Тайна- Айвазовского Ивана Константиновича 2-1

Нина Филипповна Каменцева
"Тайна- Айвазовского Ивана Константиновича "2-1



2. Творчество художника
Ивана Айвазовского

1. Не оторвёшь взгляд
от картин Айвазовского!

Не оторвёшь взгляд от картин Айвазовского! Его кар-
тины успокаивают, когда смотришь на море или же на
небо, как будто бы ты стоишь рядом и даже слышишь
шум моря. Плеск волн об утёс или же нежный скрип
скользящих и лизавших песок.
Творчеством художника Ивана Айвазовского двигало
его трудолюбие, трудолюбие человека, обладающего ве-
ликолепной памятью. Он никогда не писал свои картины
с натуры, всегда писал их на память. Хотя когда впервые
поехал учиться в Италию, первое, что ему говорили –
«пишите с натуры».
У Айвазовского своя система творческой работы.
«Живописец, только копирующий природу, – говорил он,
– становится её рабом... Движения живых стихий неуло-
вимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск
волны – немыслимо с натуры... Художник должен запо-
минать их... Сюжет картин слагается у меня в памяти, как
у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю
к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не вы-
скажусь на нем кистью...» Работал он в последнее время
в основном в своей мастерской дома, который построил
на берегу Чёрного моря в Феодосии. Окно мастерской ху-
дожника находилось на севере, и он писал, когда солнце
ласково стучало в его окно.
Он создавал свои произведения, опираясь только на
свою необыкновенную зрительную память, поэтическое
воображение и твёрдость руки.
      Время учёбы и длительный творческий путь, не
создавали художнику трудности. Техника письма была
у него безукоризненная. И это всего два-три часа в день,
иначе он не мог бы поймать взглядом льющийся в окно
белый свет, который так бы играл с лучом солнца в его
картинах.
Айвазовский также интересовался археологией, за-
нимался охраной памятников Крыма, принимал участие
в исследовании курганов. Построил новое здание
для Феодосийского музея древностей с мемориалом
П.С. Котляревского; за заслуги перед археологией из-
бран действительным членом Одесского общества исто-
рии и древностей.
Однажды Гоголь предложил художнику совершить с
ним поездку во Флоренцию в своём экипаже. Во Фло-
ренции писатель познакомил Айвазовского с известным
русским живописцем Александром Ивановым, который
в это время трудился над созданием своей грандиозной
картины «Явление Христа народу». Вместе с Гоголем и
Ивановым молодой художник посетил знаменитые фло-
рентийские картинные галереи – Уффици и Питти, где
были собраны лучшие полотна итальянских живописцев
– Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Ботти-
челли, Тициана, Караваджо, Джорджоне...
Метод работы Айвазовского был очень индивидуален,
ни на кого не похож. В Вико он написал две картины по
памяти, «Закат» и «Восход солнца». Для себя Айвазов-
ский раз и навсегда сделал вывод, что особенности его
восприятия природы, зрительной памяти, воображения,
наконец, темперамента не совмещаются с характером
работы с натуры. В то время он написал много картин,
где небо переливалось разными цветами радуги и этот
период у него назывался «голубым». Двигаясь по дорогам
Италии, он всматривался в синеву неба, ясный рисунок
холмов Тосканы, плоские кроны горделивых пиний, чут-
ко улавливая богатое разнообразие оттенков утреннего,
полуденного или вечернего неба. Память художника фик-
сировала, как огненный шар солнца медленно опускался в
море, и тогда на зыби волн начинали играть причудливые
оттенки золотого цвета. Эти первые впечатления, попол-
няясь новыми, возрождались на холстах под его кистью.
В 1844 году, на два года раньше намеченного срока,
Айвазовский вернулся в Россию. Здесь ему за выдающи-
еся успехи в живописи было присуждено звание акаде-
мика и поручен «обширный и сложный заказ» – написать
все русские военные порты на Балтийском море. Воен-
но-морское ведомство присудило ему почётное звание
художника Главного морского штаба с правом ношения
адмиралтейского мундира.
