Классика и современность. Вечерние стихи 15 июля

Любовь Сушко
Классика и современность Вечерние стихи 15 июля

Сразу оговорюсь, что передача была интересной, просто очень интересной, до такой степени, что и в 2 часа ночи  по местному Омскому времени спать совсем не хотелось.

И поэты были одной командой, дополняли, оттеняли друг друга…О каждом надо писать отдельно, как и о самой передаче, но пока  только об одной интереснейшей перекличке, которая возникла моментально, с первых строк стихотворения Ришата  Халиуллина «Поэзия».

Помните, как часто в первых передачах мы восклицали в чате «Да это же Бродский» - были и другие параллели, конечно, но  с Бродским, что удивительно, значительно больше.

Помнится, у меня даже тогда вопрос все время возникал: «Откуда столько Бродского?» в контексте стихотворений тех, кто выходил к микрофону. Наверное, сам поэт, услышь он эти стихотворения,  был бы несказанно удивлен, уж не знаю, обрадовался бы или опечалился, потому что, на мой взгляд, он закрыт для подражаний, он сложен, он  перепевается с трудом, Но вот так отозвались современные поэты на Бродского.

Вчера произошло иное событие, на мой взгляд, невероятно важное.

Как только  прозвучали строчки стихотворения «Поэзия» прочитанные вдохновенно, хорошо прочитанные,  это сразу же отметили в чате, возникло совсем другое чувство. Раньше стихотворения не читала, но уже после первой строфы невозможно было не воскликнуть:

- Да это же Игорь Царев

Говорят, что на слух тексты воспринимаются значительно  труднее, чем с листа, но тут разночтений у меня не возникло

Человек с ухмылочкой подвыпившего
У дверей "Ашана"*, как на паперти,
С видом чудака с луны подвыпавшего,
Пушкина читал всего по памяти.

Я лично повторяла совсем другие строчки по ходу чтения:

Вида серого, мятого и неброского,
Проходя вагоны походкой шаткою,
Попрошайка шпарит на память Бродского,
Утирая губы дырявой шапкою.

Тут еще и наш вечный, ставший после передач точно классиком Бродский возник.

 Помнится, тогда еще удивлялись, может ли попрощайка читать именно Бродского, а не Пушкина или Есенина – всенародных  поэтов.

Игорь сказал о том, что он сам  не раз слышал,  как в подмосковной электричке бродяга  читал именно Бродского, а не Пушкина. Это стихотворение  было потрясением для меня лично, не меньшим, чем знаменитый «Тобол», родной, узнаваемый, понятный.

Но потрясла не столько даже сама ситуация с бродягой и Бродским, сколько финал стихотворения и отношение автора к бродяге

Свой карман ему на ладони вывернув,
Я нашел всего-то с червонец мелочью.
 
Вот это потрясение  героя от встречи в электричке с такой поэзией и с бродягой. И конечно, мы с Мариной, помнится в чате на разные лады повторяли

И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!..

Так  вот преобразился  он дважды, пока прошел по вагону электрички, сначала стал близким и до боли понятным самому поэту, а потом и вовсе превратился в того самого Ангела из Чертанова – образ для  Игоря самый главный, цикло образующий.
 
Кстати,  книга Ирины об Игоре так и названа «Ангел из Чертанова».

Великолепнейшая книга, наверное, каждый бы мечтал, чтобы о нем написали вот так, и издали такую книгу.

А мне остается только напомнить Вам стихотворение, которое стало уже классикой для  участников и  слушателей передачи, стихотворение, которое потрясло с первых нот, с первых строк...

Бродяга и Бродский
Игорь Царев

Вида серого, мятого и неброского,
Проходя вагоны походкой шаткою,
Попрошайка шпарит на память Бродского,
Утирая губы дырявой шапкою.

В нем стихов, наверное, тонны, залежи,
Да, ему студентов учить бы в Принстоне!
Но мажором станешь не при вокзале же,
Не отчалишь в Принстон от этой пристани.

Бог послал за день только хвостик ливерной,
И в глаза тоску вперемешку с немочью...
Свой карман ему на ладони вывернув,
Я нашел всего-то с червонец мелочью.

Он с утра, конечно же, принял лишнего,
И небрит, и профиля не медального...
Возлюби, попробуй, такого ближнего,
И пойми, пожалуй, такого дальнего!

Вот идет он, пьяненький, в драном валенке,
Намешав ерша, словно ртути к олову,
Но, при всем при том, не такой и маленький,
Если целый мир уместился в голову.

Электричка мчится, качая креслица,
Контролеры лают, но не кусаются,
И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!..

http://www.stihi.ru/2010/06/18/3264

Трудно не согласиться с Мариной Кудимовой, если бы   мы не слышали, не помнили этого стихотворения Игоря Царева, то и  строчки Ришата произвели бы значительно большее впечатление. Потому что сюжет потрясающий, не может не захватить воображение, но ведь все познается в сравнении.

И здесь перед нами  бродяга, ну или человек очень на него похожий, правда, стоит он у дверей знаменитого магазина, этой чудовищной громадины, и  читает стихи Пушкина… - все-таки  традиционно все как-то...

