Путевые заметки. Зальцбург. История любви

Любовь Черм
   Да, простит меня читатель за муссирование туалетной темы, но в Зальцбурге встреча с местным гидом была назначена опять же рядом с туалетом перед входом в сад Мирабель. Мужская очередь рассосалась моментально, а женская оставалась довольно-таки внушительной. К нам подошел мужчина с интересной бородкой в кожаных национальных штанах по колено и вязаных чулках, не смотря на 30-градусную жару. Это был местный музыкант, а по совместительству наш гид - Андрей. Он много лет назад женился на австрийке и теперь рассекал по Зальцбургу в австрийских подштанниках на помочах, рассказывая доверчивым и впечатлительным бывшим соотечественникам басни из истории иноземного житья-бытья. Для начала Андрей удивился:

   -Чего стоим в очереди? Вы забыли, что находитесь в гейропе? Все женщины идут смело за мной в мужской туалет.

   И увел группу наших дам в этот подземный вертеп. Вернулись они оттуда подозрительно веселыми. Причина их веселья стала ясна, когда Андрей приступил к обязанностям гида. Говорил он тихо и устало, с совершенно бесстрастным видом. Но при этом с таким юмором преподносил историю города, что мы открыли рот и закрыли его только по окончанию экскурсии. Правда, под конец восприятие его шуток притупилось и появилось сомнение в правдивости преподнесенной в столь веселом ключе информации. Но в любом случае Зальцбург остался в памяти яркой картинкой именно благодаря Андрею. Да и история любви епископа фон Райтенау и местной красавицы Саломеи, запечатленная на века в камне, весьма романтична.

    А случилась эта история в конце 16 века. Молодой красавец-епископ Вольф Дитрих фон Райтенау был назначен на должность князя-епископа города. Безграничная власть его пока еще не испортила, а наоборот дала возможность проявить себя рачительным градоначальником и воплотить в жизнь свое видение прекрасного.
    Им были приглашены в Зальцбург итальянские архитекторы и скульпторы. И соляной городок из деревянного стал превращаться в белокаменный с богато украшенным кафедральным собором, отстроенным вновь взамен сгоревшего, мощеными улочками, шумными площадями, скульптурой и фонтанами. В те времена мир еще не сидел на нефтяной игле. Миром правила соль, которой был так богат Зальцбург, а потому в руках фон Райтенау, не лишенного художественного вкуса, соляной город расцвел.
    А еще молодой епископ увлеченно читал проповеди, на которые народ валил толпами. Молоденькие девушки, естественно, посещали сии занятия с особым рвением. 
   И вот по одной из версий на проповеди, а по версии Андрея на званом приеме у себя во дворце, епископ увидел дочь городского сановника Альта - Саломею.

   -Оставив гостей, он повел юную красавицу показывать внутренние покои дома, из которых она больше и не вышла, - вкрадчивым, чувственным голосом рассказывал Андрей.

   Пришлось тряхнуть головой, чтобы освободиться от наваждения, что Андрей и обольститель-епископ не одно лицо.

   А знатный сановник вынужден был прикусить язык и смириться с потерей дочери. Жениться и заводить детей епископам было запрещено. Но пользуясь своей властью, фон Райтенау жил с Саломеей в любви и согласии совершенно открыто, выражаясь современным языком, в гражданском браке. Страсть между ними была столь сильна, что дети рождались почти каждый год. И когда родился очередной ребенок, местные священнослужители, следующие честно канонам церкви, то есть не прелюбодействуя, не выдержали и из зависти написали жалобу Папе Римскому, мол:

   -Что же это такое? Нам ни-ни, а у него уже 11 детей.

   На что Райтенау возмутился:
   -Обижаете. Не 11, а 15.

   Папа Римский на жалобу ответил что-то нечленораздельное, не желая подвергать Райтенау гонениям, в то же время сохраняя лицо церкви.
   Оба эти письма, по словам Андрея, хранятся в местном музее. Я такой информации в интернете не нашла.

   Но тем не менее, в городе всё-таки начали смотреть косо на сладкую парочку. И Райтенау пришлось отселить свою любовь из дворца за город, на другой берег реки, построив там для нее свой дворец с садом. Теперь это центр нового города. А тогда - загородное болото. Дворец был назван в честь Саломеи - Альтенау. Сад епископ щедро украсил скульптурой и фонтанами. В центре сада по указанию Райтенау был построен фонтан по библейскому сюжету "Сюзанна в купели". Сюзанна лицом и телом явилась точной копией Саломеи.

   Так и продолжал епископ счастливо жить в сладком грехе, иногда отвлекаясь на войны, государственные дела, совершенствование города, чтение проповедей, а его двоюродный брат тем временем вынашивал за черной пазухой заговор.
   И в один момент государственный переворот был совершен. Фон Райтенау вынудили отказаться от престола и заточили в крепость, возвышающуюся над городом. Камера у него была одиночная с видом на дворец своей возлюбленной, дабы усилить его муки. Общаться с ним было запрещено. Даже еду опускали на веревке, чтобы избежать контактов. Через два года Вольф Дитрих фон Райтенау скончался в тюрьме в расцвете лет.

