Ангелы в слезах уходят. Вечерние стихи 27. 06

Любовь Сушко
МОЛОДО –ЗЕЛЕНО – 40% ПРОТИВ  ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ-27 .06



Всю жизнь я жаждал увидеть Писца.
И вот смотрю сидит и чинит перья.
Какое беспредельное терпенье
 В чертах его бесстрастного лица.
Легка его работа и проста:
Он разливает в баночки чернила.
Но сжата победительная сила
 В упрямых складках волевого рта.
Свой непреодолимо гордый нрав
 Держав повиновении глубоком,
Выводит аккуратно слог за слогом,
За знаком знак вселенский
 Каллиграф.
Архангела перо в его руке
 Нам въяве открывает волю Бога.
И он следит взыскующе и строго,
Чтоб я не изменял его строке.
Когда ж моя судьба на том листе
 Допишется, в смирении и молчании
 Я оглянусь – быть может, на прощанье
 Ты улыбнешься звездной пустоте.
( О. Чертов)

Последняя передача « Вечерние стихи» не обещала ничего особенного, но оказалась уникальной по многим параметрам.

Во-первых, заговорили о том, что это последняя передача Ольги Ворониной, что само по себе печально, потому что  вряд ли у нас появится еще такой критик –оригинальный, яркий, вдумчивый и очень позитивный даже там, где для позитива казалось бы нет места. Надеюсь, что с нами остается Марина Кудимова, и все-таки без Ольги это будет совсем другая передача, вспомните, сколько критиков менялось до ее появления, и вдруг такой удачный выбор...

Но были и другие моменты в передаче, которые побили рекорд, если не в книге  Гиннеса, то в истории передачи такого не бывало, чтобы против всех голосовало
40% слушателей. Могу заблуждаться, но больше 10-15% не помню за всю историю, даже когда Курортный поднимал свою рать и воевал против всех, и накручивал голоса соответственно своим протеже,  такого процента против тоже не было. Он возник впервые, и вероятно, для этого есть свои причины.

Так что же случилось на этот раз?
 Были приглашены два молодых, очень молодых поэта, что само по себе уже чревато, по той простой причине, что нет у них судьбы и биографии, а все звания и награды, и полдюжины высших образований лет в 25 - момент очень сомнительный. Как мы всего этого можем добиться, вам объяснит каждый. В переходе метро можно купить и удостоверение генерала ФСБ с вашим фото и в мундире, все дело только в количестве зеленых или даже деревянных, которые вы за это звание готовы выложить. И мешками собирают полицейские такие удостоверения у особо наглых товарищей, которые еще кого-то могут ими удивить, а то и испугать. Но на самом деле это просто бумажки, а бумага, как известно, терпит все.

Но когда к микрофону выходят очень молодые люди со своими первыми стихотворениям, даже если они и пишут тексты ( как заявила одна из участниц) пять или шесть лет, то многое ли они могут нам показать и дать, даже если бросаются комментировать свои текст, что совершенно лишнее и ненужное в данном случае дело. Ни один текст от смутных комментариев лучше не стал, он всегда самодостаточен или никакой.

Ну тем ценителям, которые кричат в чате  о том, что им нужны молодые, и пусть они просто у микрофона постоят на ночь глядя, рта не открывая, это может быть что-то и даст. Но если мы говорим о поэзии – то процент 40 –против закономерен.

Вспомните свои  первые поэтические сборники, которые конечно, казались гениальными  нам самим  и родственникам, многое бы вы включили в избранное сегодня оттуда? Практически ничего. Потому что тогда мы еще ничего не пережили, ничего не испытали, метались из стороны в сторону – от формы к содержанию и обратно. Но это только тренировочный процесс, а интересен ли он тем, кто пришел  к высокому приобщиться, о поэзии поговорить.

У спортсменов бывают открытые тренировки, но опять же, на них присутствуют те же Мастера, а не начинающие, которым еще показать нечего, да и сказать тоже нечего по сути, не цепляет рифмованный текст, вот хоть убейся. А если он еще сложен, страшно запутан, так, что из этого лабиринта и критику не выбраться, то о чем говорить? Нити Ариадна нам не давала, и погрузившись в те хитросплетения мы где-то там и остались, хорошо, если Минотавр не сожрет бедного слушателя...

Что лично я запомнила из всей передачи? Только то, что таджик на этот раз косит чужую траву. Представить себе таджика с косой, конечно, интересно, хотя вряд ли они вообще умеют с этим орудием труда  обращаться, но это скорее похоже на образ смерти и не для таджика, а для нашей бедной молодой поэзии. Но доколе мы будем таджиков терзать, может на узбеков перейти? В чем так провинились таджики именно, а не туркмены, скажем?

