Самый страшный ужас советской пионерки

Наталия Гранковская
…У моей любимой бабушки было очень тёплое и необычное имя – Лёля. Так называли её родные. Тогда, как по паспорту она звалась иначе – Елена. С этим же именем она и принимала Святое Крещение.
Моя бабушка была верующим человеком. Каждый раз она читала на ночь молитву и просила прощения за грехи. Мы ночевали с ней в одной комнате. Мне было лет 10. И, однажды, я не выдержала и воскликнула:
- Какие грехи, бабушка, о чём ты?
Ведь в моём понимании "грехом" тогда, впрочем, как и сейчас, являлось нечто скверное и грязное. То, в чём можно вымазаться по уши, и стать чумазой. А бабушка всегда хранила себя в чистоте. Казалось, она просто не совместима с грехом. Она осталась вдовой в 28 лет, так как мой дед погиб на фронте. Бабушка сохранила ему верность до конца своих дней.
Хотя, бабушкин добрый и весёлый нрав всегда находил отклик в сердцах поклонников и ей неоднократно делали предложение, она так и не решилась ни с кем связать свою судьбу, и полностью посвятила себя воспитанию дочери - моей маме, тогда как старший её сын трагически погиб, будучи совсем молодым.               
Подруги бабушки ей откровенно завидовали, ведь к ней сватались, а после войны с женихами было весьма напряжённо - свободных мужчин оставалось мало. Одна соперница даже из ревности, как-то раз подсыпала ей могильной земли к порогу, но бабушка осталась невредима, Господь её спас.
Какие же грехи могли быть у моей бабули?
Каюсь, показалось мне тогда, в детстве, что бабушка блажит. Она была такой доброй, кормила бродячих кошек и собак. Никого не обижала. Никогда не сплетничала.
- Разве могут быть у тебя грехи, ты такая хорошая! - не унималась я.
- День большой, всего и не упомнишь, чего натворишь, уж где-то да нагрешишь. А грехи у всех «человеков» одинаковы, – исковеркав словечко, пошутила она со мной.
И точно, шутит, подумалось мне. Убивать и воровать –  вот это, точно, грех. За это и закон наказывает.
А какие ещё грехи могут быть у человека? Так рассуждала я, будучи пионеркой. Забавно, но точно так же сейчас рассуждает мой муж, очень неглупый товарищ с высшим техническим образованием,  сорока лет отроду.
Мне было 14 лет, когда бабушка нас покинула. Царство ей Небесное. Вместе с её уходом исчезла и молитвенная помощь. Ведь верующий молится, не только за себя, но и за свою семью.  О вере она со мной не говорила, ведь это было время  комсомольских вожаков и партийных достижений. Переживала за мой неокрепший пионерский ум. А зря.
Чего есть, тому не пропасть. И юный пионерский ум с удовольствием погрузился в изучение  таинственной книги, непохожей ни на одну, прочитанную ранее.
Что за книга? «Мастер и Маргарита». Интуиция подсказала мне, что это книга непростая.
Есть в ней явное и тайное, сокрытое между строк, доступное не всякому. Но, поглощённая удивительными событиями романа и чудесным булгаковским языком, я не придала этому должного значения.
Комсомольская пропаганда во всю твердила, что Бога нет. И на беду свою, Библейский сюжет в книге мне показался не интересен. И я его проигнорировала. А ведь именно этим попытался Булгаков уравновесить противоположный аспект своей книги.
И вскоре комсомольская пропаганда показалась мне детским лепетом. Во сне ко мне нагрянула «нехорошая команда». Это были обладатели известных атрибутов – рогов и копыт. Да-да! Они самые.
И это был самый страшный ужас советской пионерки! Почему незваные гости явились ко мне, а не к соседу- алкоголику? Ошиблись, что ли? Мне было страшно.
Если бы меня, активистку - отличницу исключили из пионеров, или дворовые хулиганы предложили  распить бутылку дешёвого портвейна в подвале, уверена – испугалась бы меньше.
