Песнописец прп. Иоанн Дамаскин. - На Троеручицу

Вера Гиоргадзе
   Икона Божией Матери «Троеручица».
         Празднование 12 (25 по н.ст.) июля

________________________________________   

                Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется царствующий град Москва, имеющи в себе,
о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая, Заступнице наша Дево Богородице, честный образ Твой, имже подсблнечныя концы земли удивляеши и мир мирови
даруеши, во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, и от потопления изымаеши, и всем полезная даруеши, и преподобному Михаилу Малебнскую гору показа,и всех всегда милуеши, честною ризою Своею покрываеши жительство сие и вся грады и страны наша, да зовем Ти: радуйся, Обрадованная.
                Тропарь, глас 4
Яко звезда светозаряющая, из Сербии на Афон чудесно прииде всечестная
икона Твоя Троеручица, юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,
яко Божественный дар свыше, прославляет Тя, Владычицу, и умильно вопиет:
не остави милость Твою от нас, но пребуди с нами во веки.

________________________________________   

     Память прп. Иоанна Дамаскина, песнописца, 4 (17 по н.ст.) декабря, -
                в день памяти и Вмч. Варвары.


________________________________________   



Век восьмой. И – жгут иконы, отбирая у христьян
Православных в каждом доме, где найдут. Жесток Исавр –
Император Византии –  еретик: хранящим всем,
Почитающим святыни – муки адские да смерть!
Времена иконоборства… Рыщут воины кто где,
Не щадя ни малых – ростом! – ни высоких ….
Смерть, смерть, смерть….

А в Дамаске мусульманском, за пределами земель
Византийских – без опаски, что накажут, так как здесь
На ту пору у халифа был министром первым сам
Дамаски'н – ревнитель истый христианства – Иоанн. 
Богослов, гимнограф знатный в Византию письма слал
Всем знакомым своим тайно, где доказывал, что прав,
На Священное Писанье опираясь, на самих 
И Отцов Святых преданья, утверждая: сила в них –
В образах! – ибо Господня и Родившей же Его
Благодать на всех иконах, кои чтить – святой закон. 

Вдохновенные те письма переписывались, шли
Из рук в руки: путь их истин! – уверялись люди и
Обличали ересь ратных богоборцев, хоть и – смерть.
И взбешенный император извести решил теперь
Иоанна зло, коварно, бы защитника лишить
Православья Церковь. Дал он приказанье изучить
Всем писцам искусным почерк Иоанна, бы рукой
Написать его же, вроде, императору письмо
С предложением измены: сарацины, мол, Дамаск
Охраняют-то небрежно. Овладеть им без труда
Можно войску византийцев, ну а я-де, помогу –
Помощь первого министра обещаю.

А к письму,
Что отправил, поясненье лицемерное послал –
«Льву Исавру можно верить: Дамаскин хоть предлагал – 
Мира, дружбы я желаю, а изменника  казнить
Вам советую». И правда, в ярость впал халиф, забыв,
Обо всем: о многолетней службе преданной… Велел
Тут же «преданный» он, в гневе, се посмевшему отсечь
Кисть руки – да правой! – коей и писались строки те.
И – базарная вся площадь, бо повешена у всех
На виду была, той кистью, отсеченной от руки,
Любовалась. …Где-то близко и от боли, от жары
Дамаскин страдал, но больше от обиды изнывал
Незаслуженной он. К ночи, как стемнело, Иоанн
Попросил халифа только разрешить похоронить
Кисть десницы своей.

Вспомнил
Всё ж халиф, не смог забыть
Дел,  усердия былого своего министра. Дал
Он ему согласье. …В доме затворившись, Иоанн
Приложив кисть плотно к ране, на молитву встал. Просил
Горячо он Божью Матерь, не жалея и ни сил,
И ни слез, росой прозрачных, исцелить десницу ту,
Что в защиту Православья лишь писала. И вот тут
Богородице Самой он дал обет, употребить
Руку эту на созданье тех творений, коим бысть
Лишь Владычицы во славу! И уснул он в этот миг.
И в видении предстала сонном Та, рехла что: «Ты
Исцелен. Трудись прилежно этой самою рукой».
Пробудившись, в дивном, нежном песнопении душой
К Исцелительнице тут же благодарность он излил.

