Цыганочка, рассказ

Владимир Петрович Трофимов
               

     Она появилась во дворе «хрущёвки» не то чтобы внезапно – неожиданно. Заметно сказывалась непреодолимая тяга к человеку. Словно на подсознательном уровне чувствовала, что среди двуногих должны встречаться добрые твари. Однако, погладить себя не позволяла. Если ты к ней делал шаг навстречу, топорщила контрастирующие на чёрном фоне белые усы и строго фырчала. Как выяснится позднее, оказавшись без определённого места жительства, она помнила время кошачьего беззаботного детства и молодости. Месяцы совместного общежития с городской семьёй запомнились комфортом и взаимной любовью. Ей радовались, с нею играли, её кормили сначала молоком, а позже прочими яствами. Мучителем у благосклонных хозяев рос-подрастал их неуклюжий двуногий «котёнок», доросший до масштабного садиста. Короче, кошечку, как надоевшую игрушку, изгнали из тёплой квартиры. Теперь она бомжует. До освоения контейнеров с бытовыми отходами пока не додумалась. В человечестве тоже пока не разуверилась. 
     Выглядела весьма приличной кошечкой – аккуратной, чистой, молодой. Что не кот, ясно с первого взгляда. Коты обычно неряшливы и не причёсаны. Дополняли раскрас белая грудка и белые носочки на всех лапах.
     Такой она предстала предо мною. Совпала встреча с моим возвращением домой из супермаркета «Maxima». Только что закупил все необходимые продукты питания для большой семьи – согласно длинного списка. Извлёк вакуумный пакет, надорвал упаковку и угостил просительницу сосиской. Мимо проходила соседка из следующего подъезда и выразила сомнение: «Современные сосиски даже коты не едят. Напрасно ещё и пластикат с сосиски снимаете».  – «Не волнуйтесь так. Мои сосиски молочные. Съест». И мы оба убедились, что голодной кошке деликатес понравился. Пиршествовала под кузовом ближайшей автомашины, припаркованной к бордюру тротуара. Когда она, облизываясь,  вышла на свет, я её наградил второй сосиской и пошёл подниматься на пятый этаж.
     После первого знакомства общение не прекратилось. Кошка запомнила место встречи, и часто ждала меня. Я её, в свою очередь, не разочаровывал. Более того, к благотворительной миссии подключились взрослые дочь и внук Альберт. Дружба началась в начале весны.
     В меню внесли разнообразие. Новое блюдо, правда, не «Viskas», но кошачьи консервы подешевле – из якобы говядины, птицы и рыбы, что пришлось не менее по вкусу.
     Цыганочка нас так изучила, что стоило выйти на балкон, по стуку балконной двери угадывала направление, куда поднимать голову. Молчаливый её взгляд мы понимали без слов. Или сосиска, или котлетка летели вниз, и она виртуозно, как хищница, когтистыми лапками ловила съестное и прижимала к асфальту. В следующие секунды скрывалась под рядом стоящим автомобилем.

     «Удивительное дело, не способные разговаривать по-кошачьи двуногие неплохо понимают наши пожелания и потребности. И голоса у них иногда приветливые, – думала кошка, которую мы  назвали Цыганочкой. – Очень хотелось бы знать, как они отнесутся к моему материнскому положению, когда случится мой первый в жизни окот? Мартовские аиды не прошли безрезультатно. Пополнела-таки я. Поживём – увидим».

