Вновь в гостях у Алексадра Сергеевича Пушкина

Екатерина Триберт 2
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа...»
Как верны оказались слова поэта! Если речь идёт о русской культуре, литературе, поэзии, то сразу вспоминается творчество  Александра Сергеевича Пушкина. С его творчеством  я связываю светлые воспоминания своего детства. Это и одни из первых книг с красочными иллюстрациями, из которых родители зачитывали мне пушкинские сказки. Это и записи аудиоспектаклей, и театральные представления, и фильмы, снятые по мотивам этих сказок. Ёще не учась в школе, я знала отрывки из сказок и поэм Пушкина наизусть. Да и кто не знает: «У Лукоморья дуб зелёный...»?
Школьные годы, проведённые мною в России, связаны для меня с моим любимым предметом – литературой. Меня глубоко затрагивало яркое описание природы в стихах Александра Сергеевича. Если говорить о «Зимнем утре», то строки
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»
как нельзя лучше рисуют картину сибирской зимы, знакомой мне с детства.
Природа оживает во всей своей красе в строках
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.». 
Ну и, конечно, сказки, поэмы, проза Пушкина наполнены более глубоким смыслом, а не только воспеванием российской природы. Взять, например, одно из самых значительных произведений русской словесности – роман в стихах «Евгений Онегин». Здесь раскрывается не только внутренний мир самого писателя, но и состояние общества того времени. Какой наглядный нравственый урок содержется в поведение пресыщеного Онегина!

Поэт имел независимое мышление и воспевал свободу: «я рабство ненавижу»- писал он юношей. Творчество Пушкина отражает историю целой эпохи. Желание свободы мысли и слова, равенства – вот, что занимало думающих людей того времени. Много душевных сил было вложено, чтобы донести эти мысли до других, несморя на цензуру. Все эти стремления не были новы сами по себе. За это ратовали люди всех времён и народов. Стремление к свободе и равенству, к лучшей и мирной жизни занимает мысли людей и сегодня.
Именно по этому творчество Александра Сергеевича так близко и современному читателю. Оно помогает нам понять насущные проблемы и потребности человека – жизнь в обществе отзывчивых, честных и добрых людей в гармонии с природой и своей совестью. Произведения Пушкина помогают понять историю России, её культуру, её жителей и всех носителей русского языка. Свобода мысли, хоть и опасная, как в царское время, так и после него, вот внутреннее богатство человека. Умение мыслить шире и видеть дальше – основа общества, в котором нет места предрассудкам.
Заканчивала я своё школьное и профессиональное обучение в Германии. Кроме того, что система школьного образования здесь радикально отличается от российской, меня удивило отсутствие предмета литература. Хотя немецкоязычные авторы читаются во всём мире, в школах говорят о них немного. А ведь немецкий язык – это язык Гёте, Шиллера, Гейне, братьев Манн. Возможно от того и незнание собственной истории и тем более истории других. А как приятно читать, например, Иосифа фон Айхендорффа
«Es waer‘, als haett‘ der Himmel   
Die Erde still gekuesst,
Dass sie im Bluetenschimmer
Von ihm nun traeumen muesst‘»!
Пушкин сам переводил немецких писателей, и его вдохновляло их творчество. Замечательный поэт-символист Райнер Мария Рильке был знатоком и любителем русской литературы. Он был лично знаком с Львом Николаевичем Толстым, путешествовал по России и вёл переписку с поэтессой Мариной Цветаевой.
Хотелось бы, чтобы во время школьного обучения больше говорили об общем между русской и немецкой культурами. Чтобы говорили об общей истории и династическом родстве, исскустве, литературе, балете, театре, научных достижениях.
К сожалению, у многих складывается превратное мнение о России, о русских и их культуре. Говорится много о Берлинской стене, о Советском Союзе, о современной политике и о проблемах с преступностью. Но не в этом суть России и русской культуры. Это лишь некоторые эпизоды истории. Но это не раскрывает ни истории России в целом, ни русской души, которая кажется иностранцам такой загадочной.
Почему бы не поговорить о лучших сторонах русской истории - о Золотом и Серебряном веках? Ведь именно этот период оказал наибольшее влияние на русскую культуру. А она в свою очередь на культуру Европы и других контенентов. Почему бы не проанализировать на уроках «Евгения Онегина» и не сравнить его с «Вертером» Гёте? Именно диалог может сблизить представителей обеих культур. Только смотря глубже и узнавая друг друга в свете культурных и исторических особеностей можно преодолеть стереотипы, сложившиеся за не одну сотню лет.
Преодоление предубеждений у молодого поколения – гарантия лучшего будущего.
Собственно об этом и мечтал Александр Сергеевич Пушкин:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу».

Екатерина Триберт
03.05.2014