Отправить дочь на перевоспитание в аул

Дария Джумагельдинова 2
Глава третья
Ранним утром  Жазира и Ержан отправились домой, жена прятала от мужа заплаканное лицо. В машине было  непривычно тихо,  муж понимал, что поступил жестоко, но  на это  у него были серьезные причины.
Мужчина  остановил машину.
 
Смотри,  заяц – видать спрятался в траве, а косари нечаянно убили его, бедный малыш. Хорошо, что детей нет  с нами, они  расстроились бы.  Давай похороним, у меня  есть лопата. Он выкопал яму и закопал тушку зверя. Жазира расплакалась:
-  Мне так плохо! Как  дети  будут  без нас жить  в этой дыре? Это бесчеловечно! Все -  прощала тебе, но в этот раз  ты зашел слишком далеко! Я так боюсь за Айшу, череда суицидов среди подростков  пугает меня, ты уверен, что поступил правильно?
- Почему ты называешь дырой,  отгонный участок, где живут  бабушка и дедушка? Ты прекрасно знаешь, что я родился в городе,  а жил у них  в этой дыре,  пока родители не увезли меня в столицу, чтобы отдать  в школу.
 Я горжусь, что жил  в ауле, многому научился,  полюбил природу и  не чувствую себя ущемленным.  Я  многого добился,  не от того, что родился в  столице, а то, что прошел школу жизни в ауле, научился драться с детьми,  много раз был избит,  родителей рядом не было,  заступиться некому,   научился постоять  за себя. Когда приехал в Англию на учебу, понимал, что представляю свою страну. Знания, полученные в институте,  не пригодились.  Произношение у меня  было ужасным,  ночами  пришлось изучать английский, начал с азов,  давался он мне трудно, позже полюбил язык, культуру,  стал читать  Байрона, Шекспира в оригинале,  без уважения к культуре чужой язык не осилишь.
 Мои дети должны хоть немного пожить в ауле, научиться любить свой родной язык,  знать культуру  своего народа и  пожить  в его  бытовых условиях, тогда  с дочери спадет спесь. Она  с уважением будет  относиться к сельским жителям, и у нее не будет пренебрежения к  простым одноклассникам.
Миллионы  детей живут в аулах,  когда у них появляется возможность уехать, чтобы получить  образование, они ищут возможность остаться в городе.  Сотовый телефон  Айши, я  оставил  близким,   если  будет совсем плохо -  заберем их. Я ведь обманул детей, сказал, что сотовая связь  там не работает. Лгать нехорошо, но я  вынужден был, обстоятельства, так сложились.
 Галию – одноклассницу нашей дочери,  вытащили из петли,  следователю она рассказала, что над ней издевались учащиеся,  в том числе  и наша дочь.
Жазира  расстроилась: какой позор, что  наша дочь оказалась среди преступниц!   Айшу   из  этой компании убирать надо,   никогда мне не нравились ее новые подруги,  избалованные девочки до добра не доведут.
Ержан признался:

-  Хорошо, что все так закончилось,   девушка  жива,   если бы  погибла, всем нам  пришлось  туго  -  позор для семьи, общественное  мнение, прощай карьера.
На прошлой неделе на  совещании, директор департамента внутренних дел полиции доложил,  что с каждым годом все больше растет преступность среди подростков-детей.
Жазира вздохнула:

- Бедные детишки, как у них поднимается рука, убить себя? Неужели  нет выбора? Ержан – почему ребята   легко идут на  самоубийство?

- Почему ты решила, что они легко и под музыку это делают? Скорее всего, безвыходность положения,  тупиковая ситуация. Сделать это может далеко не каждый взрослый, а  дети выбирают  суицид. Откуда мне знать? Может у ребенка  веские причины, которые мы никогда не узнаем. В  школе нет психологов и учителя не те, как раньше. 
Жаль, что с возрастом ребенок отдаляется от родителей, мать с отцом сетуют на подростковый возраст, нигилизм. И не ищут подхода к нему. Подросток остается один на один со своим горем: не с кем поговорить, посоветоваться, попросить помощь, жаль, что решает эмоциями, не ценит он  свою жизнь. Очень тяжело и страшно, что эти дети уходят разочарованными. Виновато общество, не смогло помочь, иногда так мало надо этому ребенку, приласкать помочь разобраться,  для кого-то  – мелочь, но для него это важно.