Быстро весть об этом чуде разнеслась по граду, и
Устыженный сам правитель и прощения просил,
И, забыв про все обиды, вновь вернуться ко своим
Призывал делам. Да только – не министр  уж! – силы все
На служение лишь Богу отдавал отныне. С тем
Удалился преподобный во обитель, принял где
Сразу иноческий постриг, и сюда же он принес,
В монастырь святого Саввы Освященного – в скала'х,
В основателя честь Лавры что назван, с собой тогда
Богородицы икону, ниспославшую ему
Исцеление. Бы помнить о том чуде, он внизу
Прикрепил изображенье, в серебре его отлив,
Невредимой, ставшей третьей на иконе сей, руки.
И с тех пор на каждом списке с чудотворной сей всегда
И рисуется такая вот десница. А сама
Называется икона «Троеручица». Свята
До тринадцатого века пребывала там. Спустя
Пять веков, безценный образ поднесен был аки дар
Савве Сербскому, что архи-был-епископом.

Вот так
Стала Сербия ей домом. При нашествьи агарян,
Православные икону чудотворную сию
Сохранить бы, вверив Богу «Божьей Матери» судьбу,
На осла её с молитвой возложив, пустили без
Провожатого…. И с дивной той поклажей ослик сей
До Горы Святой Афонской как добрался, встал у врат
Хилендара,  где иконе монастырь и всяк был рад.
Стали иноки с тех строго совершать и крестный ход
На то место, встал где ослик с чудо-ношей, каждый год. 
 
И – почил игумен старый…. Среди монахов начались
Разделения и распри, выбирая, кому быть
Настоятелем…
Тогда
Матерь Божия, явившись
Раз затворнику, рекла, что Сама  отныне будет
Здесь игуменьей. И в знак, с алтаря к собора центру – 
И без крыл! – перенеслась, на игуменское место,
«Троеручица». С тех пор, и по сей день, Хилендарем
Управляет человек, служб во время всех стоящий
Там, хранится где не век «Троеручицы» икона
Се  – Игуменьи Самой сей обители! И сколь раз
Был спасен Святой Афон, оставаясь вне турецкой
Власти»! С греками сколь войн затевали иноверцы,
Но «таинственной Жены, охраняющей те стены
Монастырские, Жены – для их рук, в кровище верных
Спасу – Богу Самому! – недоступной,  им нередко
Образ, в «жуть!», являлся вдруг, - признавались турок предки.

Низу ль Небо досягнуть?
Да ведь враже лишь под боком стен святых монастыря –
Сумрак стлался, мгла глубока вкруг ложилась, по краям….
И – в расстройстве сильном духа, друг не друг ли, брат ни брат,
Те бросались друг на друга…. И к рассвету спущен стяг
Душ ли варваров, иль плоти: бездыхан кто, кто бежал.
Се – Афон – Гора! – не троньте! То – Удел Самой, Что «Мать»!

«Хиландаръ» – «уста есть Львовы», что там Лев Исавр тот хоть!
И  «мгла тысячная» тоже – «Хиландаръ», что основал
Вместе с сыном Саввой Сербским Симеон (в миру Стефан
Сербский сам Король когда-то). Симеон святой отбыл
Хоть  мощами, ибо Савва, покидая монастырь,
Их забрал с собой, придать бы прах земле, где начат род,
Но всё так же в Хиландаре и растет, цветет она! –
Проросла что над могилой опустевшей, чудом там
Прям из камня, и увила всю собой её. …Лоза,
И стара, да плодоносит на Горе Святой: Афон – 
Вертоград бо Божьей Мати! Хиландарь – изюм что в нём! 