Но что-то в  данном случае явно потеряно. Сначала, пока слушала, я не поняла, что именно не так в  этом стихотворении. А вот на бумаге сразу видно, вместо ангела, который пола не касается, перед нами  вдруг появляется каменный гость, то ли поэт, сошедший с постамента, то ли  бродяга, который пытается как –то изменить этот мир и стоит на каменных ступеньках, а потом молча уходит от того самого  адского магазинища - приметы нашего дикого времени.

Поэзия
Ришат Халиуллин

Человек с ухмылочкой подвыпившего
У дверей "Ашана"*, как на паперти,
С видом чудака с луны подвыпавшего,
Пушкина читал всего по памяти.

Простирая  руки экзальтированно,
Он читал то рьяно, то размеренно.
Люди очумело аплодировали
Главам из "Евгения Онегина".

Замерла толпа, теснясь тележками,
Взглядами лучась счастливо-грустными.
Шелестя неистово орешками
К Пушкину прислушивались грузчики.

Голос возносился зло и пламенно,
Над тряпичным капищем имущественного.
Это гость сошел с подножья каменного,
Чтоб явить поэзии  могущество.

09.03.14.

* Ашан - сетевой гипермаркет
http://www.stihi.ru/2014/03/09/10973

Конечно, Ашан – это значительно круче и современней, чем простая электричка. Но нет здесь второго героя, готового вывернуть карман и отдать последнюю мелочь бродяге, и нет того преображения главного героя, которое поднимает  не только его, но и автора, но и нас всех над суетой.  И более того, есть совсем другое:

Голос возносился зло и пламенно
А почему  этот человек злится собственно? И способно ли зло что-то изменить в нас, если даже это стихотворения Пушкина?

И еще одно подозрение у меня возникает, что вся эта толпа с тележками,  возможно,  не знает, и уж точно не понимает сегодня Пушкина, потому что  в первом случае отозвался только один - родственная душа, а в данном случае и вовсе бродяга уходит, вероятно,  не получив награды за свое озарение. Для грузчиков - это забава во время перекура...

И тут вспоминается еще одно знаменитое стихотворение Игоря Царева, почти с той же самой сюжетной ситуацией, это, конечно, «Скрипачка»

Скрипачка
Игорь Царев

Две чашки кофе, булка с джемом —
За целый вечер весь навар,
Но в состоянии блаженном
У входа на Цветной бульвар,
Повидлом губы перепачкав
И не смущенная ничуть,
Зеленоглазая скрипачка
Склонила голову к плечу.

Потертый гриф не от Гварнери, 
Но так хозяйка хороша,
Что и в мосторговской фанере
Вдруг просыпается душа,
И огоньком ее прелюдий
Так освещается житье,
Что не толпа уже, а люди
Стоят и слушают её...

Хиппушка, рыжая пацанка,
Еще незрелая лоза,
Но эта гордая осанка,
Но эти чертики в глазах!
Куриный бог на тонкой нитке
У сердца отбивает такт
И музыка Альфреда Шнитке
Пугающе бездонна так...
http://www.stihi.ru/2011/02/03/6020

Я не случайно вспомнила именно это стихотворение, потому что там тоже есть преображение, но уже преображение слушателей, чего на мой взгляд не произошло у  нашего автора вчера. Осталась только случайная зарисовка, эскиз.

Что не толпа уже, а люди
Стоят и слушают её...

Вот что самое главное, бесценное  у Игоря, и нам хочется верить, что искусство преображает случайного прохожего. В толпе мы видим  сначала людей, а потом  и отдельного человека.

Сам  Игорь в рецензии об этом стихотворении  пишет:

Кстати, писал с реальной картинки. Недавно наблюдал. Подземный переход. Скрипачка. Рядом семейная пара. Не москвичи. Жена дергает мужа за
рукав: «Коль, а Коль, у нас же поезд уходит!». А Коля застыл, как соляной столб. Чемоданы в огромных кулаках. Рот приоткрыт. И слезы в глазах. Будто никогда ничего не слышал кроме «дыц-дыц-дыц» по телевизору...

Игорь Царев   03.02.2011 17:00

Вот что стоит «за кадром» этого стихотворения, и в этом случае оно состоялось, не просто иллюстрация к некоему событию.

Кстати. Ведь не случайно, по –моему ведущие или кто-то в чате спросил вчера Ришата – было или не было то, о чем он писал, вопрос возник не на пустом месте.

 И хотя Марина сказала о том, что не важно, было ли на самом деле или нет, все-таки вопрос возник, потому что  у классических стихотворений есть такие вот истории, которые поэт потом рассказывает, он помнит, как это было, он живет ими.

Вчера в передаче случилось знаковое событие, наверное, не только я поняла, что у нас есть классики 21 века, с которыми можно сравнивать современных поэтов. И одним из них уже бесспорно стал наш великолепный, наш уникальный Игорь Царев, и конечно, Иосиф Бродский, что меня лично очень порадовало..

Недописанное
Игорь Царев

...Так важно иногда, так нужно,
Подошвы оторвав натужно
От повседневной шелухи,
Недужной ночью с другом лепшим
Под фонарем полуослепшим
Читать мятежные стихи,
Хмелея и сжигая глотку,
Катать во рту, как злую водку,
Слова, что тем и хороши,
Что в них - ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
С неуспокоенной души...
http://www.stihi.ru/2012/04/06/11665