Мне до боли жаль этих детей, я выступал на совещании,  меня поддержали, что нужно создать новые подразделения, которые, как SOS должны оперативно  работать с ребенком.
 В школе: загруженная учебная программа, педагогам некогда заниматься с детьми, очень много бумаг.  В крупных  школах должно быть не меньше двух психологов. Надо научиться работать с проблемными  детьми,  для этого классный руководитель должна быть ближе и знать о детях больше, чем другие.
Нынешняя молодежь, совершенно другая. Они больше подвержены суициду,  много знают о своих правах. В Европе родители боятся своих детей, они подают в суд на своих родителей, лишают их родительских прав, где-то и у нас был аналогичный случай ребенок подал в суд на родителя, избившего его. 
Детишки свободны в своем выборе,  не слушают родителей, у них свои:  сленгы, тусовки, ночные клубы,  легкие  и тяжелые наркотики, синтетические таблетки, которые очень опасны для будущего поколения. 
Ты говоришь о наших детей, а есть дети, которые не доедают, им негде жить, нет крыши над головой, у родителей работы.  Эти дети не маются дурью, как избалованные сытые гусыни – одноклассницы Айшы. Жаль, что им приходится выживать в этом жестоком мире, где роскошь и богатства, играют решающую роль. Многие родители не догадываются, чем занимаются их  дети, и мы были уверены, что  наша дочь - скромница, умница, отличница.  Оказывается, не досмотрели,  она стала частичкой жестокого мира, где подростки хотят показать свою независимость.  Что скрывать пока  родители вынуждены работать на двух трех работах, дети предоставлены себе. Их больше воспитывают: окружение, телевидение, просторы интернета. 

Если погулять по его просторам, чего только не увидишь:  как продать подороже девственность, или почку, как изготовить наркотик, как стать элитной проституткой, уехать в другую страну, чтобы заработать деньги, очень много ненужных советов, жаль, что   никогда я  не интересовался, где гуляет наша дочь  этой паутине, чем интересуется . 
Даже представить себе невозможно,  что читают дети, что смотрят, в каких форумах участвуют. Начальник полиции  рассказывал,  что некоторые дети просят друзей  снять суицид  на телефон,  это говорит о том, что ребенок глупый,  не понимает, что делает, для него это игра, для родителей – горе.   Что скрывать почти каждая семья, где есть подростки, боятся этого.
   А некоторые умные  дети, своими мозгами зарабатывают деньги,  участвуют в конкурсах, выигрывают гранты, делают курсовые, дипломные, помогают родителям,  этим детям некогда заниматься глупостями.

Когда мы учились в школе, нас  наказывали родители, Мой отец  даже бил меня,   с первого класса я был самостоятельным. Когда появились сестренки, помогал растить их, утром заплетал им косички,  водил и забирал из детского сада, иногда жарил им яичницу, подогревал пищу,  у нас в голове не было  мысли покончить с собой,  мы росли  целеустремленными, очень много читали, именно: умную, хорошую, познавательную  литературу.   В университете допоздна занимались в библиотеке,  а у этих оболтусов такие возможности:  можно скачать любую книгу, столько материала пиши – не хочу, защищай диссертацию. По-хорошему я завидую им, а они не хотят напрягать мозги. 
Я думаю для суицида  много причин. Одни хотят просто  напугать родителей, была передача, где рассказывали, что не все  рассчитывают на смертный исход, шантажируют родителей.  Другая страшнее  – интернет,  компании  глупых подростков, которые вместе собираются совершить  суицид, готовятся,  у некоторых генетическая предрасположенность: иногда:  несчастная любовь. А также насмешки одноклассников, сытых, невоспитанных, которые живут в хороших условиях, бравируют родственными связями, не заработав ни копейки, кичатся положением родителей.
Некоторых  ребят унижает положение семьи, неплатежеспособность родителей, набравших кредиты, безработица,  что скрывать есть семьи, которые живут на дачах, еще страшнее, в гаражах. 
Мне жаль, молодежь, насмотревшись фильмов,  они хотят стать  крутыми, богатыми, их не смущает, что баснословное богатство можно заработать преступным путем: нелегальным бизнесом, или коррупцией, страшно становится за будущее поколение. 

Страшно,  что и наша семья  могла опозориться,  нашей изнеженной принцессе придется пожить в ауле. – Ержан обнял жену, теперь ты поняла ситуацию?  Что скрывать, она  влипла в некрасивую историю. Вроде со всеми нормально общались,  я  был доволен воспитанием наших детей. Откуда гонор? Амбиции?  Чванство?
От одноклассниц! Костяк  две – дочери  известных бизнесменов,  три девочки из семьи высокопоставленных чиновников, возомнили себя элитой.   Маржан – дочь бизнесмена, с криминалом прошлым,  верховодит одноклассницами давно.
Я даже не знаю, как уберечь детей от этого.

