Самоорганизация литературной протоплазмы

Илья Бестужев
Прогресс развивается стремительно, куда там стартующей с  космодрома ракете. Казалось бы, каких-то семь лет тому назад вроде и интернет был, и прочие технологические примочки. Ан нет, теперь все то с планшетами, то со смартфонами, круглосуточно в сети, все грузится через приложения. Сказка, казалось бы. Так и вспоминается старая песенка про «нажал на кнопку – чик-чирик, сосиски с колбасой». Так к чему я это? Просто наблюдаю эволюцию поведения пишущей братии на литературных просторах.
В конце прошлого века авторы еще печатали свои рукописи на машинке, трепетно несли в редакции или «посмотреть настоящим поэтам». Осаждали издательства, ругались, плакали и так далее.
Однако в веке текущем, с бурным развитием информационных технологий шлюзы открыли. И в интернет понесли свое творчество все, кто решил, что умеет писать в столбик и не только.
Сначала они были кротки и тихи. Привычно просили «оценить скромные попытки написания стихов», просили советов и даже к ним прислушивались. Однако доступность интернета росла и росла. Появлялись сайты, посвященные творчеству. И, естественно, количество тех, кого раньше называли «начинающие авторы» росло по экспоненте. Человеческая природа такова, что славы и признания хочется всем. И вот, где-то в 2008-2009 году Рубикон был перейден. Обширная, но пока аморфная масса «начинающих авторов» самоорганизовалась. И перешла в стадию «активной протоплазмы».
В наши дни появилось любопытное заблуждение. Люди искренне считают, что для того, чтобы заниматься каким-то творчеством (вышивка бисером, рисование, игра на гитаре, пение, танцы, изготовление мебели и так далее) – да, нужен талант. А вот для того, чтобы писать стихи – талант не нужен, как ни парадоксально. Возможно, это связано с тем, что для прочего творчества нужен инструмент, время, силы. Да и танец, песню или табуретку можно оценить визуально. А стихи… Стихи проще назвать «выплеском души» и затеять бурную кампанию о том, что «грешно критиковать Творца».
Итак, наша активная протоплазма самоорганизовалась. И поняла, что не стОит ждать отзывов от людей, разбирающихся в поэзии. Могут просто не успеть всех страждущих отрецензировать, а могут и отругать. За какую-нибудь «речку без доспех», «платье типа фартук», незнакомство с такими вещами как рифма, ритмика и размер. Зачем? Проще писать рецензии таким же «начинающим авторам». И получать от них такие же умильные славословия в ответ.
Второй этап самоорганизации протоплазмы выражается в то, что такая протоплазма очень любит играть в игрушки. Выстраиваются всякие «рейтинги», появляются клубы по интересам. «Ребята, сегодня мы все хвалим Васю Пупкина. Завтра Вася Пупкин скажет, кого хвалим дальше». Процесс катится, как снежный ком с вершины горы. И вот свежевылупившийся «начинающий автор» впервые заходит на Поэтический Сайт и видит…. Правильно: на самой верхушке популярности висит какая-нибудь поделка в лучшем случае про березовые слезоньки. И делает вывод: «я же тоже так пишу. Значит я – Большой Поэт, если такие стихи здесь в фаворе». Учитывая скорость роста доступности интернета, количество Больших Поэтов возрастает настолько, что они начинают друг другу мешать. Однако владельцам литресурсов они выгодны. Почему? Да потому, что с готовностью платят за издание своих томиков, за продвижение своих столбиков. Да и массовость создают.
И наступает следующий этап самоорганизации протоплазмы. Как грибы после дождя, растут всякие «клубы суперпоэтов», «тысяча златых перышек» и прочие тусовки. Цель у них одна: продвигать «своих» и задвигать «чужих». Вот на этом этапе найти хорошую поэзию на поэтическом сайте становится уже трудно. Приходится перекапывать огромные завалы березовых слезонек, окопы клановых войн на тему «Птибурдуков, ты хам, мерзавец, сволочь, ползучий гад и сутенер притом» и прочих «волчица ты, тебя я презираю». Однако не забываем, что количество «начинающих авторов» продолжает расти. И картина начинает до безумия напоминать сказку про «горшочек, вари». Клокочущая масса протоплазмы растекается по просторам интернета, создает себе «домики по интересам», устраивает те же войнушки, но уже на более широком пространстве. Теперь на сайте А с увлечением обсуждается тема «какой же козел Вася с сайта Б», при этом на сайт А Васю не пустят ни за какие коврижки (а то вдруг ругаться начнет).
И вот тут мы приходим к финальным звоночком самоорганизации протоплазмы. Отдельные ее представители на полном серьезе негодуют, что на премию «Поэт года» как-то затесалось несколько поэтов. И отобрали призовые места, которые «скромные труженики литературных сайтов» уже считают своими по праву. И поднимаются флаги, и бьют барабаны.
Иллюстрацией картины дня сегодняшнего могут служить лозунги типа: «В Поэзии не важны ни рифма, ни ритмы, ни размеры. Нужно (ой, ОПЯТЬ!) ПИСАТЬ ДУШОЙ! И ВСЯКАЯ ПОЭТНЯ нам не указ!». Оцените красоту эволюции душеписия: от папочки с текстами, которая с дрожью в руках приносится на «посмотреть, если не трудно» до презрительно брошенного «всякая поэтня». Ибо имя протоплазме уже – легион. А технологии все развиваются и развиваются… Quo vadis, infectia?