В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно
проследить появление ряда картин, изображающих от-
крытое море в полуденный час, написанных в голубой
красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зелё-
ных, серых тонов придаёт ощущение свежего бриза, под-
нимающего весёлую зыбь на море, а серебряное крыло
парусника, пенящего прозрачную, изумрудную волну, не-
вольно будит в памяти поэтический образ Лермонтова:
«Белеет парус одинокий...»
В течение зимних месяцев 1844/45 года Айвазовский
выполнил правительственный заказ и создал ещё ряд
прекрасных марин. Весной 1845 года Айвазовский от-
правился с адмиралом Литке в путешествие к берегам
Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время
этого плавания он сделал большое количество рисунков
карандашом, служивших ему в течение многих лет мате-
риалом для создания картин, которые он всегда писал в
мастерской у себя дома.
Всего Айвазовский написал около 6000 картин. «В на-
роде дом художника в Феодосии называли «вилла маэ-
стро». Говорит Татьяна Гайдук: «В парадных гостиных
дома Айвазовский часто устраивал пышные приёмы.
Причем, как правило, количество блюд, подаваемых во
время приёма, было кратно 30, каждому из которых Ай-
вазовский давал название своей картины. Что нам совер-
шенно точно известно – это то, что шампанское у него
в доме называлось «От штиля к урагану» или «Среди
волн». Длина картины «От штиля к урагану» около 7 ме-
тров. Айвазовский в иносказательной форме представил
здесь жизненный путь человека».
В течение долгой жизни Айвазовский совершил ряд
путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и
других европейских городах, работал на Кавказе, плавал
к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в
1898 году, совершил далёкое путешествие в Америку. Во
время морских плаваний он обогащал свои наблюдения,
а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был
Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Чёрного
моря.
Мало кто знает, что Айвазовский интересовался ар-
хеологией, занимался вопросами охраны памятников
Крыма, принимал участие в исследовании более 80
курганов (часть найденных предметов хранится в кла-
довой Эрмитажа). На свои средства построил новое зда-
ние для Феодосийского музея древностей с мемориалом
П.С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран
действительным членом Одесского общества истории и
древностей.
По его завещанию картинная галерея перешла в дар
Феодосии. Галерея – один из старейших художествен-
ных музеев страны. Кроме полотен Айвазовского в му-
зее представлена богатая коллекция произведений из-
вестных художников: К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин,
Л.Ф. Лагорио, А.И. Куинджи.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном
морские пейзажи; создал серии портретов крымских по-
бережных городов. Его карьера была очень успешной. В
общей сложности художник написал больше 6 тысяч ра-
бот, и ни одной с натуры! Все картины были написаны по
памяти, в мастерской художника!
Самая знаменитая работа Айвазовского – «Девятый
вал», но в картинной галерее родного города хранится
ещё одна необычная, интересная и очень ценная карти-
на – «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846 г.).
Чем она необычна? Главная фишка картины – не море,
как в картине «Девятый вал», а «Лунная дорожка». Она
на его картине как живая, под каким бы углом на неё не
смотреть, дорожка будет двигаться за вашим взором, точ-
но если вы смотрите в телевизор, хотя в то время их не
было. На других картинах художника такого эффекта вы
больше не увидите! Его «Девятый вал» входит в сотню
лучших картин мира, но мне хотелось бы напомнить вот
эту: «Хаос. Сотворение мира» (1841 г.), которая произ-
вела фурор и была приобретена Римским Понтификом,
наградившим Айвазовского золотой медалью. По-моему,
картина как никогда актуальна.
Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно,
без каких-либо ярких событий. Зимой он обычно уезжал
в Петербург, где устраивал выставки своих произведе-
ний.
Немецко-фашистские захватчики разрушили на окку-
пированной территории 427 музеев из общего числа 992
музеев, имевшихся в Советском Союзе...
