Босоножки

Валентина Столярова 2
    Пришло лето, и я стала убирать весеннюю обувь, а летнюю доставать. Смотрю на босоножки, каблук высоковат и лежат они второй год не одёванные, и ещё одни, тоже на высокой платформе. Стою, думаю, ведь, ноги стали болеть, всё равно же не буду носить, и решила их сложить в пакет и поставить к мусорному ящику. И тут меня, как током  ударило. Вспомнился далёкий случай.
    
    Нас в семье всего было девять детей, два мальчика и семь девочек.  До войны умерла одна  девочка, во время войны умерло трое, самый старший из детей мальчик-первенец 14-ти лет, и две девочки, одной два годика, а другой годик. И ещё  после войны  умер маленький братишка, последний мамин ребёнок. И надо же такому быть, что всех хоронила мама, а отец, то на фронте был, то был где-то в отъезде.

     Здоровье у мамы было слабое. Военные годы особенно подорвали её здоровье. Голод, дети, тяжёлая работа в колхозе. А после войны она уже не работала, т.к. не позволяло здоровье, да и дети занимали всё её время. Поэтому мама не получала пенсии.
    В начале шестидесятых годов, мы переехали в город Самару, тогда был г. Куйбышев. Жили в полуподвальном помещении жилого частного дома, который разделён был на три хозяина. В двух комнатах жили по одной женщине, а третью занимали мы. Наверное, правильно назвать не полуподвальное, а подвальное помещение, т.к. наши окна, верхняя их часть, находилась на уровне земли. А чтобы помыть окно был приямок, куда только я залазила, поскольку была худенькая и шустрая.  Наш дом стоял фасадом к улице, а во дворе  был двухэтажный дом, где жили четыре семьи.

    Мы со старшей сестрой работали на швейной фабрике. Младшей сестрёнке было пятнадцать лет и она ещё не работала.
     Мама вставала рано, чтобы выйти на улицу и подышать, свежим воздухом, у неё была гипертония, помимо других болезней, а подвальное пребывание целыми днями отрицательно сказывалось на её здоровье.
 
    И вот однажды, я ещё лежала в постели, так как на работу надо было идти во вторую смену, мама подошла к кровати с улыбкой и говорит: «Вставай, для тебя есть подарок». Я увидела в её руках свёрток, она стала его разворачивать – это были  босоножки бежевого цвета на каблучке! Мигом вскочила с кровати и тут же примерила, ну точно по моей ноге.  «Мам, откуда?» А она стоит и улыбается, видит, как я рада. Я понимала, что купить мама не могла, т.к. мы жили очень бедно, каждая копейка была на счету. И мама мне открыла загадку: «Выхожу, а на мусорном ящике лежит свёрток, я его развернула… и вот. Это могла положить только Света Соколова, у неё муж работает директором обувного магазина, ты же знаешь, как она одевается, они не новые, но в очень хорошем состоянии».
 
    А я всё ходила по комнате в этих босоножках, в них было приятно ногам, я давно мечтала о таких открытых и на каблучке. Но меня немного смущало, что соседка увидит меня в них. Мама успокоила меня, что она и положила-то для нас, зная наше материальное положение, и что больше никто об этом не узнает. Я успокоилась и с большим наслаждением носила эти босоножки, и мысленно благодарила замечательную женщину за скромность.

    Очнувшись от воспоминаний, я с радостью отнесла свою обувь, положив туда две пары новых колготок, упаковав в красивый пакет, чтобы нуждающийся человек понял, что там не мусор…