Проблема ценностей в современном обществе

Ксения Ставрогина
Согласно толковому словарю, ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека или общества. Но что же так важно для общества? Во все времена люди уважали именно духовные ценности: доброту, справедливость, честность, порядочность. Однако современное общество позволило себе всё переиначить, заменив духовные ценности материальными. Меня действительно волнует проблема ценностей в современном обществе.
Об этой проблеме рассуждали многие писатели. В одном их мнение сходилось: деньги. Деньги – это то, что издавна ценили люди. Вспомним «Мастера и Маргариту» М. Булгакова, сеанс чёрной магии в московском варьете, проводимый Воландом. Во время денежного дождя люди беспощадно толкают, топчут друг друга в суматохе ради бесценных бумажек, интеллигентные женщины неожиданно становятся невежами – они бросаются в магазин дамских одежд. Ещё до предшествующих событий в театре Воланд, смотря людям в глаза, делает вывод: «любят деньги».
Также проблему ценностей затрагивал и немецкий писатель Б. Келлерман в своём романе «Город Анатоль». В нём тоже деньги. Люди по-прежнему их любят. Провинциальный городок с воспитанными и дружелюбными людьми, после того как в городе находят запасы нефти, становится подобен полю битвы, но битвы за прибыль. Отныне нет прежних людей – теперь все напоминают первобытное общество, безжалостно сражающееся за кусок мяса. В одночасье рушатся духовные ценности – они сменяются новыми. Материальными.
А ведь для чего людям нужно много денег? Ответ прост. Для получения удовольствий. А в чём удовольствие, наслаждение? Может быть, в том, чтобы ничего не делая, лежать, как Обломов, ублажая своё мягкое тело и свой мозг мечтами о молочных реках и кисельных берегах? Или счастье в бесконечном чревоугодии? Может, жизненная «истина в вине»? Нет. Увы, но именно из таких примитивных «удовольствий» и образуются общественные ценности. Да, это всё те же деньги. Но почему духовные ценности для большинства людей в наше время стали не важны? Почему приоритет отдаётся материальным? Для многих книги гениев русской классики остаются в тени – забывается Толстой, Пушкин, Достоевский. Зато на их смену приходят романы-однодневки. Молодежь попадает под влияние «сомнительного» слова современных, если их так можно назвать, писателей. Яркий пример этому – популярная книга Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого». Разве в этой книге есть то, что может сравниться с классикой? Разве эта книга сделает человека духовно богатым? Нет. Совсем нет. В «Пятидесяти оттенках» отображена картина тех ценностей общества, которые нынче правят балом. Эта история – мимолетная страсть двух молодых людей, а не любовь, которую из века в век прославляли классики всех времён и народов. Это история людей, ищущих удовольствия в плотских утехах. Нам известно, что литература оказывает огромное влияние на людей, она также помогает сформировать общечеловеческие ценности.
Как правило, подавляющая часть общества, которая считает, что в жизни ценны лишь удовольствия, и представляет это общество, диктуя свои законы и ценности. Но нельзя говорить, что все живут и работают ради бесконечных удовольствий. Именно они, «инакомыслящие» люди, часто становятся непонятыми, считаются безумцами. И эти «безумцы» рады настоящим книгам, рады первому подснежнику, застенчиво глядящему прохожему в глаза, рады холодным осенним рассветам, семицветной радуге. Они не забывают, что есть настоящая радость, не опошленная мишурой льстивых слов и грязных денег. Эта радость помогает тем самым «безумцам» получать наслаждение от истинных ценностей жизни: доброты и искренности, порядочности и милосердия…
Однако мне нельзя утверждать, что я постигла истину в понимании ценностей жизни. Истина известна лишь Богу и глупцу. Может, я не права. Но мне кажется, что порой я вижу мир из окна, то омытого дождём, то забрызганного грязью. И эта «грязь», душевная, заключается в непомерном удовлетворении своих животных потребностей. Возможно, я ошибаюсь и ценности в современном обществе иные. А мои выводы – это лишь моё мнение относительно ценностей общества в настоящее время.