Судите. Антирелигиозная лирика

Николай Бураков
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 1-2)).

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Евангелие от Луки (глава 6, ст. 37)).

«Не забудем, не простим!» (П.Павленко, газета «Красная звезда»14.10.1941).

Мудрец жил на свете, он многое видел,
как люди друг друга порой ненавидят,
как свет милосердия в мире был мал,
и видя всё это, однажды сказал:
"Других не судите, и вас не осудят".

Всё просто, казалось бы, пусть так и будет.
Других не ругайте, себя берегите,
прощая других, себе всё простите.
Живи по заветам, других не суди,
и рай ожидает тебя впереди.

Но в мире есть подлость, лицемерие, жадность,
трусость, обман, плутовство, беспощадность.
И как и откуда б мы это узнали,
если б друг друга не осуждали?
Откуда б явилась мораль на планете,
коль были б невинны все, словно дети?

Поэты нам тоже твердят дни и ночи:
"Вот это очень хорошо, а то, другое, плохо очень".

И чтобы кого-то за что-то простить,
сначала придётся его осудить,
и только потом добродушья полны
мы можем простить другим море вины.
Прощать без сужденья – задача без чисел
или иначе: слово без мысли.

Так что ж с постулатом заглавным не так?
Мы знаем, мудрец этот был не дурак.
Чтоб смысл найти в словах мудреца,
читать поговорку давайте с конца.

Судите других, но с себя начинайте.
За слово и дело своё отвечайте
пред каждым живущим, пред каждым умершим,
пред каждым потомком каждой из женщин.
Умейте себя проверять ежечасно
строго, взыскательно и беспристрастно,
как будто чужого вам человека,
которого знать не хотели б от века.
И кару любую будьте готовы
принять ежечасно, ведь судьи суровы.
Они точно так же себя проверяют
и также проступки себе не прощают.
Люди не боги, они не умеют
прощать бесконечно врагов и злодеев.
Поэтому суд человеческий строже,
пощады просить гордым людям негоже.
А кто пред судом тем страшится, бледнеет,
тот зло сам в себе одолеть не сумеет.
Чтоб прямо смотреть другим судьям в глаза,
правду свою в себе чти, люби, знай.
Нужны просто разум, совесть и воля,
это не тяжкая божия доля.

А меры взыскания крайне просты -
ты сам по себе выбираешь кресты.
Что мы готовы поставить на кон
в борьбе своей праведной с мраком и злом?
Насколько в себе ненавидим мы зло,
настолько и с судьями нам повезло.
И если судьям мы доверяем,
их право судить не отвергаем,
и сами судили других честь по чести,
то быть справедливости, а не мести.
Ведь только в реальных поступках и людях
боги проявят своё правосудье.

Если в борьбу со злом мы не вступили,
зачем мы тогда этот мир посетили?
Пассивность активностью замените,
в делах, не в молитвах себя сохраните.
Боритесь со злом, коль совесть велит вам,
всегда и везде идёт эта битва.
Боритесь со злом. А как же иначе
решать в этом мире мирские задачи?
Но будьте готовы, за тяжкий труд
мерой такой же и вам воздадут.
Но если ответственность вы признаёте,
то суд вполне справедливый найдёте.
Не бойтесь суда человеков отважных,
они без причины крови не жаждут.
Люди осудят и люди простят,
коль совесть своя - первый твой судия.

А если себя от взысканий щадите,
то и с других ничего не взыщи'те.
Не смейте подонка к ответу прину’дить,
пусть бог разберётся, пусть бог и осудит.
Себе оставляйте лазейку, быть может,
она согрешить вам однажды поможет,
тогда от ответа уйдёте, сказав,
мол, я не судил никого никогда.
И равнодушие станет вам гимном,
памятью, другом, невестой, могилой.

***
Мне скажут, что я на себя много взял.
Я сам от себя не ожидал.
В чём рассужденья мои неверны?
Где рвутся на мне Пифагора штаны?


Автор знаком с текстом беседы № 23 Иоанна Златоуста "Беседы на святого Матфея"  и вполне понимаю, что ничего особо отличительного от евангельской проповеди я тут не сказал. Кроме одного: Смелость («судимы будете») и активность ("судите"), на мой взгляд, честнее и полезней (результативней) для людей и общества, чем пассивность ("не судите" и «не судимы будете»).
Кстати, во фразе «Не судите, да не судимы будете» центральный глагол (krin;), означающий «разделять», «отделять», «выносить решение», «судить», «осуждать», «испытывать», «проверять», «выбирать» и т.д. Например, однокоренным с ним является греческое слово «суд» krisis).
Родственным греческим словам «суд» и «судить» являются и другие известные слова, например, «критический» и «критик». Греческое прилагательное (kritikos) означает «способный к различению», «умеющий разбираться», «судящий», «судебный», «решающий», «переломный».
Поэтому и прошу: Судите и критикуйте (если хотите, конечно).