Поспорить с Лермонтовым?

Ольга Ботолина
ПЕРЕКРЁСТКИ
                При восхождении малое предшествует великому.
                (запись Е. Раевского)
   
   «Кто-то из мудрецов сказал: «Чтобы вести людей за собой, иди за ними». Это изречение стало моей заповедью, клятвой, данной самому себе, жизненным правилом, эти слова были пропущены через мою душу, слово и дело».
   
  Это изречение-признание я прочла на сайте Евгения Павловича Раевского, поэта, издателя, учёного и крупного общественного деятеля, известного в Санкт-Петербурге и за его пределами. Когда несколько лет назад я впервые открыла в Интернете его страничку для ознакомления с творчеством, обомлела: более 10 изданных поэтических сборников, множество публикаций, около 50 наград: благодарности, грамоты и дипломы, причём в различных направлениях деятельности - спорт, археология, морфлот, судебная практика, литература… Но меня интересовало творчество и вызвала любопытство высокая оценка литературной работы: звания, титулы… Одна только должность Президента Академии Русской Словесности и Изящных Искусств им Г.Р. Державина чего стоит! (www.arsii.ru) Да и фамилия не из рядовых.
 
   А нынешней весной именитый автор посетил новгородскую землю и выступил перед горожанами с творческой программой. Во вступительной части он кратко и не    без гордости, предусмотрительно поведал о знаменитых корнях рода Раевских, которых «уж нет, а те – далече…». Мой слух чутко улавливал «перекрёстки». Как старожила - с Архангельским севером: упоминание о великом учёном Ломоносове; как новосёла – с Великим Новгородом: здесь родился и служил дед Евгения, кандидат богословия митрополит Павел Васильевич Раевский, в будущем епископ Кронштадтский, Новгородский и Старорусский. Он водил дружбу с С. Булгаковым, Н. Бердяевым, В. Розановым, В. Поссе, А. Кони, Д. Мережковским, З. Гиппиус и другими выдающимися писателями и общественными деятелями. Обнаружив пробел в познаниях истории знаменитого рода Российского, кинулась восполнять его.

Коротенько – о великом:
   РАЕВСКИЕ – дворянский род. Родоначальником считался Иван Степанович Раевский, выехавший из Польши в 1526. Как отмечалось в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи», «фамилии Раевских многие Российскому Престолу служили стольниками и в иных чинах и жалованы были от Государей в 1614 и других годах поместьями». Анна Леонтьевна (ум. 1702), состоявшая в браке с боярином Кириллом Полуектовичем Нарышкиным, была матерью царицы Натальи Кирилловны и бабушкой императора Петра I. В начале XIX века род прославил сын полковника Николая Семёновича Раевского. (1741–1771) от брака с Екатериной Николаевной Самойловой (1750–1825) (племянницей кн. Г.А. Потёмкина) – генерал от кавалерии Николай Николаевич Раевский. (1771–1829). Активный участник войн России конца XVIII – начала XIX вв., герой Отечественной войны 1812 и загранпоходов русской армии 1813–14, он пользовался большой популярностью в армии и обществе. Находясь с 1824 в бессрочном отпуске и числясь с 1826 членом Государственного совета, Николай Николаевич был близок к декабристам. Он был женат на внучке великого русского ученого М.В. Ломоносова – Софье Алексеевне Константиновой (1769–1844). Она была единственной из внуков М.В. Ломоносова, оставивших потомство. Таким образом, потомки известного русского военачальника стали одновременно и потомками великого русского учёного.
(По энциклопедии «Дворянские роды, прославившие Отечество»).