Вывозились редчайшие экспонаты в Германию. В том
числе и картины Ивана Айвазовского, но многие шедев-
ры были спрятаны в бункера с соответствующим темпе-
ратурах хранения.
«Согласно отчёту Управления по делам искусств при
СНК БССР об ущербе, причинённом немецко-фашист-
скими захватчиками, было разграблено и вывезено 1493
единицы живописи, 130 скульптур, 961 предмет графики,
380 портретов и бюстов. Особенно ценными экспонатами
живописи являлись работы таких известных художников
XVIII–XIX веков, как Илья Репин, Иван Айвазовский,
Валентин Серов, Иван Крамской, Исаак Левитан, Сергей
Иванов и другие». Многие картины постарались вернуть
разными способами, вплоть до того, что менялись ше-
девры на шедевры, или же покупались за баснословные
деньги, лишь бы сохранить картины на Родине, даже не-
известными покупателями с аукциона.
После освобождения Могилева в 1944 году появляется
«версия Луковникова» (член музейного совета) о разгра-
блении хранилищ музея немцами, которая перекликается
с показаниями И.С. Мигулина. Интерес представляет и
«партийная версия». Как известно, все события разво-
рачивались в здании обкома партии, в центре которого
располагалась комната-сейф. Имеющиеся свидетельства
о событиях лета 1941 года в Могилеве достаточно убе-
дительно показывают, что ценности должны были благо-
получно отбыть на восток вместе с партийным имуще-
ством. 20 дней, предшествующих оккупации, позволяли
в нормальном ритме провести эвакуацию имущества, что
и было сделано. Могилевский сбор представлял огром-
ную материальную и историческую ценность. В его со-
став, помимо Креста Ефросинии Полоцкой, входили кар-
тины Боровиковского, Левицкого, Айвазовского.
Больше всего Феодосия известна тем, что здесь рас-
положен дом-музей мариниста Айвазовского недалеко от
Национальной картинной галереи Айвазовского.
Там же установлен «Фонтан Айвазовского». Чистой
питьевой воды Крыму всегда не хватало. Художник Иван
Константинович Айвазовский принял решение разре-
шить использовать воду, которую получила в наследство
его вторая жена Анна, и построить фонтан с чистой пи-
тьевой водой для обычных людей Феодосии. К фонта-
ну был подведен водопровод, из которого жители могли
получать 50 тысяч ведер воды в сутки. Также благодаря
Айвазовскому гора получила название «Гора Митридат».
Айвазовский пережил два поколения художников, а
его искусство охватывает огромный отрезок времени –
шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насы-
щенных яркими романтическими образами, Айвазовский
пришёл к проникновенному, глубоко реалистическому
и героическому образу морской стихии, создав картину
«Среди волн».
До последнего дня он был счастлив, сохранил не толь-
ко непритуплённую зоркость глаза, но и глубокую веру в
свое искусство. Он прошёл свой путь без малейших ко-
лебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости яс-
ность чувств и мышления в любви со своей второй женой
Анной Никитичной Бурназян-Саркизовой.
Творчество Айвазовского было глубоко патриотично.
Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он
был избран членом пяти Академий художеств, а его ад-
миралтейский мундир был усыпан почётными орденами
многих стран.
Можно долго ещё писать о великом художнике. В по-
следующих частях я хочу познакомить с его шедеврами,
оригиналы которых находятся в Российском музее.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Звания и награды И.К. Айвазовского
• 24.09.1835 Айвазовскому присуждена серебряная
медаль 2-го достоинства за картину «Этюд воздуха
над морем».
• 27.09.1836 Присуждена золотая медаль 2-го досто-
инства.
• 26.09.1837 Айвазовскому присуждена золотая ме-
даль 1-го достоинства.
• 1838 За выдающиеся успехи в живописи Айвазов-
ский командирован Академией на два года в Крым
для самостоятельной работы.
• 24.09.1839 Айвазовский за представленные карти-
ны, написанные в Крыму, «выпущен из Академии
и удостоен звания художника 14 класса».
