Как это делается. Севастопольский вальс

Александр Купрейченко
       Я возвращался на Тарханкут из Севастополя. Скучная степная дорога только что пересекла Донузлав. В пол-уха слушал гида и вспоминал поездку в славный город...
         Признаться, поехал я на эту экскурсию с двойственным чувством. Ну, во-первых: быть много раз в Крыму, и не видеть Севастополя, Херсонеса, знаменитой Панорамы, Приморского бульвара, Графской пристани? А «Севастопольский вальс»? Он так и звучал в ушах…
 А с другой стороны: над украинским городом – «триколор», условно, конечно. Но ведь так оно и есть (или нет?). А «…город русских моряков» (заметьте – не «российских» и даже не «советских» и уж никак не «украинских»)? А «грязный, безработный город» – злая цитата с какого-то форума (не верится все-таки). А проблема Черноморского флота?
        Но, по мере приближения к городу, почему-то все больше склонялся в мыслях к надежде, что, возможно, противоречия уже сглаживаются, приходит политическое прозрение и осознание неизбежности ухода. Тем более что город, как я понимал, во многом демилитаризован, давно открыт для доступа. Даже на бывший подземный завод по ремонту подводных лодок – туристов, говорят, водят. Такое мое «миролюбивое» настроение не могли испортить различные «мелочи», типа российского флага над отдельными частными «фазендами» на подъезде к городу. Ну что же, – вольно' выжившим из ума отставным сухопутным и военно-морским чинам бывшего СССР, свившим теплые гнездышки не где-нибудь, а именно в вожделенном Крыму (украинском, между прочим), демонстрировать свою вызывающую наглость. Тем более что пенсию они получают российскую. Так что им Украина? Черт с ними, думалось. А то вот – гид «Панорамы обороны Севастополя» уверенно назвала прославленного матроса Кошку русским моряком, не сказала – «российский» (ведь была же тогда – Российская империя!), и немного смутилась, когда я напомнил ей, что он – украинец (малоросс, если хотите) из Винницкой губернии, где и дожил свой век.
 Мелочи… Ладно…
         Зато – красавец Приморский бульвар – чистый, цветущий, зеленый, фонтанный! Моряков-то почти и не видно? Да! Ведь они готовятся к празднику ВМФ. А сказочный бело-синий Херсонес! Белые треугольники парусов в море, на фоне колонн светлого мрамора. Красивейший, недавно отреставрированный, храм в центре полиса.
         На прогулку по бухте не решился, отчасти опасаясь «морской болезни». Да и слава Богу, а то вид грозного, хоть и дряхлеющего флота, наверно поколебал бы мой пацифистский настрой. Хотя отдельные корабли можно было видеть и с Бульвара. Поразила громадина – ракетный крейсер Москва, двигавшийся к выходу в открытое море. Рассмотрел подробно в бинокль. На палубе людей не видно. Но все равно – помахал рукой: «Привет, Сергей Иванович!*»…
         …Наш автобусный гид что-то говорит тоже о «Москве»? Прислушался. Оказывается, она рассказывает про своего сына, учащегося музыкальной школы (кажется – в Черноморском). Он прошел (по какому-то там отбору) в группу школьников, которые были приглашены выступить на флагмане российского ЧФ с концертом. Это посещение корабля в Севастополе произвело на детей огромное впечатление. Там им многое показали и рассказали. С особым удовольствием, говорит мама, сын сообщил: нам там сказали, что это такой сильный корабль – он одним залпом уничтожит целую страну, такую, например, как Грузия.
 Я опешил. Может нужно что-то сказать? Сразу не соображу – что. Все молчат, наверно их это не «колышет». И вдруг, из-за спины, слышу голос (между прочим, – с чистым московским выговором): «А ведь такое говорить нельзя, тем более – детям, это подлость. Раздувание шовинизма!». Люди одобрительно закивали, стали обсуждать. Колышет, значит! Гид наш смутилась. Наверно дошло, а могла бы и сама понять, ведь учитель все-таки…
         Можно, конечно, отмахнуться и не думать, но слова-то детям на крейсере – были сказаны! А слово – не воробей, дорогой капитан 1 ранга!
 Так что моя надежда не оправдалась.
 Вот такой он мой «Севастопольский вальс» 22 июля 2009 года. Крым. Украина.

 --------------------
 * кап. I р. Тронев, командир корабля с июня 2009 г.