Путь от светской поэзии к православной мне  лично кажется очень сомнительным, ведь не случайно практически нет настоящей православной лирики, такой, чтобы в  школьные хрестоматии можно было включить.

А если этот путь решил пройти очень молодой человек, то и вовсе катастрофа. Что и требовалось доказать.
Пытаюсь вспомнить что-то подобное, и только строчки Олега Чертова- философа и историка Византийской культуры вспоминаются:

* * *
Еще охвачен тяжестью земною,
Но оттолкнусь – и вверх, по вертикали,
Скользя и обрываясь, как над Икви,
Уйду навечно, полуневесом.
И, может, распахнутся за спиною
До времени упрятанные крылья,
И погружусь в космические вихри
И в Млечный снег пылающим лицом.
Господь нас собирал перед отбытьем,
Перстом листая судебные книги,
И нам в лицо показывал друг друга,
Чтоб мы не потерялись на Земле.
И отсылал затем в мирскую битву,
Отягощая души воплощеньем,
А мы бредем и ищем звездных братьев -
Огня живого ищем в мертвой мгле.
Бредем во тьме, рассеянное братство,
И забываем вещие страницы.
Само обетование Господне
Нам кажется нелепым детским сном.
Но помнят крылья звездное пространство,
И нас своими почитают птицы.
И чувствую, как Божие дыханье,
Молочный снег – пылающим лицом!

http://olegchertov.ru/?p=165#more-165

Но Олег не только не читал этих стихотворений, мы узнали о том, что они были после его страшной гибели, настолько это было для него личным и сокровенным, да что там, интимным. А все остальное, как -то скорее  заставляет отвернуться от православия, а ведь это уже беда для поэтов...Тут и статья за оскорбление чувств верующих может возникнуть, не стоит с верующими заигрывать...

А когда нам обещают православную поэзию, а  там все те же юношеские метания и стенания о всех своих грехах, то немного  неуютно становится, не отсюда ли те же 40% голосов против этих авторов. Сразу было видно насколько трудно Ольге все это  анализировать, так как человек она деликатный, и  у нее как раз есть уже судьба особая и неповторимая.

Что касается другого вектора поэзии – стихотворений Татьяны Гардер, то все бы ничего, и даже забавно, если бы в детских стихотворения так ясно не проступали строчки других поэтов, что тоже пришлось отмечать Ольге. Но что это –цитирование, перепевы, совпадения?

В первый раз у меня возник вопрос, насколько можно сделать чужое своим так, чтобы это не бросалось в глаза, особенно если это стихотворения великолепных детских поэтов, которые  у многих из нас на слуху, прочно врезались в память,  а если рога и копыта  торчат из стога сена, то как это оценивать, нужно ли оценивать вообще.

Так получилось на этот раз, все сошлось в одной точке, и послужило поводом для того, чтобы против было 40 % из проголосовавших.

Но вопрос только один - почему так вышло?
У нас вроде бы серьезные эксперты, которые  научились  выбирать из потока стихотворцев тех, кто может и должен быть интересен. Мы можем не понимать и не принимать тех или других авторов, но не должно быть сомнения в том, что они по-настоящему талантливы.

 У меня же не исчезало чувство ( большую часть  передачи смотрела в записи,  ночью не смогла досидеть), что это была давно обещанная лотерея, и попали они все туда исключительно путем случайного выбора, а вовсе не путем серьезного  отбора…

Увы, конечно, это мое  личное мнение, жаль, что и голосующие скорее на моей стороне.

Позволю себе привести еще одно стихотворение Олега Чертова – омского философа, погибшего от руки наемного убийцы, по поводу того, куда же делись настоящие поэты:

* * *
Черным зраком, тягостно и слепо,
Развернулся орудийный срез.
Ангелы в ночи уходят в небо,
Будто птицы покидают лес.
Намертво сомкнулись крылья ночи
И не разомкнутся до утра.
Словно под ножом забился кочет,
Но не докричался до Петра.
Люди спят. Неслышно, страшно, немо
Развернулся орудийный срез.
Ангелы в слезах взлетают в небо,
Будто птицы оставляют лес.
Октябрь 1984 г.
http://olegchertov.ru/?p=248#more-248

Остается только надеяться на то, что ангелы и поэты ушли не навсегда, они еще к нам вернутся. А надежда, как известно, умирает последней.