Путевые заметки. Венские туалеты

Любовь Черм
   Прослушав органную музыку в церкви Святого Петра, выхожу на улицу Грабен к фонтану, по обе стороны которого находятся входы в подземный туалет. Это не абы какой-нибудь туалет, а Туалет с большой буквы, построенный архитектором Битцем в стиле арт-деко в начале двадцатого века. Гид обращала на него наше внимание:

   -Мужской туалет бесплатный, женский - 50 центов.

   Мы тогда посмеялись над такой дискриминацией и пошли дальше. И вот теперь я, зажав в руке заветные 50 центов, спускаюсь вниз по лестнице с красивой чугунной оградой. Дверь в туалет оформлена венецианским стеклом, а двери кабин ореховым деревом. Ищу взглядом, кому отдать деньги в этом элегантном великолепии. Тут, к моему изумлению, вместо тетеньки в синем халате появляется молодой человек приятной наружности, кажется, в костюме. Я растерянно протягиваю ему деньги и направляюсь к кабинке.

   -Мадам! Мадам! - восклицает молодой человек.

   Перехватывает меня у двери, берет под локоток и галантно ведет к соседней кабинке. Распахивает ее дверь и делает приглашающий жест. Я захожу в просторное помещение с унитазом, раковиной и зеркалом. Швейцар закрывает за мной дверь и стоит рядом, очевидно, чтобы сразу придти на помощь в случае чего. Хочется истерично смеяться, настолько нелепо всё выглядит.
   Потом, когда я мыла руки в общем зале, наблюдала в зеркало картину: из другой кабинки пыталась выйти женщина, но оказалось, что молодой человек ее там запер. Она нервно дергала ручку до тех пор, пока он не появился и не открыл ей дверь. Женщина вырвалась на свободу с ошалелым видом. Может, она не успела заплатить 50 центов, пока швейцар водил меня под белы рученьки? И он ее там на всякий случай и закрыл?

   А мужчины, очевидно, не позволяют проводить себя приватно к нужному месту и никого не терпят за спиной, поэтому в их обслуживании швейцар не участвует, и они наслаждаются услугами туалета без напряжения и бесплатно.

   Второй необычный туалет находится напротив дома Хундертвассера в торгово-выставочном центре. Интересен и сам центр, очень красочный и с таким же красочным ассортиментом.  Туалет же в его подвале, оформленный в стиле того же Хундертвассера - достопримечательность мирового значения.
   Стены туалета облицованы яркой, веселой мозаикой. По ним развешены картины. Раковины и унитазы расписаны вручную. Многие туристы сюда заходят не за надобностью, а просто полюбоваться и сделать памятное селфи.

   А еще в подземном переходе метро Karlsplatz рядом с Оперой расположен Vienna Opera Toilet. Очень жаль, что несколько раз проходя мимо, я не вспомнила про него, а организм не напомнил. Его аристократическое оформление дополнено старинными афишами, а стены на входе - фотографией зрительного зала. Пройдя через "зрительный зал", попадаешь в коридор с "ложами". "Ложи" используются не только по прямому назначению, но и для обогащения посетителей шедеврами музыкальной классики. Если на входе в подземном переходе звучат вальсы Штрауса, то в кабинках они дополняются сюитами Моцарта, произведениями Шуберта. Заняв индивидуальную "ложу", можно прослушать какую-нибудь вещь целиком.

   Венцы, конечно же, горячо обсудили оригинальность туалета. Мнения разделились: кому-то понравилось такое необычное современное оформление, кто-то был оскорблен, посчитав звучание музыки почитаемых ими композиторов в туалете злой насмешкой над оперным искусством.

   А еще был скандал с писсуарами этого туалета, стоящими в помещении, оформленном под бар со стареньким фортепьяно в углу. Первоначально писсуары были выполнены в виде пухлых женских губ с яркой помадой разных цветов и красным языком. Это была идея венского художника Шеффеля.
   Мужчины с удовольствием пользовались ими три года. Но через три года лафа закончилась: женская общественность потребовала их заменить, назвав эти писсуары безнравственными и женоненавистническими, пригрозив судом владельцу туалета. Тот повозмущался-повозмущался, но заменил их в итоге на обычные.
   А скандальные писсуары дизайнер лично отчистил пескоструйкой, покрыл заново лаком и продал через интернет-аукцион.

   Вот такая она, Вена - чопорно-аристократичная и современно-озорная, и всё в одном флаконе. Или писсуаре?