У  Галии отец тоже был бизнесменом, разорился, говорят: помогли, ты же  знаешь, без крыши, не дадут существовать, а он  делиться  не хотел,  сидит в тюрьме,  все имущество его  распродали,  все  за бесценок скупили,  долги в основном покрыли.  Остался небольшой долг за квартиру в которой они проживают, мать не в состоянии была оплачивать, честно  говоря- небольшой кредит, около миллиона тенге. Серик  отец Маржан -  понятливый оказался -  оплатил, это его дочка организовала травлю Галии.   Мать одной из одноклассниц  работает в банке,  она поделилась с дочерью, а та  рассказала подругам,   вместо сочувствия, одноклассницы, объявили травлю,  издевались над девочкой. Теперь мать этой девочки потеряет работу,   отца  семейства  уволили год назад за взятку. Вот - подружки нашей дочери,  с ними ей приходится с ними дружить, чтобы они  признали ее,   пляшет под их дудку.

Почему так разнузданы дети, какое дело им, до Галии?  Голова пустая - вот и   стали они допрашивать ее: почему мать кредит не выплачивает,  девочка перестала ходить в школу,  учителям надо было бить тревогу, она долго скрывала от матери,  пошла на суицид.  Мать  девочки с трудом перебивается, а  одноклассницы смеются над ней: у нее дешевый телефон, плохо одета. Спасибо директору она собрала нас,  заставила выслушать горькую правду,  надо спасать детей.
А что с Галией? – спросила Жазира.
Девочке нужна материальная и моральная помощь главное девочка счастлива, квартиру отбирать у них не будут. А мать вроде замуж собралась за какого-то чиновника.
Ержан  произошло столько событий, почему все это время ты скрывал от меня? – спросила Жазира.
Ты  беременна, вдруг выкидыш случится, вот и  взял все в свои руки,  контролирую ситуацию. А дурь из головы  дочурки выбить надо, мне намекнули, что ожидается повышение,  возможно, вице-министром  назначат. Только  боюсь соглашаться,  неизвестно, что еще выкинет Айша с подружками.

Жазира, мы виноваты, что дочь  плохо воспитали,  мы упустили момент, когда дочь  стала меняться,  постепенно превратилась в  циничную и жестокую дрянь.
 В старой школе на нее не жаловались. А тут ведет себя, как принцесса, учителям заявляет, что не успевает сделать уроки. Мол, у нее  балет, английский,  другие предметы ее не интересуют. Очень высокомерная, я наблюдал за ней, когда забирал  из школы, был разочарован. Я не узнаю  Айшу. Обратил внимание, как  с водителем она  заносчиво разговаривала,  верю, что бабушка  выбьет из нее дурь, сделает человечнее и добрее. Бежать из отгонного участка  ей некуда - смирится, а ты Жазира не расстраивайся, скоро,  появится малыш, и Айша будет загружена, дурью маяться  перестанет. Кстати,  ты в курсе, дочь стала хуже  учиться, ей подавай наряды,  каждый месяц,  готова менять  сотки. 
Давай серьезно займемся этой проблемой, чтобы не было  поздно,  придумаем стратегию, как дальше воспитывать ее.
Женщина молчала и не знала, как сказать мужу, что после перехода в новую школу дочь стала меняться не в лучшую сторону.  Тогда надо было сказать мужу, а она упустила момент. Однажды при матери она воскликнула: «Если бы мне дали возможность, аульских детишек не стала пускать на праздничные мероприятия». Мать отругала ее, при подружках Айша заявила, что сельские жители дурно пахнут: навозом и баранами. Жазира одернула дочь, а одноклассница Макпал, стала говорить странные вещи, что школа должна избавляться от аульских детей, они тупые и никак не могут выучить английский. Ержан с горечью признался, он тоже замечал, за дочерью недружелюбное отношение к сельским жителям.  Алькен – водитель Ержана как-то пожаловался, что стоимость квартир растет в столице, и он никак не может встать на очередь,  на арендное жилье. Айша влезла в беседу взрослых и произнесла: «Чего все прёте в Астану, она не резиновая, живите в ауле, если  не можете заработать денег!» Тогда – признался Ержан – я  сдержался, чуть из машины ее не выкинул.

 Муж с горечью признался, он и раньше замечал у детей высокопоставленных начальников пренебрежение к людям.  Пока поднимался по служебной лестнице, он сам  неоднократно  был  унижен  ими.  Я понимаю, что родители не всегда виновны, они детей  этому не учат, время такое. Слишком  их привозят и увозят на машинах,  некоторых на дорогих иномарках, они – ноль, но с них так и прёт высокомерие. Из-за проделок детей, то аварии совершат, то  в смертельной драке участвуют,  страдают родители,   лишаются должностей. Что скрывать давно общество  разделилось на бедных и богатых. Не секрет, что плохое,  ребятишки впитывают, как губка. Айшу мы отдали в простую школу, она училась со всеми на равных и была круглой отличницей. Как только  перешла в элитную школу дочь изменилась, стала грубить и мне.  Это жены твоих друзей, постоянно не давали покоя: почему ваша дочь ходит в обычную школу?
Я уверен,  надо менять школу, избавляться от этих одноклассниц, дочь теперь  поймет, она не догадывалась, почему сослана в ссылку, как она назвала эту  поездку.