   Саломея была изгнана из города, дети распределены по приютам. Чтобы стереть память о позорном деянии родственника, новым епископом сад и дворец были переименованы в сад и дворец Мирабель. Только на Саломею в облике Сюзанны рука нового епископа не поднялась. Она продолжала украшать сад своей красотой.

   В последующие 200 лет местные архиепископы что-то постоянно достраивали и перестраивали. Дворец Мирабель однажды сгорел, и был восстановлен в несколько ином обличье. Неизменными до наших дней дошли знаменитая мраморная лестница, украшенная фигурами ангелочков, якобы копий детей счастливой парочки, Мраморный зал и замковая церковь.

   Сейчас в Мраморном зале проводят бракосочетания новобрачных со всего света. Многие искусствоведы считают зал уникальным по своей красоте. В чувстве прекрасного грешному епископу было не отказать. Еще в этом зале проводятся Зальцбургские замковые концерты, ведь Зальцбург - это и музыкальный город. В нем родился и творил свои шедевры до определенного возраста Моцарт.

   -А еще во дворце Мирабель находится резиденция бургомистра. Его кабинет всегда открыт для посетителей. Любой турист может зайти к нему и пожать руку, - опустил нас на землю Андрей.

   Так как пожимать руку бургомистру почему-то никто не захотел, то он повел нас, притихших, в совсем старый город на другом берегу. А потом на фуникулере мы поднялись на гору в старинную крепость со множеством своих историй.
   Виды, не смотря на дымку, сверху открывались изумительные: с одной стороны внизу город и река, с другой Баварские Альпы с горой Оберзальцберг, где была ставка Гитлера "Орлинное гнездо", откуда Гитлеру открывалась картина на Линц, где прошло его детство, и Зальцбург - города сколь родной, столь и ненавистной ему Австрии.

****
    В этот день мы простились с радушными австрийцами, чтобы завтра удивиться жизнерадостным и приветливым лихтенштейнцам.

*****************
В дополнение:
Александр Курмачев,один из читателей, обнаружил много неточностей в моем рассказе. Возможно они для кого-то окажутся важными. Я вставляю его замечания и мои ответы на них:

Добрый день, Александр! Спасибо за столь внимательное прочтение моих путевых заметок и критические замечания.

Откуда я "услышала звон"? Информация получена от местного гида. Если вы слушали когда-нибудь гидов, то знаете, что информацию об одном и том же историческом событии или личности они преподносят несколько отлично друг от друга. Большинству гидов хочется заинтересовать туристов своими рассказами, придав им эмоциональную, шутливую и даже "клубничную" окраску. Люди находятся на отдыхе, а не на лекции, и поэтому воспринимать что-то скучное, изобилующее ненужными подробностями, не готовы.

Если вы так внимательно меня читали, то должны были обратить внимание на мою оговорку в начале рассказа про "басни" гида и сомнение в их правдивости:

"Он (гид) много лет назад женился на австрийке и теперь рассекал по Зальцбургу в австрийских подштанниках на помочах, рассказывая доверчивым и впечатлительным бывшим соотечественникам басни из истории иноземного житья-бытья.
Говорил он тихо и устало, с совершенно бесстрастным видом. Но при этом с таким юмором преподносил историю города, что мы открыли рот и закрыли его только по окончанию экскурсии. Правда, под конец восприятие его шуток притупилось и появилось сомнение в правдивости преподнесенной в столь веселом ключе информации."

Ну, и по поводу ваших пунктов:


1. Если была дымка, то с Хоэнзальбурга (крепости Фестунг на Мёнхсберге) вы не могли видеть "Орлиное гнездо" - Кельштайн находится в 30 км. Скорее всего, вы видели Унтерсберг - священную гору, в которой покоится дух Карла Великого.

 - сейчас пересмотрела фото. Была дымка, но очертания гор, и довольно высоких, видны хорошо. Столь ли важно, какая из них "та самая, с Орлиным гнездом"? Главное, смотреть в нужном направлении и добавить немного фантазии, переместившись на место Гитлера. Лично я постоянно так делаю (не в смысле Гитлера): положу руку на какую-нибудь античную стену и представляю, представляю, кто ее трогал, о чем думал каменщик, укладывая этот камень.

2. С "Орлиного гнезда" невозможно увидеть Линц, который находится в 160 км.

- невозможно с ваших слов, а со слов гида - возможно. Кто из вас правее?)))

3. "Орлиное гнездо" не было ставкой Гитлера: эту функцию выполнял Бергхоф.

- здесь с вами соглашусь. "Орлиное гнездо" - подаренный Гитлеру чайный домик рядом с Бергхофом.  Спасибо. Снимаю шляпу...

4. Горы Оберзальцберг не существует.

- опять спасибо. Оберзальцберг не гора, а горный район.

5. Маркус Зиттикус не был "двоюродным братом" Вольфа Дитриха.

- так нам преподнес иторию гид.

6. Никто не смотрел косо на "сладкую парочку": город обожал Вольфа Дитриха именно за его "нормальную" связь с нормальной простолюдинкой.
7. Отец Саломеи Альт не был "знатным сановником": он был торговцем.