   Желание поделиться информацией с читателями появилось ещё на встрече, с течением времени оно не пропало, а только распалилось, поэтому решила более подробно узнать и о человеке со знаменитыми корнями, стихи и романсы которого слушала со сцены одного из домов культуры Новгорода Великого.
   Снова без спроса и приглашения зашла на личный сайт автора, так как лично пообщаться не удалось – гости из С-Петербурга быстренько закруглились; успела только выйти на сцену, чтобы поблагодарить  и подарить своё издание – брошюру «Абрамовские феврали» о северном писателе Ф.А. Абрамове. Через пару дней на сайте Российского Межрегионального союза писателей, председателем которого является Евгений Павлович,  ознакомилась с кратким отчётом о встрече, а заодно окунулась в перечень многочисленных литературных мероприятий, проводимых руководством и союзниками.         Простому человеку, имеющему на счету всего один авторский сборник лирических стихов, (хотя и работавшему немало в творческих коллективах), не придёт никак в ум: как можно заработать (завоевать!) такое обилие наград и титулов, малой толикой которых восхищались и которым аплодировали новгородцы! Перечислить сложно, запомнить невозможно, а уж получить... И где же брать дополнительное время суток для стольких достижений? Невероятно! Подумалось: да, тяжела шапка Мономаха, при такой бурной деятельности не без завистников и недоброжелателей… Что греха таить: сама слыхала краем уха в писательской среде разные отзывы о столь титулованной персоне; хотелось выстроить свою точку зрения на эту звёздную особу. Так и есть. Знает не понаслышке о неоднозначном подходе к его деятельности и немыслимым успехам и сам публицист и критик. Вот что на этот счёт вычитала я в его статье «О проблемах писательских» (Общероссийская писательская газета «Русь» №23(26), 2005 г.): «…сколько бы ни пытались вылить на меня грязи, клеветы и полного бреда литературные приспособленцы (…) и другие клеветники, (…), по известным мне причинам выступающие против меня и нашей полнокровной, действующей и уникальной писательской организации – ничего у них не получится, за нами – сотни, тысячи одарённых, знаменитых и достойных людей, внёсших огромный вклад в русскую литературу и мировую культуру в целом».
  С шашкой на скаку! Но вот ведь какое дело - хотя, по признанию Раевского, «в Российском Межрегиональном союзе писателей Северо-Запада царит исключительно доброжелательная творческая и рабочая атмосфера» и живут  они «единой, гордой и доброй семьёй» - в народе говорят: дыма без огня не бывает.  Что ж зря шашками-то размахивать, коли тишь, гладь да Божья благодать? Работайте сообща, господа писатели Руси! Ещё великий баснописец Иван Крылов предупреждал: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»…
    Подтверждение о разногласиях  в литературных содружествах, в том числе и внутри их, а также недооценке энтузиаста – покровителя российской пишущей братии Евгения Раевского можно прочесть в многочисленных высказываниях самих литераторов, среди них - возмущение Почётного члена РМСП писателя Петра Проскурина: «Если бы писатели делали для Раевского столько, сколько он делает для них, то Раевский давно бы при жизни жил, как в раю. Я удивляюсь порой человеческой неблагодарности его писателей». А сам автор и председатель РМСП в стихотворении «Великий некто» мечтает «стереть улыбкой взгляды всех врагов/Любовью петь, презреть непониманье».   

***
   Примерно такое же недоумение и неразбериху в малом - великом некогда вызвало у меня предложение редактора петербургского литературного альманаха  «Бег» В. Тихвинского платно вступить в их союз, выплачивать взносы и оплачивать публикации. Хотелось понять и разобраться: что, сколько, как, почему и зачем? Напечатали одно стихотворение. Препирались с редактором по поводу авторского (бесплатного) экземпляра. Получила. Но, в конце концов, во втором номере в публикации мне не без раздражения отказали – предложили да передумали. То ли за любознательность и дотошность, то ли за критику качества высланного журнала (свёрстан и издан наспех - не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы заметить ляпы - отсутствуют литературная и грамматическая правки), скорее, за то и другое. Да и кому понравится неприкрытая прямолинейность: «с ног на голову: грузчик правит филолога…». А в случае молчаливого согласия  - какие только чины и награды не предлагались на мою авторскую голову! Не говоря уже о возможности выступлений на столичных подиумах, вплоть до Казанского собора в Санкт-Петербурге... Воистину от малого до великого - один шаг! И как посмела я отказаться от такого соблазна?! Да вот с детства втемяшилась в голову бабушкина поговорка: не в свои сани не садись, а ещё мамина – скромность украшает человека. Это и послужило тормозом вступления в предложенный Союз.
  Складывается впечатление, что Евгений Павлович будто оправдывается, доказывая необходимость существования писательской организации, которой рулит: «если общественная писательская организация решает те проблемы, которые не решает государство, то она действительно нужна, пожалуй, крайне необходима», и «русские писатели в настоящее время в очень трудном положении, фактически влачат жалкое нищенское существование, исчезли льготы, стипендии и другие привилегии». Благое, стало быть, дело. Уважение вызывает такое рвение в защиту «униженных и оскорблённых». Частное - против государственного. Тут уж  пан или пропал!   
   Представленный материал о работе союза слегка устарел, но понять и оценить её масштабы можно. К примеру, указывается, что только за пятилетку 27 писателей – членов РМСП получили литературные премии (выплачиваются ежегодно) за свои книги – от 7500 до 25000 рублей.  На изысканные союзом средства изданы книги Сергея Каширина, Ирины Маляровой (дважды), Юрия Оболенцева, Александра Соколовского, Сергея Макарова, Эдуарда Кузнецова, Теодора Стёркина и др. При содействии РМСП вышли в свет книги Юрия Молина, Ларисы Виноградовой, Ольги Бобковой, Александра Дольского и других», выпускаются буклеты с текстами стихов, выступления и произведения авторов записываются на цифровые лазерные диски.  Сама слушала многие романсы на стихи Е. Раевского, в том числе «Волшебный сад», (муз. В. Панченко), «Я всё простил» (муз. B. Osborne)… Всё серьёзно: к записи песен и романсов привлекаются солидные коллективы, к примеру эстрадно-симфонический оркестр под управлением С. Горковенко, оркестр Санкт-Петербургского Мюзик-Холла под управлением В. Минкина; яркие исполнители: Э. Хиль, О. Большакова, Ю. Охочинский… (Это и многое другое при желании можно найти, прочесть и прослушать на личном сайте автора).
   К тому же Раевский, будучи телеведущим, зачастую берёт на себя роль ведущего теле- и радиопередач о творчестве своих подопечных на радиостанциях, в частности на «Радио России», «Русском шансоне»… Где и сам остаётся «на слуху». Судя по отчётам, произведения писателей союза даже переводятся на другие языки и печатаются в СМИ союзных государств.
   А зампред исполкома международного сообщества писательских Союзов поэт Олег Шестинский  ничтоже сумняшеся пророчит:  «Будущее за Российским Межрегиональным союзом писателей, которым руководит русский поэт Евгений Раевский».
   Можно только порадоваться возможности поэтов вышеназванного союза «нести слово в люди» с больших сцен государственных театров, становиться лауреатами и дипломантами всероссийских и международных конкурсов. «Вышеизложенное говорит о профессиональной востребованности наших писателей, читательской любви к ним» - уверенно итожит воспетый Раевский. 
   Востребованность, любовь (тем более, читательская) – понятия относительные. Да и насильно мил не будешь. Во всяком случае,  заинтересованные новгородцы знают Евгения Раевского, и не только как поэта, но и как активного продвиженца творчества самобытных авторов города – пятилетку назад он награждён почётной грамотой Новгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» «за большую просветительскую и общественную работу по популяризации творчества новгородских писателей".
  И творческие встречи с «поэтом, рождённым для победы неизбежной», надо думать,  продолжатся. Высокие звания и устремления обязывают идти в народ.
 
