В поход на тачке!

Иван Друг
Да, друзья, именно так! Только тачка – это вовсе не автомобиль, а суперизобретение об одном велосипедном колесе, позволяющее туристам забрасывать груз. Придумано это было еще задолго до нашего рождения, просто мы удачно про это вспомнили.

На самом деле, вспомнил Миша, мой добрый друг и радиолюбитель до мозга костей, радист, как мы его называем между собой. Мы с ним много раз были в разных радиоэкспедициях – это когда выходишь в эфир не из дома или радиоклуба, а идешь – а лучше, конечно, едешь или плывешь – куда-нибудь в поле, на гору или на остров.

Этот поход был Мишей задуман год назад – выход на гору Сарлык (2507 м, Алтай) для участия в ежегодных соревнованиях Новокузнецкого радиоклуба. Прошлый раз мы, сгибаясь под тяжестью антенн, кое-как, где ползком, где тишком взобрались на эту гору, и выступили, на мой непосвященный взгляд, довольно неплохо, т.е. не оказались в последних рядах. Но хочется же победить! А что для этого надо? Надо антенны побольше, да аккумуляторы помощнее. А это вес…

Вот тогда из глубин интернета на свет и была извлечена эта чудо тачка. С оптимизмом наш радист принялся конструировать новые, усиленные антенны – а это дело непростое и дорогостоящее. Надо все рассчитать, закупить комплектующие, напилить, насверлить, состыковать и, наконец, припаять. И параллельно надо сконструировать тачку, которая все это без особого напряга увезет.

Жизнь у меня внезапно из размеренной стала весьма бурной, и до самой последней недели я не знал, поеду ли в этот раз. Для гарантии успеха, мы искали помощников и приглашали всех, кого только можно – родственников, друзей, знакомых, знакомых знакомых, наконец, дали объявление в соцсети.

– Миша, ну зачем ты разместил фотки со снегом и колючей проволокой? Распугаешь всех!

– Я против лакирования действительности!

Но все было безрезультатно – никто не хотел нам помогать. К счастью, за неделю до похода у меня все сложилось.

– Миша, у меня получается! Я еду!

– Отлично! Кто еще с нами?

– Никто…

– Как так?

– Да народ не понимает своего счастья – тащить антенны и аккумуляторы на Сарлык для того, чтобы ты, наконец, победил в этих соревнованиях! Давай поедем на этот раз пораньше, скажем, часа в три! Кстати, ты антенну спаял?

– Паяю, да и тачку еще надо сделать…

Вот те раз… дата выхода была известна за год, как же так.

Соревнования начинаются вечером, в субботу, 4 июля, мы же поедем в пятницу – нам надо добраться до Семинского перевала на машине, поставить ее на базе УТЦ Семинский, где тренируется олимпийский резерв – растет смена нашим прославленным биатлонистам. Затем пешком, со всем оборудованием дойти до горы и взойти на нее. Не переводя дух собрать и настроить антенны, сутки отработать в эфире и вернуться, тем же способом, причем, желательно оказаться на работе в понедельник, на который мы не отпрашивались у начальства.

Итак, по понятным причинам, выезд состоялся лишь в 7:30. Когда я увидел всю эту гору дюралевых труб, у меня просто округлились глаза. А Миша горестно мне сообщил, что, к сожалению, он не успел спаять третью антенну. «К счастью! К счастью!» – сказал я про себя. Антенны, в разобранном виде, привязали на багажник сверху, остальное внутрь. На дорогах уже было много разнообразных автомобилей, автомобильчиков и автомобилищ, затруднявших движение. Тем не менее, с первой частью нашего предприятия мы справились вполне успешно.

Однако погода нас не радовала. Скарб из машины, возле опушки леса пришлось выгружать под проливным дождем – мы не могли ждать сидя в машине, когда же он кончится. Сегодня мы должны дойти до подножия горы Сарлык. Там есть вода – родник, поэтому лишнюю воду – пятилитровку – мы просто выливаем. На переход у нас несколько полторашек минералки – потому как думали, что будет жарко, вот и набрали для питья.

Пока я ставил машину, радист героически, под проливным дождем, собрал чудо-тачку. Совместно как-то привязали ворох дюралюминиевых труб, а сверху еще аккумуляторы, крепеж и т.д. – и все это сверх того, что обычно берут с собой горные туристы – это двигалось в гору стандартным способом, т.е. сидело на наших плечах в рюкзаках и, видимо, тихо ухмылялось над нами.

Наконец, тронулись! Чудо тачка проехала десяток другой метров, и скарб рассыпался. Да, надо привязывать крепче. Перепаковались, едем – я пешком, как обычно, а Миша толкает перед собой одноколесное транспортное средство.