Се – обитель той иконы, к коей «руку» Иоанн,
Третьей, правую  приставил. Правой – он и написал 
«Изложенье Православной веры точное»! – цела
Ибо сделалась десница Богородицей.
…Ждала….

И – писал борец  сирийский «златоструйный» сей святой
Дамаскин до дней последних своей жизни, но – земной,
Нам духовное наследье оставляя, в «велико»! – 
В коем мир весь христианский утешенье, силу и
Мудрость черпает! Составил он дней памяти святых
Календарь, одним из первых, и подвижников.

Пиит,
Песнопевец вдохновенный, музыкант и богослов,
Всякой ереси противник и хулителей икон
Дожил век в Иерусалиме, где послушником простым,
Всё раздав богатство прежде обездоленным, творил:

Как велела Матерь Божья! Как душа его – в поклон – 
Не приказывала;  совесть диктовала как.

Аминь.

 




              Величание
Величаем Тя, Пренепорочная Дево, и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление в славу Божества, в Троице Бога нашего.
http://proeveryday.ru/index.php?id=molitva/bmater/troeruk


_______________________________________   

*  Хиландарский монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы
(21 ноября). Хиландарь - есть два объяснения названия сербского монастыря. Первое: с греческого Хиландарь переводится как «уста льва» — так назывался древний город, на территории которого теперь стоит монастырь. Второе — из словосочетания «хилья» и «андра». Первое слово значит «тысяча», второе — «мгла».

*  Иоанн Дамаскин, Мансур (кон. VII - ок. 777-780 [1]), преподобный. Византийский богослов, философ, поэт, систематизатор греческой патристики, один из отцов Восточной Церкви. Ведущий идейный противник иконоборчества. Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия. Согласно Минее святой Иоанн на Константинопольском Соборе 753-754 года обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и,
по милости Божией, остался жив, преставившись около 780 года в возрасте 104 лет
и будучи погребенным в Лавре святого Саввы [3]. Святитель Димитрий Ростовский
в своих Житиях указывает тот же возраст и время кончины около 777 года. Однако протоиерей Георгий Флоровский говорит что:
"Года кончины преподобного мы не знаем. Можно думать, что скончался он еще
до иконоборческого собора 753 года. День памяти:  4 (17) декабря.




*Икона семьи последнего русского Императора
Jul. 11th, 2014 at 7:26 AM


Список иконы «Троеручицы», находился в Екатеринбурге — в Ипатьевском доме во время пребывания там в заточении Святых Царственных Страстотерпцев в 1918 году. Предшествующая история этого скромного домашнего образа неизвестна и, скорее всего,он принадлежал не Императорской Семье, а кому-то из бывших владельцев особняка на Вознесенской горке, а может быть, даже их прислуге. Но Августейшие Страдальцы, обращаясь в Своем страшном заточении с молитвами к Богу и Пресвятой Владычице, как и подобает всем православным, безусловно, не различали иконы, находящиеся в доме заключения на привезенные — «свои» и бывшее прежде там — «чужие», а значит совершали Свои молитвы и перед этой скромной иконой, которая стала духовным свидетелем Их страданий и мученического подвига.

После освобождения Екатеринбурга от большевиков икона Божией Матери Троеручицы был найдена в Ипатьевском доме одним офицером — знакомым сестры Святого Государя Императора Николая II — Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Этот офицер в начале 1920-х годов привез икону в Данию, где тогда проживала Государыня Императрица Мария Феодоровна и семья ее дочери - Великой Княгини Ольги Александровны, для передачи памятной реликвии Императрице. Государыня же сама распорядилась, чтобы эта Екатеринбургская святыня хранилась в семье ее младшей дочери.