Ссылка
Айша лежала на кровати и не хотела вставать. Молодцы предки!  устроили мне каникулы. В эти минуты она ненавидела отца и мать. Выбросили, как щенков, оставили в ауле. Бабушку по отцовской линии она знала плохо,  виделась только один раз, бабушка на вид была суровой, не сюсюкалась с детьми и отец ее вроде до сих пор побаивается. Надо подумать, как с ней строить отношения? Попробую, не вставать, валяться, может, почувствует, что я не питаю к ней особых чувств. Как-никак она аульская, скорее всего сама не знает, как с нами разговаривать, уж, уважать она должна своих  внуков!  Отец  -  единственный из семьи выбился в люди. Что за проклятое место, даже  аулом не назовешь, стоят пять кривых  домиков, вокруг необъятная степь, телевизор только работает.
Айша слышала, как уезжают родители, до последнего она ждала, что мать сможет убедить отца, не оставлять детей. Иногда про себя Айша мать называла курицей, клушей. Она удивлялась, что мать всегда соглашается с доводами отца и вот в этот раз, она покорно оставила детей в этом вонючем ауле.
Девушка решила испытать бабушку, делала вид, что спит, анализировала поведение родителей и понимала, что они знают о Галии. Эта глупышка хотела на себя наложить руки -  накладывай,  зачем  следователю жаловалась, рассказала  об отношениях с одноклассницами. 
В ауле детей встретили с радостью, Айша фыркала, она была разочарована и поэтому всю  свою злость направила на братишку, издевалась, унижала, оскорбляла ребенка.
Даже программы нет, сотку отец забрал. Конечно, она догадалась, отчего отец разозлился:  эта клуша Галия, хотела повеситься -  туда ей дорога. Спасли. С ними уже беседовал директор, классная, приходил следователь, было страшно,  Маржан  успокоила всех, отец заплатил долги этой непутевой семейки, что с них возьмешь? Отец в тюрьме, а мать - нищенка.  Директор  и психолог обращались к ним   с вопросом: вам не жаль, что из-за вас девочка чуть не погибла?  Подруги,  проконсультированные адвокатом, плакали,  дружно жалели, притворялись, просили прощение. Вроде им поверили. Когда вышли из школы Раушан сказала: жаль, что не сдохла! Только Сабина урезонила ее: «Ты даже не представляешь, что было бы. Наших отцов с работы уволили, а нас поставили бы  на учет».
На одну нищенку  меньше было бы!   – заявила Маржан. Она смелая, ничего не боится, в прошлом году отца машину угнала с ребятами, аварию совершили, отец отмазал. А надо было ее наказать. Единственный ребенок, отцу под шестьдесят, а мать молоденькая. Когда увидела вместе, поверить не могла, что этот толстый мужик с круглым животом, как будто  арбуз в нем застрял, является мужем женщины, модельной внешности. Так и оказалось, Салтанат – бывшая модель, мисс Казахстана. Только  дочь  на мать абсолютно не похожа, она, как отец коренастая, с кривыми ногами. Отец обещал ее отправить в Южную Корею сделать операции. Маржан никак не дождется этого дня.

Айша понимала, что  поступает неправильно, ей хотелось, чтобы девочки приняли ее за свою, она тоже была голубых кровей, как называли себя подружки.

Если честно, то Айше жаль было Галию  и мать ее. У тети внезапно умер муж, и девочка убедилась, как страшно жить без  отца. Почему-то сегодня ей пришла мысль, перейти в другую школу, устала она подыгрывать им.  Девушку поразило, когда ее пригласили на день рождение Сабины, дверь открыла им домработница. А мать, встречая, спросила:  а ты чья? Кто твои родители?  Для нее это было важнее всего. Вышла Сабина и небрежно, взяла ее за руку. А в ответ мать говорила домработнице, надо было со мной посоветоваться, перед тем, как приглашать кого попало, дружить надо с ровней!
День рождения прошел скучно. Сабина хвасталась домом в три этажа, комнатами, забитыми дорогими  тряпками,  отдельным туалетом, где унитаз из чистого золота.  Одноклассницы часто  были у нее в гостях, и Айша слышала, как они смеялись над подругой:
- Пусть потешит самолюбие,  похвастается домом. Девчонки требовали, чтобы Айша пригласила их в гости, таких хором у них не было  и девочке расхотелось с ними дружить. Узнав, какую должность занимает ее отец. Девчонки мертвой хваткой схватились за нее. А она устала от их глупых разговоров, тряпок, которые они меняли, кроме Сабины все они хорошо учились, но она была самой крутой.
Отец с матерью молча добрались до города и каждый думал о своем.
 Ержан жалел, что наказывать девочек – нельзя, а порой так и хочется отстегать ремнем.