Акрополь, Парфенон

Галина Римская
Цикл «Афины», начало:

«Афины, Греция» http://www.stihi.ru/2015/07/08/9006
«Афины, Греция… небольшое путешествие» http://www.stihi.ru/2015/07/10/556
«Следы на песке» http://www.stihi.ru/2015/07/11/7877
«Октава Афинского парадиза» http://www.stihi.ru/2015/07/15/3575
«Чайки» http://www.stihi.ru/2015/07/16/70
«Голуби» http://www.stihi.ru/2015/07/17/6621
«Смена караула, смена эпох» http://www.stihi.ru/2015/07/18/4753
«Море, солнце, пальмы» http://www.stihi.ru/2015/07/20/3398
«7 пальм за 20 минут» http://www.stihi.ru/2015/07/21/4502
«Вечерние Афины» http://www.stihi.ru/2015/07/22/5201
«Аура любви» http://www.stihi.ru/2015/07/24/3672
«Ждут корабли на далёком вечернем причале» http://www.stihi.ru/2015/07/26/516
«Лазурь небес, морская синева» http://www.stihi.ru/2015/07/28/84
«Волшебницы» http://www.stihi.ru/2015/07/30/42
«Акрополь, Пропилеи» http://www.stihi.ru/2015/08/03/411








Пройдёт гроза, уймётся ветер,
И храм Афины – Парфенон
Поток туристов снова встретил,
Загадкой вечности колонн.

Здесь постарались геометры –
Квадратный корень из пяти,
Сеченье золотое в метрах –
Оптический изыск найти.

А боги знак подали свыше,
Меня сверх-чувствами пленив –
О, меж колонн, почти под крышей,
Луч солнышка сверкнул, игрив.

Так нас приветствовали боги,
Чтоб миру мы несли Добро -
Любовь, пока не выйдут сроки.
Мы можем, слово – серебро.


4.08.2015

=================
Фото и коллаж - автора. Обратите внимание, внизу коллажа на предпоследнем снимке я сфотографировала колонны, между которыми именно из-за их непараллельности сверкает солнышко.
Если линию колонн продолжить вверх, то на высоте 4990 метров все они сольются в одной точке, они не параллельны.

Парфенон  (дева; чистый) – памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ. Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.
Парфенон был продуман в мельчайших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:
• Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается.
• Угловые колонны наклонены к середине, а две средние – к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.
• Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.
• Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми.
• Эхин почти прямой, его вынос очень мал (0,18 верхнего диаметра колонны).
• Высота эхина и абаки одинакова.
• Высота архитрава равна высоте фриза. Их отношение к карнизу: 10:10:4,46.
• Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны – внутрь.
Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые ис-пользовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высоте.
Как отмечает Виппер, гармония Парфенона вытекает из аналогий, из повторения одних и тех же пропорций в плане как наружной колоннады, так и четырёхугольника целлы и её внутренней колоннады. Значение имеет и постановка здания храма относительно акропольского холма: он отодвинут к юго-восточному краю скалы и поэтому посетители видят его отдалённым, по сути, большой Парфенон не подавляет своими размерами и «вырастает» по мере приближения к нему человека.
Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалась грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу. В самом низу лежали ортостаты – большие квадры, на которых уже располагаются гораздо меньшие камни, составляющие регулярную кладку. По горизонтали блоки соединяли железными скрепами, вставлявшимися в пазы и заливавшимися свинцом. По вертикали связь осуществлялась при помощи железных штырей.
Перекрытия были деревянными. Потолки внутри, очевидно, были кассетированы, поскольку считается, что наружные – каменные – подражают внутренним.
....................
Окончательный удар нанес могуществу Афин Александр Великий, когда в 323 до н. э. прислал в город военный гарнизон и покончил с демократией. Однако известно, что даже Александр благоволил Парфенону. Он приказал разместить на восточном фронтоне 14 щитов, а также принес в дар Афине доспехи 300 побежденных персидских воинов. После смерти Александра Парфенон неоднократно становился жертвой жестоких тиранов. Так, в конце 4 века до н. э. в Парфеноне поселился вместе со своими любовницами Деметрий I Полиоркет. В начале 3 в. до н. э. афинский тиран Лахар снял золотую одежду со статуи Афины Парфенос, чтобы оплатить долг своим солдатам, а также щиты Александра. …………………………..
В июне 2009 года в Афинах открылся Новый музей Акрополя – один из самых современных музеев в мире, который в состоянии обеспечить мраморам Парфенона достойные условия хранения. Британский музей выдвинул предложение Новому музею Акрополя вернуть оригиналы как музейный заем и при условии признания греческим правительством Британского музея их законным владельцем. Греция отвергла это предложение, поскольку его принятие означало бы прощение факта кражи мраморных скульптур более 200 лет назад. Одновременно в Интернете появилось несколько проектов электронной петиции за возвращение скульптур Парфенона в Грецию, которая будет направлена правительству и Парламенту Великобритании, в Британский Музей в Лондоне, Европейский Парламент, Совет Европы и Еврокомиссию, в ООН и ЮНЕСКО – например, Unite the Marbles и Bring Them Back.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Парфенон