1812 Кризис страха ч42

Валерий Жуков 2
Дух одиночества в предчувствиях нахлынул,
Суровой истиной семью наследия лишив,
На Францию печаль любви отринув,
Печать мятущейся Души от глаз укрыв.

На общество наложен выбор долговой,
Найти пути ,в союзе ,к свету повернуться,
Наследника родив с Душой святой,
И к миру ,счастьем жизни развернуться.

Формальности не поменяли суть основ ,
В Европе выбирая путь сюжетов,
Представив высшим ,напряжение без слов,
И не лишив от удовольствия запретов.

Вокруг России, выправляя старые долги,
Ходила Коленкура партия «святая»,
С Меттернихом закончились от поисков круги
И свадьба грянула,без жениха бокалами сверкая.

Не сняв перчаток с рук у новобрачной,
Заполнившей мечтой,сей разовый каприз,
Он дарит Франции насквозь прозрачный
И долгожданный радости сюрприз.

Ввести в род непокорный до вендетты,
Сиянием любви ,естественный настрой,
Установив дух откровенной  ренты,
За трон , полученный ,творить любви устой.

И молодость жены сыграла гимн любви и счастья,
Наследника для Франции родив,
Но Empereur  не время было этим восхищаться,
Он у войны увидел свой императив.

Блокада стала общим делом высшей страсти,
Чиновный люд ,обогащая взятками в те дни,
Смирив гордыню,изменив в любви напасти,
Готовясь к продолжению политики войны.

И кризис страха подтвердил творение основ,
Погрязших в роскоши кровавой колыбели,
Он опрокинул мирный радости альков,
Заставив,преклониться в картах к новой цели.

             И вдруг зловещий треск прошел по колоссальному зданию: Наполеон на опыте 1811 г. понял, насколько труднее бороться с общим экономическим кризисом, чем с временными финансовыми затруднениями, и насколько легче ликвидировать неполадки в казначействе, чем найти и, главное, уничтожить дефекты во всей экономической системе, в организации всей хозяйственной жизни колоссальной державы. Здесь уже не могли помочь ни контрибуции, ни хватанье за горло финансовых хищников, ни образцовая отчетность и строгость контроля, ни все совершенство бюрократической машины, созданной Наполеоном. Разразившийся в 1811 г. кризис был прежде всего (но далеко не исключительно) кризисом сбыта тех товаров, которые главным образом и составляли предметы торговли и промышенности, обогащавшие Францию. Кому было сбывать знаменитые ювелирные изделия парижских мастерских? Кому было продавать дорогую мебель, над выделкой которой работало чуть не три четверти населения Сент-Антуанского предместья? Или драгоценные, дорогие сорта кожаных изделий, производством которых кормились Сен-Марсельское предместье и колоссальный рабочий квартал Муффтар? Или великолепные женские наряды и мужские костюмы, выделкой и продажей которых занимались бесчисленные портняжные мастерские мировой столицы? Как могли держаться на высоте цены на лионский шелк и бархат, на седанские высшие сорта сукон, на тончайшее полотняное белье, выделываемое в Лилле, Амьене, Рубе, на валансьенские кружева?
Все эти французские предметы роскоши выделывались не только для внутреннего рынка, но для всего мира, а весь мир для французских товаров оказывался очень сокращенным: Англия отпала, Америка, как Северная, так и Южная, отпала, богачи-плантаторы с Антильских и Маскаренских островов отпали. Вообще отпали все покупатели (богатейшие и многочисленные) изо всех стран, отделенных от европейского континента «соленой водой», потому что на «соленой воде» безраздельно владычествовали англичане. Но неблагополучно обстояло дело и с европейским континентом. Завоеванные Наполеоном страны разорялись дотла, побежденным странам, даже если они и не были непосредственно завоеваны, навязывали континентальную блокаду, которая лишала их валюту покупательной силы. С тех пор как русские помещики не могли сбывать в Англию сельскохозяйственное сырье, исчезло и то английское золото, которым они оплачивали парижские товары: русский рубль упал после Тильзита до 26 копеек. У поляков, австрийцев, у итальянской аристократии произошло то же самое. В государствах западной, южной, центральной, а в конце концов и северной Германии происходил тот же процесс быстрого материального оскудения феодально-помещичьего класса не только вследствие подчинения континентальной блокаде, но и вследствие потрясения, а во многих местах и уничтожения крепостничества.

Тарле Е.В. Наполеон Глава ХI ИМПЕРАТОР И ИМПЕРИЯ В ЗЕНИТЕ МОГУЩЕСТВА 1810-1811 гг. http://www.museum.ru/1812/library/tarle/index.html

Богатство потеряло власть и силу,
Из-за вмешательства войны во все дела,
Отдав своё влияние кумиру,
Боготворя народа вечные слова.

О славе нации и чести рода и свободы,
О благоденствии и радости в миру,
О счастье жизни , веры и доходы,
Собрав для общего вложения во тьму.

Вносящего в умы спокойствие и мудрость,
Необходимости защиты рубежей
И ощущая животворную премудрость,
Французских толстосумов и вождей...