***
  «В одной античной книге я прочитал такие строки: «Сначала нужно стать человеком, а потом богом. Гражданские добродетели делают человека благородным, а знания, ведущие к божественному совершенству, богоподобным. При восхождении малое предшествует великому» - читаю записи поэта и общественника. В обширном перечне достижений Раевского трудно различить, где малое, а что великое, но то, что имя Евгения Павловича занесено в энциклопедии «Знаменитые люди Санкт-Петербурга», «Who is who в России», вписано в историю русской культуры – это вам, господа, не баран чихнул. Что написано пером – того не вырубишь топором. Высоко взлетел человек! Но стать Богоподобным… Зато Дмитрий Киршин - поэт, критик, издатель, доктор философии
в области литературоведения, уверен, что «именно небесное звание Поэта, а не многочисленные земные награды и титулы, – то главное, чем будет знаменит Евгений Раевский в последующие столетия».
 
  «Кто тщится не признать мои дела – победы светоносного поэта?» - восклицает и сам титулованный носитель исторической фамилии, изо всех сил прославляющий её.  Поэт Сергей Макаров высказывается, что «как ни странно, у Раевского всё получается», и «равных ему (Раевскому) …нет». Но почему же равнодушен по отношению к свету этой яркой звезды более звёздный российский поэт Андрей Вознесенский, заявляя: «Не говорите мне о поэте Раевском – мне это неприятно»? 
  Впрочем, судите сами.
     «Да, я не прост, судите – не боюсь» – заранее готов к любой оценке устремлённый к небесным высотам Евгений Павлович, уверовавший, видимо, в незыблемость своей славы. Не потому ли  спрашивает он таких любознательных и недоверчивых, как я: «Зачем же вам чужое сторожить?» («Бессмысленным друзьям»). И то верно. Не логичнее ли улыбнуться высказыванию юмориста Ефима Шифрина: «Ну, кто сказал «богатыри – не вы»? – Лермонтов? Вы на Раевского посмотрите и после этого можете поспорить с Лермонтовым». 
 
Июль, 2015
 

  Поэтическое обращение Евгения Раевского к людям:

Я столько света вылил из себя
Стихами и волшебными слезами...
Любя друзей, да и врагов любя,
За всех с молитвой я пред образами.

Уметь любить – величие моё,
Талант сильнее возраста и смерти,
Пока во мне все светит и поёт,
Читатели, врагам моим не верьте!

Свет, только свет, и днём и ночью свет,
Кипящий свет, страдающий, но нежный.
Я выбран им как понятый поэт,
Рождённый для победы неизбежной.

Ну, кто ещё желает свету зла?
Кто глупость направляет против света?
Кто тщится не признать мои дела –
Победы светоносного поэта?

Я снова плачу светом и теплом...
Нет, плачу жаром, милостью и болью –
Я с ними в настоящем и в былом,
Но в будущем с единственной... с любовью!

Постскриптум:

Как стало известно из источников местного писательского содружества,эпоха академика восьми академий Евгения Раевского закончилась, чего и следовало ожидать. Выяснился подлог документа о членстве в Союзе писателей РФ, его заменял липовый билет Союза писателей СССР*!!! Но с фактом поспорить трудно: по словам председателя РОСПР Светланы Петровой, из столицы пришли документы, доказывающие: Раевский не является членом Союза писателей России!

Кстати, Союз писателей СССР прекратил существование в 1991 году. На документе Раевского с размытыми печатями дата вступления в Союз датирована 1999-м годом.