянством.

Да, есть еще один вариант:

-Они своих из Литинститута проталкивают, а  мы сиротинки чужие, вот и обрушились на нас и с грязью смешивают публично.

 И даже не возникает вопроса, что те самые свои может быть просто смогли какие-то законы познать, не зря учились. Авторы ЖЖ не понимают, что незнание законов не освобождает их от ответственности за все косяки в шедеврах. А то, что миллион лайков получили еще мало о чем говорит, ну может быть красивые глаза понравились тем, кто хочет познакомиться и не скупится на похвали, или душа у него большая и щедрая.

Но что сотворено, то и сотворено, авторы ЖЖ прорвались в литературу, и как провинциалы в столице, они очень хотят захватить, покорить, доказать, что они лучше, что больше могут, и при этом страшно деятельны, как танки на Красной площади, трудно не отступить, сметут в один миг.

Разобщенные таланты, которые в той столице родились и живут, относятся к этому спокойно и почти равнодушно, они-то знают себе цену и в себе уверены, вот это и обрекает их на поражение.

Когда  у  Игоря Царева - поэта с большой буквы, высочайшего профессионала, не членством в СП это доказавшего, спросили, почему он больной идет на передачу «Вечерние стихи», зачем ему это надо, он тихо, но очень четко сказал:

-Иначе их будет значительно больше,  и они побелят.
Он упорно оставался там, в том противостоянии до последнего дня.

Игоря Царева уже два года нет с нами, весь 2014 год я вижу, как они побеждают, если в его бытность  противостояние Мастеров и ремесленников было 30 к 70 – нормальное соотношение, то сегодня их 10 к 90, если не больше.

В финале передаче 2014 года  просто было очевидно, что все они выходцы из ЖЖ, не за кого зацепиться, не о ком слова доброго сказать. Из них выбрали победителей.

Меня позабавила последняя реплика в чате программы ( к чату можно как угодно относиться, но  в наблюдательности и точности суждения ему порой не откажешь):
• Всё, 2014 год на х… закрыт!  Аминь.

Подробнее:
Можете сами полюбоваться, и все это было бы смешно, если бы не было так грустно на самом деле.

В новом году уже возникло три скандала, когда поэты после передачи поднимаются на бой против критиков, вместо того, чтобы своими текстами заняться, посмотреть,  что бы там исправить, ведь столько нужных  и точных замечаний они услышали, когда и с кем еще такое случиться, лайками забросают, и потонешь в них, как из болота не выбраться.

Но нет,  помнится, девица после экзамена трясла книгой золотых сочинений перед комиссией, ( какова наглость) и кричала, что сочинения золотые, не может быть четверки, она пойдет это опротестовывать, почему у кого-то будет за этот текст 5, а у нее 4, то, что могут 2 за списывание поставить – об этом она в ярости даже не думала. Так и эти ребята, собирая адвокатов, не понимают, что адвокаты при определенных обстоятельствах будут защищать и отмазывать кого угодно, и не важен им уровень вашего творчества.

Но с грустью вспоминая о Игоре Цареве и его желании противостоять антитворчеству, остается только попросить у него прощения и  помянуть добрым словом, увы, почти нет больше таких князей, которые противостояли бы монголо-татарскому игу...

Все меняется в литературе,  и меняется в худшую сторону, можем ли мы с этим как-то бороться, что-то сделать? Я не знаю, честно, не знаю.

Уверена только в одном, что автор ЖЖ может стать писателем или поэтом  только в том случае, если будет учиться, учиться и учиться, а не бороться с законами творчества, не отстаивать свою правоту, и не требовать пятерки за золотое сочинение, списанное из книги, охотно представленной им мошенниками, которые на этом состояние заработали…

Такие вот печальные итоги современного литературного процесса, увы и ах.

Послесловие

Пересмотрела поименно всех участников  полуфинала  и финала 2014 году, прошу прощения  у Светланы Максимовой, Сагидаш Зулкарнаевой, - они настоящие - просто не очень их разглядишь в общем потоке, но в финале их не оказалось, что и требовалось доказать, увы....

Для сравнения, в финале  2012 года были, из тех, кто мне очень  дорог:

Ольга Аникина, Чен Ким, Сола Монова,  Игорь Царев, Амирам Григоров, Андрей Воркунов.

В финале 2013  года

 Виноградова Евленья, Иван Грозный, Татьяна Гурова, Турунтай, Эллионора Леончик, Андрей Моисеев и Надежда Бесфамильная.
Что же случилось в 2014 году- смена власти, бунт бессмысленный и беспощадный?
Страшно даже представить, что будет в финале этого года....

Анонс новой  передачи

17 июня в 21:00 в гостях у «Вечерних стихов» Алексей Николаевич Варламов – ректор Литинститута, главный редактор журнала «Литературная учеба», профессор МГУ, доктор филологических наук

Что это? Попытка  поговорить о профессионалах, вернуть литературе хоть какие-то ее позиции? Надеюсь на это.