     Место для предстоящего семейства давно облюбовано и подготовлено.
     А люди поражаются: какой всё же могучий инстинкт продолжения кошачьего помёта! Никто им, котятам, после прозрения и накануне взросления школу будущих матерей не предлагает, лекций им не читают, о мерах самосохранения не предупреждают. Одно слово, то есть три: могучий инстинкт природы. Впрочем, для нас инстинкт мало что проясняет. Наверно, и генная память задействована, но, возможно, и что-либо пооригинальнее. 
     Читал я как-то приключенческий двухтомник ленинградского писателя (имя из памяти, к сожалению, выветрилось) о похождениях интеллигентного холостяка напару с котом по имени Рыжий. Самое интересное, что они свободно общались и превосходно понимали один другого. В полном соответствии с разработками и методиками учёного Грега Бейля, в научных кругах мира широко известного.
     Человек и кот обменивались мыслями, поддающимися переводу на нормальный человеческий язык. Рыжий ехидно иронизировал по поводу внешних данных женщин, остававшихся ночевать у хозяина, и вспоминал изысканных своих кошечек, с которыми встречался. О них он мог мечтать часами. А молодой мужчина уважал Рыжего за ум и находчивость, за дружбу и помощь в сложнейших ситуациях. Очень богатой на приключения складывалась их жизнь.
     О прибавлении кошачьего семейства мы, живущие аж на пятом этаже, сообразили сразу же, когда однажды Цыганочка пришла на первый завтрак. Ей сбросили первую сосиску – она перехватила розовую посередине таким макаром, что кончики сосиски торчали по обеим сторонам щёк. И не шмыгнула под кузов ближайшей иномарки, а потрусила от подъезда в сторону торцевой части дома и скрылась из поля зрения. Это что-то новое. Неужто приплод кормить требуется? Значит, малолеток переводит с молочного рациона на прикорм.
     Со следующей сосиской спускаюсь вниз. Кошка не заставила себя ждать. Сосиску в зубы – и в путь. Проследил. С другой стороны дома, в третье вентиляционное окошко секции бытовых подвалов, кошка ловко запрыгнула и скрылась. Само окошко застеклено, но боковой проём для вентиляции прежде был забран тонкой металлической сеткой. Сетку съела ржавчина, и образовался лаз по диаметру, превышающему талию кошечки.
     На обед самой кошке предложили рыбные консервы, более предпочтительные, чем сухой кошачий корм. В них аромат рыбкин. Пообедав, Цыганочка уходила к цыганяткам. Они, конечно, шалуны, но уход и им требуется – помыть, прилизать, причесать. Детишки, родившись совсем слепыми, уже прозрели. А за пределами подвала большая жизнь портового города. Предстоит выводить молодое поколение в новую жизнь. Пока их надо учить уму-разуму. Предстоит рассказать им многое обо всём, что их ждёт впереди. Об этом думала молодая мама.
 
    «Вот что, котятки. Подрастёте – и я вам покажу всё, что творится за этим окошком. А там – машины и люди. И те, и другие могут быть опасными, если не держать ушки на макушке. От встреч со злыми и лающими четвероногими ничего хорошего ждать не приходится. У них дурная привычка гоняться за кошками. Ещё много неприятностей от летающих над землёй дворовых сорок, так и норовят клюнуть в голову и отнять что-либо съедобное. И трескотни от них на всю округу. Никчемная птица. И поймать её не просто: глазастая, всё видит.
     Так что запомните, если грозит любая опасность, убегайте и скрывайтесь или под машинами, которых во дворе много, или в кустах. Их люди называют декоративными, ну, это для красоты сажают вокруг дома. Кустарники дикой белой розы, белоснежника западно-европейского, жасмина и прочих.
     Вам нужно вырасти сильными, ловкими и быстроногими. Спасибо добрым людям, помогают  вас поставить на ноги. Кроме этого, который кормит нас сосисками и консервами, воду приносит, и другие помогают. Помните, я вам приносила кусочки сырого мяса? Сердобольная молодая женщина выставляла пластикатовый пакет».  – «Мама, – спросил старший из малышни, – а кто наш папа?»  – «Сложный вопрос... Ухаживал солидный кот палевого окраса. Правда, лохматый, непричёсанный. Но мы дружили.
     Однако, дети, вам пора спать! А я ещё разок прогуляюсь к месту кормёжки».