Быстро выяснились недостатки изобретения. Во-первых, не был предусмотрен мотор, в результате оператор тачки вынужден был применять для движения мускульную силу. Во-вторых, явно не хватало еще двух-трех колес, и тачка так и норовила завалиться на бок. В-третьих, командир тачки не мог видеть, куда она едет. Он, конечно, задавал общее направление, однако ж, куда именно поедет колесо – из-за груза видно не было. Поэтому приходилось совершать героизм при преодолении препятствий, недостатка в коих замечено не было. Это были камни, грязь, глубокие колеи, лужи. Если рулевой въезжал в лужу, то край лужи обнаруживал только тогда, когда тачка уже стояла посередине ее. Решение у этой задачи было только одно – не обращать на лужи никакого внимания, что мы и делали. И в ботинках у Миши уже с самого начала похода радостно хлюпала вода.

А это еще что – навстречу нам идет многочисленная, человек тридцать, не меньше, и разновозрастная группа туристов. Куда же это они ходили в проливной дождь? Миша идет впереди, я немного позади, и наблюдаю на лицах встречных всю гамму чувств – от шока и недоумения до простой человеческой жалости. Это и понятно, мы в салон красоты перед походом не заходили. Какая-то дама, говорит, как бы про себя:

– Иностранцы что ли? – а я на полном автомате, как положено в нашей компании, отвечаю на чистейшем немецком языке:

– Я-а, Я-а-а-а!.. – чем окончательно ломаю ей динамический стереотип. Так и рождаются легенды!

Потихоньку наш оптимизм помноженный на волюнтаризм иссякает, мы начинаем понимать некоторую абсурдность затеи. Даже если мы и доедем на этой тачке до горы, в гору все равно придется двигаться старинным дедовским способом – пешком.

Пасмурно, со всех сторон на горизонте грозовые тучи. Наконец, одна из них накрывает нас полностью. Хорошо, у нас была с собой рыбацкая палатка, которую мы за пару секунд и разворачиваем. Практически не намокли, но луж на нашей стезе стало значительно больше. Грунтовая дорога, по которой мы идем, превратилась в реку.

Миша окончательно устал, и я его сменяю. Непростое это дело, управлять тачкой в горных условиях, просто эквилибристика какая-то!

Постепенно темнеет, наконец, мы останавливаемся, и понимаем, что дальше никуда уже не пойдем. Ладно, встаем здесь. Ставим палатку прямо в карликовую березку, благо, она здесь какая-то мелкая. Воды здесь нет, есть только мелкие лужи, в которых ливневые дожди перемешали воду с глиной. Пить такую не хочется. Порассуждав на тему – можно ли сварить супчик или кашу на минералке, ужинаем печеньками, запиваем минералкой и ложимся спать.

Сон мой был ужасен. Снились кошмары, которые, я тут, пожалуй не буду описывать. И когда, по ходу пьесы, мне было предложено под страхом смерти лезть в какой-то узкий лаз, заваленный к тому же небольшими мешочками с гречкой, я, по счастью, проснулся, и был очень рад этому обстоятельству. Осмотревшись, обнаружил себя плотно упакованным в спальнике – вот и разгадка.

Маленько побатонились, поговорили, не пойми о чем, встали, позавтракали тем же оригинальным блюдом, и уже в шесть утра двинулись дальше. Попеременно руля, мы всего за час дошли до Серых Скал – как нам этого часа не хватило до нормального ужина и завтрака! А все потому, что кто-то очень долго паяет антенны, и делает это в последний день, как какой-то студент.

Обсудив наши планы, мы осознали, что лезть на Сарлык в этом году не стоит. Погода стоит отвратительная – постоянно дует сильный ветер, и это здесь, внизу, что же там на вершине? Вряд ли наша антенна устоит под напором. Кроме того, грозы. Представьте, что вы в грозу находитесь на вершине горы и держитесь одной рукой за металлический шест, высотой метров шесть – видимо, ждете разряда молнии. Нет, это нам не подходит.

Будем разбивать лагерь здесь! Выбрали подходящую площадку на самом высоком месте – здесь будет стоять антенна и рыбацкая палатка – радиорубка. Несколько в стороне – базовая палатка. К сожалению, закрытого от ветра места под палатку не нашлось, да честно говоря, мы особо и не искали, а зря. За пару дней ветер нам просто вынес все мозги.

Поставили палатки, радист принялся монтировать антенну, я отправился искать воду. Воды в этом году полно в прискальных ямках, выбрал почище и набрал. Есть даже сугроб. Здесь высота около 2000 м, невысоко, но сугробы на северных склонах не успели растаять, видимо, по причине холодной погоды, вот сейчас +13, а завтра, днем +5, но про это мы пока не знаем.

Варю домашний борщ из пакета, на второе гречка, на третье – чай с добавками брусники и бадана. Объедение!

Поступает запрос от радиста – ему нужна консервная банка для пяточки антенны. Пошел искать. Обычно под ногами горы мусора, а вот поди ты. С большим трудом нахожу необходимый предмет, при этом испытываю смешанное чувство радости – что нашел и огорчения, что все-таки мусорят.