Все последующие годы Екатеринбургская икона «Троеручицы» всегда была овеяна семейным молитвенным вниманием, благоговением, и, по свидетельству старшего сына Великой Княгини — Тихона Николаевича Куликовского-Романовым, их семья постоянно ощущала на себе Покров Божией Матери во всех великих жизненных испытаниях, которых немало выпало на долю Великой Княгини и Ея близких. До самой Своей смерти в 1960 году Великая Княгиня Ольга Александровна никогда не расставалась с Екатеринбургской святыней и завещала её хранить Своему старшему сыну.

Но все эти годы икона «Троеручица» почиталась не только домашними Тихона Николаевича. Неоднократно по Царским дням или в дни памяти самой иконы внук Императора Александра III доставлял Екатеринбургскую святыню в свой приходской храм Пресвятой Троицы, чтобы вся русская православная община города Торонто могла приложиться к святыне, покаянно помолиться перед ней о Воскресении плененной России.

Теперь этот образ хранится в Екатеринбурге в Храме — на крови
В 1991 году, когда Т.Н.Куликовский-Романов узнал, что в России уже практически обсуждается вопрос о строительстве Храма-Памятника на месте убийства Царской Семьи, он обратился с письмом к Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, где заявил о том, что по завершении его строительства во время освящения собора он намерен передать Екатеринбургскую икону Божией Матери «Троеручица» в храм на Крови Царственных Страстотерпцев. Осенью 1992 года на Покров Пресвятой Богородицы супруга Тихона Николаевича — Ольга Николаевна Куликовская-Романова по воле мужа посетила Екатеринбург, и по его же просьбе в её присутствии на месте мученической кончины Царской Семьи русским духовенством была отслужена панихида. После этого первого паломничества на Всероссийскую Голгофу 20 октября уже в Москве О.Н.Куликовская-Романова встречалась со Святейшим Патриархом и в ходе продолжительной беседы ещё раз подтвердила намерение своего супруга — Тихона Николаевича передать свято чтимую им икону «Троеручица» в храм, который намереваются воздвигнуть в Екатеринбурге. И Его Святейшество подтвердил Свое одобрение этого благого и жертвенного намерения родного племянника Святого Царя-Страстотерпца Николая.

Однако в путях Господних Тихону Николаевичу при жизни не довелось исполнить свой святой обет: он почил в Бозе 8 Апреля 1993 года, накануне завещав выполнить его волю своей супруге — Ольге Николаевне Куликовской-Романовой — председателю им основанного Благотворительного Фонда во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Всё это время О.Н.Куликовская-Романова, ежегодно посещая Россию по делам Благотворительного Фонда, неизменно стремилась побывать и помолиться на Русской Голгофе. Когда наконец началось строительство храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, на Вознесенской горке, надежда, что воля её супруга будет ею исполнена, возросла и укрепилась.
Во время своей очередной поездки в Россию летом-осенью 2002 года на ставшей уже традиционной встрече с Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Викентием, архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, была достигнута договоренность о торжественном протоколе встречи иконы «Троеручица».

Крестным ходом в канун празднования дня памяти «Троеручицы» 10 июля икона для последующей передачи Её на вечное хранение в храм Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, была доставлена от железнодорожного вокзала в Свято-Троицкий Кафедральный собор.
Возвращение в Екатеринбург из Америки иконы «Троеручица», пребывавшей в Ипатьевском доме во время заточения в нем святых царственных страстотерпцев, является историческим событием..

Недобрые люди попытались украсть святой образ из храма в 2003 году. Но не прошло и недели, как местная милиция обнаружила святыню на антиквариатном рынке Екатеринбурга. Святой образ вернулся в Храм-на Крови.

И теперь каждый год в ночь на 17 июля десятки тысяч людей совершают крестный ход на Ганину яму вместе с этим образом Божией Матери.




Писано 25.07.15г.




http://www.youtube.com/watch?v=XmFkcbvi28c

Встреча с царским митрофорным протоиереем Сергием у Храма Тихвинской
Божией Матери в день празднования иконы Божией Матери "Троеручица"
25.07.14г.Москва