• 20.07.1840 Айвазовский, «как получивший за
отличные успехи в живописи морских видов зо-
лотую медаль 1-го достоинства, на основании
Устава Академии отправлен за границу для даль-
нейшего усовершенствования в художестве».
• 1843 Совет Парижской Королевской Академии ху-
дожеств наградил Айвазовского золотой медалью.
• 01.07.1844 Айвазовский пожалован кавалером ор-
дена святой Анны 3-степени.
• 21.09.1844 Айвазовский причислен к Главному
морскому штабу.
• 29.09.1844 Академией художеств Айвазовскому
присуждено звание академика, спустя несколько
дней последовало распоряжение Министерства
Императорского двора о причислении ему звания
живописца Главного Морского штаба.
• 13.03.1847 Айвазовскому присуждено звание про-
фессора.
• 05.03.1853 Избран действительным членом Рус-
ского географического общества.
• 1857 Устроил выставку своих картин в Париже, за
которую ему присужден орден Почетного легиона.
• 1865 Айвазовский зачислен на службу в Академию
художеств в связи с открытием в его феодосийской
мастерской «Общих художественных мастерских».
• 15.05.1876 Избран членом Флорентийской Акаде-
мии художеств и написал свой портрет для Гале-
реи Питти.
• 1880 Постановлением феодосийской городской
думы избран почетным гражданином города Фео-
досии
ВСЕ ВЫСТАВКИ АЙВАЗОВСКОГО
• 1835 Петербург
• 1836 Петербург
• 1837 Петербург
• 1841 Рим
• 1842 Неаполь, Венеция
• 1843 Париж, Лондон
• 1844 Амстердам
• 1845 Петербург
• 1846 Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
• 1847 Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
• 1848 Москва
• 1850 Петербург, Одесса
• 1851 Москва, Одесса
• 1853 Петербург
• 1854 Петербург
• 1857 Париж
• 1858 Петербург
• 1860 Петербург
• 1861 Феодосия, Петербург, Лондон
• 1862 Петербург
• 1864 Одесса
• 1865 Петербург, Одесса
• 1866 Петербург, Берлин
• 1867 Петербург, Одесса
• 1868 Тифлис, Петербург
• 1870 Петербург
• 1872 Москва
• 1873 Петербург, Москва, Ницца
• 1874 Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
• 1875 Петербург
• 1877 Петербург, Москва, Симферополь, Одесса,
Николаев, Бухарест, Рига
• 1878 Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам,
Флоренция, Генуя
• 1879 Париж, Мюнхен
• 1880 Феодосия (открытие галереи), Петербург
• 1881 Петербург, Москва, Лондон
• 1883 Петербург
• 1882 Петербург
• 1884 Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
• 1885 Берлин, Варшава
• 1886 Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харь-
ков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Кон-
стантинополь
• 1887 Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Па-
риж, Бухарест
• 1888 Петербург, Киев, Константинополь
• 1890 Париж
• 1891 Петербург
• 1892 Берлин, Одесса
• 1893 Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашинг-
тон
• 1894 Петербург, Лондон
НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
им. И. К. АЙВАЗОВСКОГО
(картины, хранящиеся в музее):
1. Крещение армянского народа. Григор-просветитель
(IV в.). 1892 | Айвазовский
2. Во время жатвы на Украине. 1897 | Айвазовский
3. Берег моря. 1886 | Айвазовский
4. Корабль «Мария» во время шторма. 1892 |
Айвазовский
5. Утро на берегу залива. 1853 | Айвазовский
6. Католикос Хримян Айрик в окрестностях
Эчмиадзина. 1895 | Айвазовский
7. Сотворение мира. Хаос. 1889 | Айвазовский
8. Остров Иския близ Неаполя. 1892 | Айвазовский
