притча о мудрости царей

Уменяимянету Этоправопоэта
В одной стране давным-давно жил мудрый правитель. Раз в месяц он собирал придворных и народных избранников на государственный совет, делился с ними своей благодатью, выслушивал просьбы и отпускал с миром.

Осиянные мудростью правителя, аристократы и депутаты разъезжались по городам и сёлам своей страны.

Дела шли неплохо: родили земля и скот, ловилась рыба в морях, а соседи опасались столь богатой и сильной страны.

С годами правитель состарился и решил учить сына мудрости царей.

Сын с успехом заменил отца на государственном поприще. Шли месяцы, и дела в стране шли не плохо, но случился неурожай, падёж скота и мор рыбы.

Возвратившись с очередного совета, сын высказал отцу беспокойство: «Мудрейший, царедворцы в нашей стране мало чем могут помочь правителю. Их слова бесполезны и пусты».

«Сын мой, – ответил правитель, – твои придворные и представители народа сидят в три ряда полукругом вокруг тебя. Кому ты давал слово?».

«Первому ближайшему ко мне ряду я давал говорить много, второму ряду – меньше, а до третьего ряда очередь не дошла», – сказал сын.

«В следующий раз не давай слово первому ряду. Когда дела в стране плохи, должен говорить второй ряд. Там у нас сидят землепашцы, скотоводы и рыбаки» – сказала отец.

Но к следующему разу поступили тревожные вести с границ. Соседние страны, прознав о бедах в стране, стали собирать армии и подступили к рубежам.

«Отец, – сказал сын, вернувшись с совета, – второй ряд мало чем может нам помочь».

«Когда стране грозит военная опасность или болезни, давай слово третьему ряду – там у нас сидят детские воспитатели, врачи и поэты», – сказал старый правитель.

«Что-то я не пойму, – сказал сын, – а кто же у нас сидит в первом ряду?».

«В первом ряду на государственном совете у нас сидят те, кто плохо слышит мудрые речи правителя, глуховатые, подслеповатые и тугодумы», – ответил старый правитель, – пока твои слова долетят до последних, первые успеют понять тебя.
 
По правде сказать, первый ряд мне не нужен, скорее я нужен первому ряду. Второму ряду никто не нужен, но за то второй ряд нужен всем.

Ну, а третьему ряду не нужен царь, но царю очень нужен третий ряд».