Диалог поэта и критика

Надежда Миночкина
Критик:

-И что Вы себе позволяете? Разве же так надо писать стихи? Откуда вы вообще взялись, писака вы наш? Почитайте классиков для начала, познакомьтесь с теорией стихосложения, а потом уж и выставляйте на всеобщее обозрение свою графоманию. Да, собственно, кто вам позволил себя называть поэтом? Не слишком ли много на себя берёте? Вы своим словоизвержением оскорбили не только мой эстетический вкус, но и читателей, которые потратили на чтение Ваших опусов своё драгоценное время. Глаза бы не видели эту галиматью.

Поэт:

- Что же Вас так не на шутку разозлило и позволило обнажиться не только Вашей невежливости, но и вопиющей  невоспитанности. Извините меня, но чтобы взять на себя смелость называться критиком, надо быть, как минимум, воспитанным и образованным человеком, и браться за чтение стихов не для того, чтобы негодовать и извергать из себя бранные слова на поэта. Где же Ваш такт, профессионализм, элементарное уважение людей? Не оскорблять надо поэта, а написать такой отзыв на его произведение, который бы сам стал достойным, самодостаточным творением, и может быть, даже превзошел бы его своей красотой написания. Критику необходимо в душе самому быть поэтом. Надо, прежде всего, уважать себя и не опускаться до склок и ругани. В моём представлении критик – это высоконравственный, просвещённый человек, видящий свою задачу не в том, чтобы унизить поэта, писателя, а дать ему возможность подняться над собой, вдохновить его на рост, на стремление к совершенствованию. А, обрубить крылья у птенца, лишив  его возможности стать летающей птицей – не велика заслуга.

Критик:

- Да Вы ещё меня учить вздумали? Я, между прочим, соответствующее образование имею, чтобы таких писак, как вы суметь вовремя  на своё место поставить.

Поэт:

- Позвольте полюбопытствовать, на какое такое место. У Вас уже места приготовлены для каждого пишущего?

Критик:

- А на то место, на каком стоять должны те, кто не имеет ни малейшего представления ни о стихах, ни о том, для чего они существуют. И не высовывались вообще бы они из своего невежества.

Поэт:

- А, мне всегда казалось, что человек должен заниматься своим делом, тем делом, к которому у него душа лежит и, которое он считает своим предназначением. Если это дело его увлекает, поглощает полностью, несёт радость, без которого он не мыслит своей жизни, на которое его сама жизнь вдохновила. Может, это было нужно не только ему, но и ещё кому-то, может быть, даже таким критикам, как Вы. Пусть у него  не сразу раскроется талант в полную силу, но со временем он окрепнет и начнёт восхождение к своим вершинам, не отбирайте у него эту возможность. Хорошо, если его первые шаги поддержит грамотный, доброжелательный критик, прежде всего являющийся хорошим человеком, а уж потом и классным профессионалом. Который не будет зарывать талант человека и вбивать в его произведения последний гвоздь. А, напротив, поддержит, направит, обозначит все недочёты, промахи, оплошности. И так напишет отзыв о произведении, что у писателя появится стимул для роста, для самосовершенствования. Такая оценка критика навсегда займёт достойное место в его творчестве. Она будет образцом, на который он будет равняться всю свою жизнь и будет благодарен за оказанную поддержку.

Критик:

- Ну, не знаю… Говорите, вроде, складно, но стихи ваши… Не знаю! Не знаю!

Поэт:

- А, Вы прочтите снова, вдумайтесь, не торопитесь с выводами. Что-то же подвигло автора это написать, и именно так, как  он считает и должно быть. Может быть, это кому-то нужно. Попробуйте заглянуть немного дальше его рифмованных строчек и тогда, может случиться так, что Вы сумеете прикоснуться к душе этого автора, такого же человека, как и Вы. И, может оказаться, что именно вашей помощи и поддержки ему сейчас и не достаёт. А Вы, как на поле брани, размахивая мечом во все стороны, не заметили, что уничтожили не только стихотворение, но и самого автора, его ранимую душу. И, что теперь?

Критик:

- По-вашему, я теперь должен стать не критиком, а психологом?

Поэт:

-  Я думаю, что это в первую очередь. Иначе в чём смысл критики? Неужели в том, чтобы унизить, уничтожить человека?

Критик:

- Ну, а вы во главу своего творчества что ставите?

Поэт:

- В первую очередь – самого человека.  В моём случае – читателя. Мне хочется поделиться с ним знаниями, опытом своей жизни, сердечным теплом, нежностью души. И сделать это хочется красиво, чтобы каждое слово было красивым, чтобы наша речь стала красивой. Кто нынче думает о красоте речи? А, ведь это возможно сделать, это вполне доступно. Кто-то же должен, именно сейчас, над этим работать и радеть.  Каждый человек рождён для творчества, каждый для своего, и жизнь его – это результат его творчества, как в малом, так и в большом.  Ну и, конечно, хочется научиться красиво выражать свои чувства, которые возникают от увиденного, услышанного, прочитанного, осознанного. И критик-профессионал в этом мне может очень даже помочь.  Не яд его агрессии и ненависти, а доброе слово его сердца и души.

Критик:

- С этим трудно не согласиться. Хорошо сказали.  Возможно, Вы правы. Я подумаю над этим. Ведь и нам критикам тоже надо учиться писать. В этом деле мы друг другу нужны, ещё как нужны. Собственно, друг без друга мы и не можем существовать. Во всяком случае, критик, однозначно, без вас не состоится.  Согласен, что надо выстраивать взаимоотношения на более высоком уровне, более человечном, красивом, как вы изволили сказать. Чтобы и обид не было, и ссор, которые кроме озлобления ничего путного принести не могут: ни пользы, ни радости, ни удовлетворения. Ни тому и ни другому. Вы же слышали о законе бумеранга?

Поэт:

- Да, конечно. И пословицы прекрасные есть на эту тему: «Что посеешь, то и пожнёшь». «Посеешь ветер, пожнёшь бурю».  Я соглашусь с тем, что общение на джентльменском уровне намного приятнее во всех отношениях. Не зря же людям даны прекрасные правила этикета. Но сейчас они, почему-то,  не утруждают себя применением их в жизни своей,  очень даже многие. Грустно это, конечно.  Но, всё  в наших руках, стоит только захотеть. Если мы взялись за перо и бумагу, то, прежде всего, об этом и стоит подумать. Я, пожалуй, ещё раз прочту Ваши критические замечания и постараюсь  сделать правильные выводы, без обиды и предвзятости. Найдя, положительное в замечаниях, можно двинуться дальше и увидеть, чему может научить то, что было так неприятно воспринято вначале.

Критик:

- Вы знаете, не торопитесь. Я, пожалуй, перепишу свою заметку и постараюсь учесть все свои минусы. Я тоже за красоту. Безобразие меня никогда не вдохновляло, даже, напротив, возмущало мой дух. Постараюсь и впредь не опускаться до бранной речи. Позвольте Вас поблагодарить за душеполезный разговор. Думаю, что он нам был нужен обоим.

Поэт:

- И я Вас благодарю! Творческих радостей желаю нам обоим! Надеюсь, что мы с Вами теперь будем чаще встречаться за разговорами.
 
Критик:

-  И я тоже надеюсь на это. На днях прочёл в одной умной книге замечательную фразу, она очень хорошо подойдёт для завершения нашего разговора:  «Убережёмся от зла и тем сотворим благо». Всех благ Вам! И до скорой встречи!

03.08.15.