Как это делается 2

Александр Купрейченко
Вот снова я в Крыму. Лето, отпуск.
 Опять та же переполненная народом Малоречка. Уже должно было надоесть сюда ездить. Но подумали с женой: в прошлом году ведь были на Тарханкуте. Хоть там и не субтропики, но, надеялись, хоть отвлечёмся от многолетнего однообразного (практически – пассивного) отдыха в одном и том же месте на жарком ЮБК…
 Да уж, отвлеклись. Море +8. Берег – сухая степь. Постоянный, выматывающий нервы ветер. Да не с моря, с берега. Сдувает теплую воду. Оказывается: там так всегда в это время!
 Значит, в этом году поедем снова под Алушту, к знакомой хозяйке. А чтобы не очень скучно было, конечно, будем ездить на автобусные экскурсии.
 Планы – планами, а на деле все оказалось не так хорошо, как представлялось.
 Наш традиционный ежеутренний километровый путь – подальше от казённого пляжа, в малолюдную чистую бухту (где два года назад на огромном диабазовом валуне у кромки воды я вырубил твёрдосплавным резцом украинский «тризуб») оказался на этот раз сильно затруднённым. За то время, что мы здесь не были, «поехал» берег. Оползни. Построенная срочно и неумело железобетонная стена не выдержала, и половина её рухнула, перекрыв узенькую тропку между морем и крутым берегом. Её развалины и торчащие в разные стороны стержни арматуры приходилось обходить по ненадёжной верхней тропинке, поднявшись по выдолбленным в глине крутым ступенькам метров на двадцать над морем. Ну а дальше – ещё два завала, каменные осыпи. Хоть и знакомые давно, но всё же каждый год обновляющиеся. А с другой стороны – оно вроде бы и лучше. Ещё меньше стало ходить в бухту народу, лень лезть в гору, таскаться по камням. А насчёт оползней, так их ещё в 2004 году предсказывал мне местный оригинал, экстрасенс и несостоявшийся гуру. Когда я восхищался стоявшей ещё в лесах, но уже видно, что – красивейшей церковью Николая Чудотворца, он предрёк, что напрасно её здесь поставили, берег ненадёжный, может «поехать». Уж не знаю, какой он провидец, но берег в опасной, как мне кажется, близости от храма – уже рушится. Та подозрительная тропинка над морем – вся в огромных трещинах. До первого хорошего дождя…
 Церковь эта, она же и маяк, возведённая по заказу УПЦ(мп) неким киевским банком, имеет основание в виде корабля, что после начала оползней, наверно, – породило новейшую легенду среди местного, не очень просвещённого в архитектурных делах, населения. Вот, дескать, если даже случится оползень уже под церковью, то она так устроена, что не упадёт и не разрушится, а съедет в море и поплывёт! Красиво. А что будет дальше, я спрашивать не стал…
 С турпоездками оказалось тоже не очень… Значительная часть маршрутов закрыта в связи с пожарной опасностью в нагорных лесах. А из того, что осталось, мы уже почти везде побывали в прошлые годы. И правильно сделали, что раньше побывали. Потому что сейчас – цены! В общем, ограничились одной поездкой. Маршрут: Бахчисарай плюс два горных монастыря. Ну, Бахчисарай – популярное у туристов место, кто ж о нём не слышал… Дворец – красиво, пёстро! Есть что фотографировать. Ярко запомнился скромный и изящный «фонтан слёз» и две прекрасные, пушкинские розы – красная и белая, на него возложенные в память о поэте.
 Но до Бахчисарая заехали в маленький горный монастырь. К нему нужно было подниматься по умеренно-крутой тропинке через густой лес, с двумя остановками.
 Во время первой, довольно долгой, в нише (бывшей виноградной давильне), устроенной в горе, гид, как она гордо представилась: профессиональный гид, то есть не только на летний сезон, довольно подробно рассказала историю этого края, монастыря, в котором сейчас – только три (!) монаха.
 На второй остановке, уже перед самым пещерным монастырем будет купель с горной водой, вырубленная монахами. Там можно будет окунуться в очищающую от грехов воду. Что, кстати, я и сделал чуть позже, пожалуй – один из группы, хоть об этой достопримечательности рассказывал ещё представитель турагенства, продавая билеты.
 А вон и сам монастырь, указала гид на видневшуюся на порядочном расстоянии скалу.
 В бинокль я разглядел на том краю небольшой долины площадку, вырубленную в камне огромной скалы. С нишами-пещерами, деревянными перилами и мостками. Вон там и предыдущая группа ходит. Оказывается, настоятель монастыря довольно терпимо относится к туристам. Там можно и в пещерную церковь зайти, присутствовать на литургии, проповедь послушать, поставить свечку. Можно и фотографироваться, только не на фоне икон, напомнила гид. А потом, несколько замявшись, добавила, как бы от себя: можно и поминание подать, только если кто из вас посещает, молится и причащается в какой-либо другой, не московского патриархата церкви, то просьба – записку не подавать. Батюшка, конечно, прочтёт, но только после болеть будет (!)
 А мы, когда ещё купили билет на эту поездку, решили, что помянем там в монастыре свою родню, а также, конечно, убиенного Василя Стуса, через несколько дней как раз наступала 25-я годовщина его смерти…

 22 августа 2010 года. Крым. Украина.