Исторические курьезы. Староверы ли староверы?

Маркин Павел
Автор не претендует на оригинальность - просто не все об этом знают.

   Начиная с 17 века значительная часть верующих в России, коих
называют "староверами", стала позиционировать себя "ревнителями
древлего благочестия", претерпевая гонения со стороны официального
христианства под началом патриарха Никона. Напомним, что Никон
взялся реформировать русское православие на предмет возврата к
тому классическому православию, которое Русь получила от Византии
в результате своего крещения. В приданое, полученное тогда от
Византии, входили книги, по которым отправлялись церковные службы и,
так сказать, для личного потребления. За прошедшие с тех пор 6-7
веков это приданое было в основном утрачено в результате естественных
причин: войны, пожары, грабежи и т.д. Нельзя сказать, что церковь
не пыталась компенсировать эту утрату, но осуществить это извне было
невозможно - Византия приказала долго жить. Поэтому задача решалась
исключительно собственными силами: церковными и монастырскими писарями,
чья грамотность была обратно пропорциональна их подверженности возлияниям.
   Этим и только этим объясняются все те расхождения с оригиналом, которые
выявила команда Никона, и за которые староверы нередко шли на мучительную
смерть, принимая реформы Никона за богохульные нововведения, тогда как
речь как раз шла об обратном - возврате к греческим истокам.
   Было бы в корне неверно готовность к самосожжению среди староверов
объяснять исключительно их маниакальной приверженностью к двуперстию.
Иначе говоря, раскол российского общества в 17 веке только внешне
получил религиозное оформление. На самом деле это была естественная
реакция патриархальности (менталитета локальных миров) на наступление
 государственных ценностей - ценностей "большого мира".