- по словам опять же гида, отец Саломеи был сановником, и был приглашен с дочерью на званый обед. Думаю, за столько столетий история этой красивой любви была неоднократно видоизменена и приукрашена, и от истины, возможно, ничего не осталось. Вольфа граждане и особенно гражданки любили, но кто-то и завидовал и злословил, особенно, когда местные священнослужители, обделенные женской любовью, в праведном гневе и обиде написали жалобу Папе Римскому (она, кстати, как  и ответ Папы, со слов гида хранится в местном музее). Думаете, не нашлось завистников присоединиться и повозмущаться?

8. Саломея Альт познакомилась с Вольфом Дитрихом на празднике в городской пивной, а не во время проповеди и не на приеме во дворце (что бы на этом приёме делала торговка?!).

- со слов гида она все-таки не была плебейкой и после обеда уже не вышла из дворца

9. Зальцбург как город не был богат солью (нет её тут): солью богаты соседние Халляйн и Берхтесгаден, добычей и экспортом соли в которых как раз и руководили зальцбургские князья-архиепископы...

- естественно. Не на улицах же города добывали соль. Но именно на соли город расцвел. И назвали Зальцбургом именно его, а не Халляйн и Берхтесгаден.

10. Ни по каким приютам детей Саломеи Альт никто не распределял.

- именно так нам было рассказано, еще и с какими-то душещипательными подробностями расставания матери с детьми.

11. На какой ниточке Вольфу Дитриху опускали еду?! Куда? Он был под простым домашним арестом в обычной комнате-покоях в крепости.   

- Не ниточка))). Не ниточка, а веревка. Пытка заключалась в отсутствии общения. Смутно помню (фото внутри крепости не получились), мне кажется, мы были в этой камере, в которую сверху спускали еду. И нам там много рассказывали о его мучениях,  о том, в кого превратили здорового, цветущего мужчину.

12. Вольф Дитрих был арестован в Гмундене в 1612 г., содержался сначала в Хоэнверфене, а потом уже в Хоэнзальцбурге, где и скончался 16.01.1617 в возрасте 57 лет, то есть никак не мог умереть "через два года" после ареста.

- ответила в п.11

13. "Линц, где прошло его детство, и Зальцбург - города сколь родной, столь и ненавистной ему Австрии." - простите, а Линц - не "город сколь родной, столь и ненавистной ему Австрии"? 
- ?! У меня же написано - городА, а не город

14. В Линце Гитлер провёл в общей сложности не более 2 лет. Ни о каком детстве Гитлера в Линце речи быть не может.

-не все детство, но 2 года провел.

Еще раз спасибо, Александр, за уделенное моему рассказу время.

*****************************************
Ответ Александра:
-1. Спасибо за ответ; он подтвердил мои опасения, что материал вы не проверяли. Поясню, почему это надо делать, когда транслируете историческую информацию в публичном пространстве:

1.1. Вы на слух воспринимаете экскурсию, которая сама по себе - особый жанр презентации визуальных объектов, и гид может допустить неточности, либо специально "изменить" некоторые факты.

1.2. Андрей Зальпиус - один из лучших гидов Зальцбурга, профессионал высочайшего класса и откровенную чепуху нести не будет - у него просто другая квалификация для таких "оплошностей"). Если вы не записывали экскурсию на диктофон, тогда проверка публикуемых по памяти фактов - это... ну как бы обязательно)) Если же источником приведённых вами ошибочных данных действительно является лицензированный гид, и вы можете это подтвердить диктофонной записью, тогда дело другое, и к вам претензий, разумеется, быть не может. Но всё ещё нужно отличать эмоциональную подачу материала, когда гид может перепутать даты или расстояния, от дезинформации, и, в любом случае, нужно сверять факты с источниками, которых по истории Зальцбурга - девать некуда, их просто тонны))

2. Ещё раз спасибо за ваши пояснения и за интерес к нашему сказочному городу!)

*************
Александр, спасибо за ваш совет. Вы действительно правы. Сначала я расстроилась от ваших замечаний, очень расстроилась и ... честно говоря, немного возмутилась, приняв вас просто за зануду. Почувствовала, как мне ударили по рукам и отбили всякое желание писать отзывы о поездках, что я делала с удовольствием.
Потом нашла в инт-те, чем вы занимаетесь, поняла, что вам все мои неточности резанули ухо и резанули справедливо. Расстроилась еще больше.

Но, успокоившись, поняла, что вы совершенно правы. Это будет мне хорошим уроком. Я действительно должна отвечать за ту информацию, которую выкладываю на всеобщее обозрение.

Так что, Александр, спасибо вам за урок. Иногда надо получать щелчок по носу.

Правда, есть одно "но". Информацию-то я проверяю в интернете и дополняю ею ту, что во время поездки записала тезисами. Очевидно не теми источниками пользуюсь.

В июне собираюсь в поездку на озера северной Италии. Сейчас читаю (где придется))) информацию по тем местам, где будем, в частности о покорении Маттерхорна. Может быть, вы подскажете, к каким источникам лучше обратиться?