9. Кораблекрушение. 1876 | Айвазовский
10. Лунная ночь у взморья. Константинополь. 1847 |
Айвазовский
11. Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 |
Айвазовский
12. Первый поезд в Феодосии. 1892 | Айвазовский
13. Среди волн. 1898 | Айвазовский
14. Вечер в Крыму. Ялта. 1848 | Айвазовский
15. Автопортрет. 1880-е | Айвазовский
16. Моление о чаше. 1897 | Айвазовский
17. И. К. Айвазовский в кругу друзей. 1893 |
Айвазовский
18. Приход русских войск в Феодосию. 1871 |
Айвазовский
19. Кораблекрушение. 1843 | Айвазовский
20. Портрет Анны Никитичны Айвазовской
(1858–1944), жены художника. 1882 | Айвазов-
ский
21. Христос на Генисаретском озере. 1894 |
Айвазовский
22. Севастопольский рейд. 1852 | Айвазовский
23. Буря на Северном море. 1865 | Айвазовский
24. Старая Феодосия. 1839 | Айвазовский
25. Взрыв корабля. 1900 | Айвазовский
26. Апостол Петр. 1890-е | Айвазовский
27. На острове Крит. 1867 | Айвазовский
28. Алушта. 1878 | Айвазовский
29. Остров Родос. 1861 | Айвазовский
30. Сбор фруктов в Крыму. 1882 | Айвазовский
31. Автопортрет. И.К. Айвазовский в детстве. 1887 |
Айвазовский
32. Зима. 1895 | Айвазовский
33. Осада Севастополя. 1854 | Айвазовский
34. Морской пейзаж. 1900 | Айвазовский
35. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1850 |
Айвазовский
36. Ночь в Венеции. 1861 | Айвазовский
37. Свадьба на Украине. 1890-е | Айвазовский
38. Данте и художник в горах. 1883 | Айвазовский
39. Камыши на Днепре близ местечка Алешки.
1857 | Айвазовский
40. Малага. Морской пейзаж. 1854 | Айвазовский
41. Кораблекрушение в Северном море. 1875 |
Айвазовский
42. Возвращение со свадьбы. 1891 | Айвазовский
43. Ниагарский водопад. 1893 | Айвазовский
44. Солнечный день. 1884 | Айвазовский
45. Суда на рейде. 1851 | Айвазовский
46. Десант в Субаши. 1880-е | Айвазовский
47. Пристань в Феодосии. 1856 | Айвазовский
48. Приезд Екатерины II в Феодосию. 1883 |
Айвазовский
49. Море. Симеиз. 1864 | Айвазовский
50. Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент. 1845 |
Айвазовский
51. Встреча Венеры на Олимпе. 1895 | Айвазовский
52. Малахов курган (Место, где был смертельно
ранен Корнилов). 1893 | Айвазовский
53. Смольный монастырь. 1849 | Айвазовский
54. Бой в Хиосском проливе. 1848 | Айвазовский
55. Портрет Рипсимэ Гайвазовской (1784–?), матери
художника. 1849 | Айвазовский
56. Хождение по водам. 1897 | Айвазовский
57. Восход солнца у берегов Ялты. 1864 | Айвазовский
58. Ледяные горы. 1870 | Айвазовский
59. Неаполитанский залив утром. 1843 | Айвазовский
60. Портрет Анны Никитичны Айвазовской
(1858–1944). 1881 | Айвазовский
61. Богоматерь с младенцем. 1891 | Айвазовский
62. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими
кораблями. 1892 | Айвазовский
63. Ялта. 1838 | Айвазовский
64. Автопортрет. 1889 | Айвазовский
65. Апостол Павел. 1890-е | Айвазовский
66. Кавказские горы с моря. 1899 | Айвазовский
67. Восход солнца. 1870-е | Айвазовский
68. После заката на океане. 1898 | Айвазовский
69. Автопортрет. 1892 | Айвазовский
70. Туманное утро в Италии. 1864 | Айвазовский
71. Ураган на море. 1899 | Айвазовский
72. Башни на скале у Босфора. 1859 | Айвазовский
73. Хождение по водам. 1863 | Айвазовский
74. Итальянский пейзаж. Вечер. 1857 | Айвазовский
75. Море. 1864 | Айвазовский
76. Обоз чумаков при закате солнца. 1862 | Айвазовский