Я бы ещё поняла, если  во сне  мне явилась обаятельная  свита Воланда. А тут - эта неприглядная команда. Боялась ложиться спать. Чего хотели от меня ночные визитёры?  Пели хвалу моим способностям. Показывали Ад во всей красе с подтекстом - тем, кто с нами, там неплохо. Кстати,  именно такие картины Ада я  увидела несколько лет спустя, в описании книг, на тот момент мне совершенно незнакомых. Ещё бы, в советское-то время.
А однажды ночные гости  особенно активизировались. Тогда, помнится, умерла соседка. При жизни, тем,  кто ей досаждал, она оставляла под дверью «подарочки» - буханку хлеба, бутылку кефира. Отведает обидчик такого угощенья, и начинаются у него неприятности всякого рода. И вот, когда её не стало, «нехорошая команда» предложила мне работу! Мол, место освободилось. Занять желаете?
Ведьмой будете? Это было уже через чур.   Но как спастись от своих визитёров? Стала я тогда мысленно  просить бабушку о помощи. Вскоре увидела её во сне.            
- Почитай молитву, - посоветовала она.
- Чем может помочь молитва советскому человеку? Чушь!  – вертелось у меня в голове. Да   и не помню я той молитвы!
Но, к своему удивлению, я вспомнила молитву, которую читала бабушка. С её помощью от неприятной компании мне удалось постепенно отвязаться!
Зато, вскоре мне стал сниться один и тот же странный сон. Будто, подхожу я к церкви, а на пороге стоит, потупив взгляд, старуха в чёрном.  Лицо  рассмотреть было нельзя, оно скрывалось под большой чёрной накидкой. Стоит, нерешительно переминаясь с ноги на ногу. Будто, виновата в чём-то, хочет заговорить, да не может.
И каждый раз я пугалась этой старухи и опрометью бросалась прочь. Ещё бы, а вдруг, это смертушка за мной припожаловала? А я так молода! Долгих 15 лет мне снился этот сон. И даже в голову не приходило, что моя гостья сама нуждается в помощи. Перепуганная, я убегала прочь.
- Поди, она подослала ко мне «нехорошую команду», от которой насилу отвязалась! - думала я и, отчасти, была права.
Но церковь, ту, что видела во сне,  в своём родном городе я не встречала!  Она была для меня незнакома…
Хотя, на тот момент, в городе Тамбове с населением примерно триста тысяч человек и площадью 92 квадратных километра, было более 10 храмов. И мне был хорошо известен их внешний вид.
Причём, некоторые храмы располагались не более, чем в двух-трёх километрах друг от друга, именно в центре города, как раз, там я и проживала. Практически, рядом с каждой транспортной остановкой был храм, как говорят, в шаговой доступности. Конечно, не все эти храмы были открыты в то время.
Жаль, но в советские времена я не обладала очень важной информацией для меня: Тамбов – край крепких молитвенников. К нему имеют отношение такие великие подвижники веры, как преподобный Серафим Саровский. Это теперь г. Саров принадлежит Нижегородской области, а ранее относился к Тамбовской губернии, точно так же как и  Выши – теперь принадлежат Рязанской области, но ранее принадлежали Тамбовской губернии, именно в тот момент, когда Феофан Затворник подвизался в Вышенском монастыре…
Епископ Тамбовский Питирим, почивший в 17 веке, был канонизирован перед революцией. При жизни являлся устроителем монастырей и оказывал им особое попечительство.
Имеет отношение к Тамбовщине и знаменитый Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Святой, часто изображаемый со скальпелем. В годы Великой Отечественной войны он трудился в Тамбовском военном госпитале. Совершал уникальные операции, спасал многие жизни. Врач по призванию, он избрал для себя путь служения Господу, не оставив и клятвы Гиппократа. Перед операциями он, непременно, совершал богослужения.
Кафедральным храмом архиепископа Луки стала открытая за полгода до его приезда в Тамбов городская Покровская церковь. Заслуги его велики. Он был награждён правом ношения на клобуке бриллиантового креста, а позже - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Так же ему была присуждена Сталинская премия - за заслуги перед Отечеством.