Поднимаем антенну. Весит она прилично, Миша поднимает, а я должен проконтролировать, чтобы пяточка антенны не выскочила из расщелины камней. Допускаю ошибку, пяточка выскакивает. Миша, как Геракл, держит антенну на плечах и что-то там говорит про ногу, причем культурно, без мата. А, надо держать ногой! Так и делаю. Потом бегаю, привязываю растяжки, а сильный ветер так и норовит повалить еще плохо закрепленную конструкцию. Наконец, привязано все, что нужно привязать. Рассматриваем дело рук своих. Да, разрушения есть, но для исправления надо антенну вернуть на землю. Оставляем это на будущее, когда ветер хоть ненадолго стихнет.

Сварил поздний обед или ранний ужин, провозились с установкой антенны. Варить пришлось в палатке, потому как сильный ветер. На первое – суп харчо из пакета, пошел на ура. На второе – каша из ржаных хлопьев с добавлением сушеного мяса. Как выяснилось, радисты такое не едят. Пришлось помочь, не выбрасывать же.

И вот лежим мы в палатке, батонимся, и хоть один сытый, а другой слегка голодный, мирно беседуем, о том, о сем.

Кругом ходят грозовые фронты, но пока нас не трогают. Мы выдвигаем гипотезу, что Сарлык просто разрезает своей вершиной грозовой фронт, потому у нас и тихо. А еще я думаю о том, что хорошо, что многие мои хорошие знакомые отказались от похода с нами, потому как уже попахивает экстримом.

Улучили момент, когда ветер несколько уменьшился, и опустили антенну. Три оттяжки не отвязывали вовсе, одну удлинили и потихоньку протравливали через блок. Вышло великолепно. Исправили антенну и водрузили ее обратно – к соревнованиям готовы.

Договорились, что через полчасика, после начала соревнований приготовлю и подам чай с печеньками. Получилось как всегда – эфир бурлил и радисту было не до чая.

Связался с ангелом-хранителем, не по рации, а по простому сотовому телефону, доложил обстановку. Попросил помочь с погодой – отвечали уклончиво, но все-таки пообещали.

Делать было нечего, сделал записи в дневник и стал равлекать себя игрой на губной гармошке. Вот научусь, и сыграю в очередном походе. Вызову гром рукоплесканий, все меня будут любить и уважать, а начпрод даст что-нибудь вкусненькое.

Тут подтянулся Миша и стал давать ценные советы по звукоизвлечению – каждый радист этим владеет в совершенстве.

Наконец, уснули. Ночью пару раз звонил телефон, кто-то пытался выудить, видимо, секретную информацию о нашем местоположении, звучали слова азимут и другие, на что радист уклончиво отвечал, что де он еще находится в спальнике, а этот спальник совсем не в той палатке, где рация. Наконец, выполз из спальника и удалился в сторону радиорубки и, переняв методу, в шесть утра позвонил знакомой девушке и заорал: «Поворачивай антенну! Поворачивай!» – не по злому умыслу, конечно, а по ошибке.

Ну а я решил маленько подольше поспать – сегодня, возможно, придется ехать в ночь. Но в семь часов заглядывает радист, спрашивает веревку. Мне не жалко, сказал, где взять. Вылез. Миша привязал к оттяжке веревку и тянет ее в сторону. Подошел, и зря: в этот момент в рации что-то забулькало, и радист, с криком: «Держи!» – скрылся в радиорубке. Вот стою, в чем был, на мне лишь флисовый костюм. На ум приходят фразы, как заголовки местных газет: «Подвиг помощника радиста». Холодно, +5, сильный ветер, на грани того, что с ног сбивает, и мне уже не очень весело. Соображаю. Одной рукой тяну оттяжку, другой вяжу петлю – булинь, протягиваю эту петлю повыше по оттяжке и закрепляю. Справился.

Делать абсолютно нечего. Дождя нет, и можно было бы сгонять на Сарлык, но не бросишь же радиста одного – мало ли что. Погулял, слепил снеговичка (на дворе июль). Пофотался с колесом.

Обсуждаем планы, решаем в полдень свернуться и ехать домой. Хороший план, мне нравится. Тем более по прогнозам в шесть вечера дождь, который к вечеру только усилится.

Так и сделали. В 11:30 начал готовить, и тут, опровергая наши гипотезы, налетела грозовая туча. Пошел ливень, переходящий то ли в град, то ли в крупу, то ли в снег. Сидим в палатке, приготовили, поели. Ливень немного ослаб. Что же делать? Делать нечего – придется демонтировать антенну, собирать лагерь и возвращаться на базу под этим дождем, который, в соответствии с прогнозом, может только усилиться.

Хорошо, что у нас есть дождевики! Наряжаемся, выбираемся. Разбираем антенну. Мерзнут руки. Греемся горячим чаем. К нашей радости дождь прекращается. Собираем палатки. На все про все ушло часа три.

Обратный путь был под горку, получалось достаточно быстро, мы даже подумали, что надо бы приделать к тачке тормоз. Дождя больше не было, до базы добрались часа за полтора, а дома я оказался часа в три.

----------------------------------------------
см. также кучу фоток в ОК