77. Гроза. 1889 | Айвазовский
78. Феодосия. 1875 | Айвазовский
79. Море. Коктебель. 1853 | Айвазовский
80. Клятва перед Аварайской битвой (полководец
Вартан Мамиконян, V в.). 1892 | Айвазовский
81. Стамбул. Закат солнца. 1899 | Айвазовский
82. Путешествие Посейдона по морю. 1894 |
Айвазовский
83. Наводнение в Судаке. 1897 | Айвазовский
84. Марина. Мельница на берегу. 1851 | Айвазовский
85. Вико близ Неаполя в лунную ночь. 1856 |
Айвазовский
86. Прибой у крымских берегов. 1892 | Айвазовский
87. Венеция. 1849 | Айвазовский
88. Чесменский бой. 1848 | Айвазовский
89. Автопортрет. За письменным столом. 1880-е |
Айвазовский
90. Портрет дочери художника. 1889 | Айвазовский
91. Переход израильтян через Черное море. 1873 |
Айвазовский
92. Ливень в Судаке. 1897 | Айвазовский
93. От штиля к урагану. 1895 | Айвазовский
94. Портрет сенатора Александра Ивановича
Казначеева (1788–1880), предводителя дворянства
Таврической губернии. 1847 | Айвазовский
95. Тайная вечеря. 1890-е | Айвазовский
96. Восход луны в Феодосии. 1892 | Айвазовский
97. Черноморский флот до Крымской войны
на феодосийском рейде. 1890 | Айвазовский
98. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 |
Айвазовский
99. Портрет Гэбриэла Константиновича Айвазовского
(1812–1880), брата художника, архиепископа.
1883 | Айвазовский
100. Крещение. 1890-е | Айвазовский
101. Штиль у крымских берегов. 1899 | Айвазовский
102. Берег моря ночью. У маяка. 1837 | Айвазовский
103. Автопортрет. 1881 | Айвазовский
104. Хождение по водам. 1873 | Айвазовский
105. Наполеон на острове Св. Елены. 1897 |
Айвазовский
106. Тихое море. 1893 | Айвазовский
107. Группа облаков. 1889 | Айвазовский
108. Портрет Константина Григорьевича Гайвазовского
(?–1840), отца художника. 1859 | Айвазовский
109. Автопортрет. 1898 | Айвазовский
110. Буря на океане. 1864 | Айвазовский
111. Волга. 1887 | Айвазовский
112. Портрет бабушки художника Ашхен. 1858 |
Айвазовский
113. Крымский пейзаж. 1859 | Айвазовский
114. Вход в Севастопольскую бухту. 1852 | Айвазовский
Вдохновение

Услышала русскую передачу на радиоволне 1240 в чет-
верг 23 июля, когда была за рулем. Трасса, длинное рассто-
яние, и я внимательно слушаю о великом художнике Иване
Айвазовском (Ованес Айвозян)... В детстве над моей кро-
ватью висела картина «Девятый вал», которая вошла в 100
великих картин Мира. Я всегда хотела описать картины с
любовью к художнику, но не знала, с чего начать, ведь хоте-
лось ещё описать его замечательную жизнь, которая похожа
на легенду. Эта передача о нем так меня взбудоражила, что,
возвратившись, я стала писать, писать, чтобы не упустить
ни одного слова. Несмотря на мой возраст у меня велико-
лепная память, и я все записала, что вспомнила, остальное,
для точности датирования, посмотрела в интернете, в его
биографии.

Для создания произведения данные брались из разных
версий энциклопедического словаря и интернета.
http://opisanie-kartin.com/ajvazovskij-ivan/ – описание
картин.

Продолжение следует: «С любовью к художнику и его
картинам!», где я перечислю все картины талантливого
художника, все его шедевры и постараюсь описать их,
хотя их описывать не стоит, а следует только смотреть и
окунаться в них, любуясь.



http://www.proza.ru/2015/07/28/1398
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2015
Свидетельство о публикации №215072801398