Жаль, но эта информация появилась у меня намного позже. Уже тогда, когда я перебралась в Подмосковье.
Тогда же я, совершенно случайно, обнаружила неподалёку от нового места жительства ту самую церковь из моего сна, на пороге которой и являлась мне старуха в чёрном.             
Сердце гулко и тревожно забилось. Ночью снова мне приснился тот же сон. Но в этот раз ноги мои, казалось, приросли к земле. Я не смогла убежать от старухи!
- Кто ты? – спросила я, поёживаясь, свою ночную гостью, мне было страшно!
- Варвара, - ответила она глухо.
Сильно колотилось сердце. Я проснулась.
Вскоре, общаясь с мамой по телефону, я спросила, была ли у нас родственница с таким именем. Мама,  сказала, что так звали мою прабабку, свекровь моей любимой бабушки Лёли и добавила:
- Не любила я её. Была она целительницей, а потом приворотами увлеклась. Деньги они давали немалые.  А перед смертью и, вовсе, меня напугала. Завязала узелок, и зовёт меня – «дар» передать. А я к ней и пошла, как под гипнозом. Но будто, оттолкнул кто. Я упала и закричала…
Как я могла забыть эту историю? Наверно, считала её раньше за сказку, семейную легенду. А мама продолжала рассказывать, как моя любимая бабушка прибежала на крик и увела её. А прабабка долго помереть со своим узелком не могла. Казалось маме, будто крыша ходуном ходит от её воя, и продолжалось это три дня.
- Я её никогда не поминаю в церкви! – с обидой сказала мама.
Вот оно что! Теперь всё встало на свои места. Я решила посетить ту самую церковь, из сна. Зашла, купила свечи. Народа в церкви не было. А дальше – ноги сами меня повели.
И вот, я стою у иконы Николая Угодника…
- Подождите, не ставьте свечу! – вихрем подскочила ко мне  работница церкви,- здесь ставят свечи за упокой. У нас перестановка в связи с ремонтом - здесь  канон для усопших!
- Значит, я пришла по адресу, - улыбнулась я, ставя свечу.
- Покойся с миром, раба Варвара… Прощаю тебя, и ты прости.
Не преминула я и записочку поминальную за неё подать, как полагается. Не забыла и про свою бабулю.
И только намного позже я узнала из одной книги, что поступила совершенно верно: если в роду были такие горе-целители, за них обязательно надо поставить свечу Николаю Угоднику и попросить замолвить за них словечко перед Спасителем, тяжко им Там. И самому простить. За что?               
Безусловно, покинув грешную землю, они оставляют своим потомкам «подарочки».  Дело в том,  что такие целители получили при жизни многое незаконно – деньги, власть над людьми, полную свободу в действиях и т.д. Всё  перечисленное в той или иной степени отсутствует в жизни их потомков. Проверено на опыте…
…Ночью, после  посещения церкви, мне приснилась моя бабуля. Она улыбалась.  Позже, она мне подсказала, как молиться за человека, если жизнь его на земле
не была праведной, а сам он был далёк от жизни церковной. Она сказала:
-  Даже  таким людям Господь даёт надежду на спасение. После молитвы читай так: «Господи, помилуй раба такого-то» - так повторяй 40 раз подряд. Такую молитву господь слышит…
…Прабабку-целительницу я больше во сне не видела.
Теперь, спустя время, в той церкви, из моего сна,  в которой я впервые поминала прабабку Варвару, у канона усопшим висит икона Спасителя, как и полагается. Будто и не было никогда иконы  Николая Угодника прежде на том же самом месте. И ничего этого не было… Или было?
Кстати, ранее на месте той церкви, где первый раз я поминала прабабку Варвару /  г. Кучино, Храм Новомучеников Российских /, в 17 веке стоял храм Николы Чудотворца, да к несчастью, погорел в своё время…
О чудесной помощи святой молитвы я вспоминаю и по сей день. Это была молитва «Отче наш». Не забывайте молиться! И за себя и за ушедших близких. В церкви и дома. Ведь именно так мы протаптываем маленькими шажками дорогу к Богу.