     Когда мамаша вернётся с чем-то съестным, они проснутся, засуетятся и быстро расправятся с едой.
     В конце июня произошли резкие изменения в поведении Цыганочки. Пронзительно мяуча на весь двор, заглядывала почти под каждый островок зелёного и цветущего кустарника. И вопила не каким-то «мяу-мяу», а на высоких нотах, надрывно: «мер-мяу-у-у-у...мер-мяу-у-у-у»... Её «мер-мяу-у-у» смахивали на тоскливые крики голодных чаек в открытом море, когда до берегов сотни миль, а все как один рыболовные суда вторую неделю кряду штормуют носом на волну и рыбу не ловят из-за жестокого шторма. Чайкам, понятно, голод утолить нечем. Они с трудом держатся над волнами, порой погибают.
     Нас кошачья тоска обеспокоила. Наверно, котёнок или несколько окрепших котят убежали из материнского гнезда. Но беглецов никто-никто нигде не видел. Да и отоварившись сосиской, кошка удалялась по обычному маршруту, к открытому лазу.
     Ларчик открылся прозаичнее, или, нет – романтичнее. Детки подросли, скоро она их выведет в необъятный мир приключений – и загодя озаботилась перспективой улучшать и улучшать кошачью демографию. Причина неадекватного поведения выяснилась, когда её заметили в обществе лохматого и непричёсанного. Его Цыганочка искала и призывала.
     Минула ещё неделька, и всё вошло в прежнее спокойное русло.  Вон она, на крыльце, под балконами. Котята ждут её возвращения с нетерпением. Они пока бездомные. Кому из котят повезёт оказаться в светлой квартире рядом с хорошими людьми?   
                28.06.2015

P.S.
      Все от жизни ждут подарков. Сама жизнь щедротами мало кого балует, наоборот, многих испытывает невзгодами. Новое испытание кошачьего семейства обескуражило.
     В конце первой недели июля насторожило отсутствие Цыганочки с утра и до позднего вечера. О забывчивости мамаши речь не идёт. Инстинкт выше суеты.
     Когда стемнело, спускаюсь вниз и иду к знакомому лазу. Включаю фонарик и вижу: Цыганочка, удерживаясь на узком «подоконнике» перед входом в подвальное помещение, неистово бьётся головой в лаз – как в глухую стену. Подхожу ближе – кошка спрыгивает вниз и продолжает атаковать стену дома, когтями срывая штукатурку фундамента, возвышающегося над землёй. Кошка, единственная кормилица собственных котят, хотела видеть малышей и прыгала на стену, за которой дети ожидали её прихода. Она не понимала – что происходит? Почему?..
     В овальный лаз кем-то из жильцов дома вставлен широкий обрезок доски, уменьшивший ширину прохода в два раза. Уполовиненное отверстие миниатюрной Цыганочке не позволяло проникнуть вовнутрь. Доску я извлёк и фонариком указал кошке: вход свободен, заходи.
     Цыганочка под кустом шипра уселась на траву. Достаю из кармана припасённую на всякий случай сосиску и бросаю перед озабоченной происходящим кошкой. Не берёт. Отхожу подальше. Затем возвращаюсь. Свечу фонариком: ни сосиски, ни кошки нет.
     Но живёт в нашем доме кто-то с чёрной душой, точнее, бездушный чёрный человечек.
     Главный вопрос – живы ли котята? Поведение кошки в последующие дни успокаивало. Мелкие отварные мясные кусочки съедала сама, а побольше уносила за угол дома. Как обычно. Значит, кормит.
                07.07.2015

               
P.S.- 2
     Благодарная, наверно, за помощь, Цыганочка вывела своих отпрысков во двор многоэтажного дома, правда, на первый раз – с наступлением темноты. Позже семейство разместилось в лопушистых цветниках под окнами между первым и вторым подъездами. Первых их заметил Альберт, возвратившись с работы. Наследственнось сказалась приличной: оба котёнка – мамины копии.
     Цыганочка по-прежнему несёт бессменную вахту у знакомого всем крыльца или рядышком. Выйдешь – приблизится вплотную, усядется несколькими ступеньками ниже и ждёт. Котята пока шарахаются ото всех, отсиживаются в клумбах или под кузовами лимузинов. Взрослая кошка о них заботится. Летняя погода благоприятствует росту нового кошачьего поколения.
                13.07.2015