Форс-мажор, или Случай в горах

Валерий Шувалов
            Есть фильмы, которые нравятся публике, но совершенно не воспринимаются критикой. Случается и наоборот. Фильм шведского режиссёра Рубена Остлунда "Форс-мажор", вышедший на экраны в 2014 году и номинированный вместе с российским "Левиафаном" на премию "Оскар" как лучший иностранный фильм года, получил как высокую оценку мировой кинопрессы, так и благожелательные отклики зрителей - сочетание довольно редкое и свидетельствующее о несомненной удаче проекта.
            Действие фильма происходит на высокогорном курорте во французских Альпах и разворачивается в течение пяти дней с поистине скандинавской неторопливостью, причём в самые ответственные моменты под музыку Вивальди. Главные герои картины, бизнесмен Томас, его жена Эбба и двое их детей-подростков Гарри и Вера восьми и одиннадцати лет, проводят свой краткосрочный отпуск в горах, чтобы отдохнуть от городской суеты и побыть наедине друг с другом. Мы видим, как, устав с дороги, они все вместе, не раздеваясь, спят на одной кровати как убитые, не обращая внимания на телефонные звонки. Затем мы становимся невольными свидетелями каждодневного быта этой шведской семьи, некоторые детали которого нам покажутся, мягко говоря, непривычными. На фоне белоснежного и прямо-таки безмятежного  ландшафта отношения супругов кажутся безоблачными и почти идеальными (см. фото). Но это только так кажется.
            На второй день их пребывания в горах происходит нечто непредвиденное, что заставляет Томаса и Эббу пересмотреть свои отношения. Во время завтрака на открытой террасе, после очередного хлопка, напоминающего не то взрыв, не то выстрел, на туристов совершенно внезапно начинает обрушиваться снежная лавина. Возгласы недоумения сменяются шоком и полной неразберихой, и все быстро покидают место происшествия, стараясь как можно скорее спрятаться в закрытых помещениях. В этот момент на абсолютно белом экране ничего не происходит, и каждый волен думать, что будет дальше.
            А дальше было вот что. Через минуту снежный туман рассеивается, и все посетители, включая наших героев, возвращаются на свои места. И лишь потом, уже после завтрака, когда спало общее напряжение, мы понимаем, что ЧТО-ТО произошло. Эбби и двое ребятишек, как-то странно и с некоторой даже неприязнью смотрят на главу семейства, который делает вид, что ничего особенного не случилось.
            А произошло на самом деле то, что в момент, когда лавина, казалось, вот-вот накроет всех сидящих на террасе, Томас, схватив со стола свои перчатки и айфон, убежал, поддавшись панике, оставив жену и двух маленьких детей, которые не могли понять, куда делся их папа.
            Начинающееся фактически сразу после этого выяснение отношений между супругами столь демонстративно и бескомпромиссно, что временами неловко смотреть на экран, поскольку чувствуешь себя не только свидетелем, но и соучастником семейной драмы, в которой у каждого есть своя доля истины, а сам ты не знаешь, на чьей стороне больше этой самой истины и нужна ли она вообще в данном случае. Слов нет: Томас сдрейфил, и все его оправдания по меньшей мере не слишком убедительны. Но вопрос в том, нужно ли было Эббе выставлять напоказ семейный конфликт, унижая своего мужа и прилюдно обвиняя его чуть ли не в измене и предательстве.
            "Разбор полётов" продолжается и когда к супругам присоединяется их старый знакомый Матс (похожий чем-то на православного священника), приехавший вместе со своей новой подругой, кажущейся на первый взгляд довольно наивной, но обладающей, как потом выяснится, изрядной долей здравого смысла. Напрасно Матс, который на стороне Томаса (и это чувствуется), пытается растолковать Эббе, что человек в пограничных ситуациях может вести себя иррационально и руководствоваться прежде всего инстинктом самосохранения, изначально заложенном в его сущности. Да и ничего страшного, собственно, не случилось: никто не пострадал, и это, как выяснилось, была вполне контролируемая лавина. Тем не менее, жёсткая (если не сказать, жестокая) по своей натуре Эбба продолжает в присутствии посторонних нападать на своего мужа, обвиняя его в тяжких грехах и доводя детей, которые всё видят и всё слышат, до слёз, самого Томаса до истерики (жуткая сцена!) и тем самым ставя под угрозу само существование брака и будущее детей.
            И уже затем, на пятый день, когда вся семья в последний раз перед отъездом поднимается в горы, окутанные сплошным туманом, происходит, можно сказать, ещё один форс-мажор, который Томас выдержит с честью, ко всеобщей радости (причём мы так и не узнАем, был ли этот инцидент в горах инсценировкой или Эббе действительно грозила опасность, когда она позвала на помощь).
            А под самый конец, когда группа отпускников возвращается на автобусе в город, произойдёт ещё одно ЧП, когда у Эбби вновь сдадут нервы и ей вдруг покажется, что водитель ненадёжен и может всех их сбросить в пропасть. Фактически струсив, она первой выходит из автобуса и увлекает за собой всех остальных, кроме одной-единственной женщины, которой она в начале фильма жаловалась на мужа и которая поведала ей тогда о своём "свободном браке". Фильм завершается кадрами, на которых мы видим автобус, благополучно уезжающий к месту назначения с одной-единственной пассажиркой, и группу довольно усталых и недовольных людей, вынужденных пешком добираться до аэропорта.
            Таким образом, оба героя в наших глазах квиты: оба они оказываются не на высоте в трудную минуту и оба, каждый по-своему, находят свой выход из тупика, в который сами себя загнали. Как говорится, у каждого свой ад. Но спасёт ли это их брак? Вопрос этот, который зритель вправе задать себе, остаётся без ответа...
            Это фильм, писала американская The New York Times, о "борьбе полов" (a battle of the sexes). Думается, что не только. Он вообще о гендерных стереотипах, о роли семьи в современном обществе, о чисто буржуазной иллюзии благополучия; о том ещё, нужно ли идти до конца в выяснении отношений. В этом фильме, "беспощадном и блестящем" (pitiless and brilliant), важна каждая деталь, отметила кинокритик журнала Slade Дана Стивенс. Форс-мажор в данном случае - это не искусственно контролируемая лавина с гор, как может показаться на первый взгляд, а разворачивающаяся на наших глазах трагедия потенциального распада внешне такой благополучной, красивой и почти образцовой семьи.
           Остаётся сказать, что если вы решитесь посмотреть этот шведско-норвежско-датско-французский фильм, то он - ручаюсь - не отпустит вас так просто, и вы будете ещё не раз возвращаться к его, казалось бы, по-человечески столь понятным и в то же время таким непростым перипетиям.


Фильм Форс-мажор смотреть онлайн 2014 бесплатно Turist online
http://bigcinema.tv/movie/fors-mazhor---turist.html


Форс-мажор (2014) - смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве
http://baskino.com/films/dramy/11487-fors-mazhor.html