Поэты сша по-русски

Эдгар Ли Мастерс
Десятые годы ХХ века у историков литературы США получили название "поэтического Ренессанса". Обычно его началом считается 1912 год, когда в Чикаго был основан журнал "Poetry", в котором печатались Роберт Фрост, Карл Сэндберг, Эдгар Ли Мастерс, Эдвин Арлингтон Робинсон и Вэчел Линдзи - "великолепная пятёрка". Диагноз этому явлению поставил Иван Александрович Кашкин: "Накопилось так много поэтического материала, требовавшего новых форм выражения, что достаточно было чисто внешних толчков, чтобы привести в движение или обнаружить очень крупные поэтические силы."

Роберт Фрост и Карл Сэндберг - слишком крупные и своеобычные фигуры, чтобы объединять их в одну обойму с кем бы то ни было. Но вот оставшуюся троицу, при всём их своеобразии и индивидуальных отличиях, объединяет нечто общее, трудно поддающееся формулировкам. Самое странное, пожалуй, для русского читателя - это сугубо внешняя, событийная наполненность их произведений, сосредоточенность на повседневности, деньгах, борьбе за выживание, за место под солнцем. Тем не менее, на этом фоне неожиданно проявляются какие-то фантастические, ирреальные силы, действие которых выходит за пределы житейского здравого смысла. Пожалуй, никогда более подобная двойственность бытия не проявлялась так откровенно.
*
Александр ЛЕЙЗЕРОВИЧ (Калифорния)