Уроки мастерства, почти вырванные из контекста-1..

Кариатиды Сны
   
                Уроки практической режиссуры
            руководителя курса МГИК КЛУБКОВА СЕРГЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
            в наблюдениях, размышлениях,замечаниях, предложениях...(1991 год)



(Пятый курс Московского института культуры, ныне  университета, режиссёрское отделение.  Предварительные защиты дипломных спектаклей студентов.)



       ПОВОД 1 -    Теннесси Уильямс "Стеклянный зверинец"

       ----------------------------------------------------

 - Теннесси Уильямс считает своим учителем А.П.Чехова - очень серьёзный мостик.   Студентка угадала время. Совпадают воздух, эпоха , в которых они и мы.
  "В мировой драматургии есть всё, все идеи, боли, мысли, раны". -с
  Теперь нужно найти материальное выражение духа времени.

-  В основе разбора любой пьесы - нахождение  сквозного действия и сверхзадачи (режиссёром).
Есть несколько систем разбора пьесы :

1) Ленинградская школа (Товстоногов), которую он насаждал  силой. Это определение  5 событий.

2) Московская школа - 3 события : исходное, главное и... сверхзадача.

ИСХОДНОЕ - начало сквозного действия (событие, толкнувшее к началу сквозного действия).
СВЕРХЗАДАЧА - событие , к которому направлено сквозное действие.

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ - событие, кардинальным образом меняющее течение сквозного действия. Именно наличие главного события создаёт гармонию  спектакля. Оно может не совпадать  по пику эмоциональности,  но оно меняет линии поведения всех персонажей.

- Психологическая драма - самый трудный жанр. Именно она выписывает человека в наибольшей полноте.

- АФИША есть действие по привлечению зрителя в театр.

- Такой  зверинец - стеклянный! - живым не может быть. В этом заложено теоретическое противоречие. Неразрешима эта проблема.

- Том - воин, негде разгуляться инстинктам.

- Аманда  - обратная сторона мечты - воспоминания.

- Не случайны скиты, монастыри, лавры - уводят ОТ МЯСА.

- Надписи (в спектакле) дают жанр.

- Любовь это прежде всего эгоизм.(???)

- Эта пьеса вся есть одно событие.

- Начавшись и завершившись, событие - это всегда КРУГ.

- На волосочек, но жизнь проходит мимо.

- Все финалы - самое сложное.

- Покой обретает каждый. Но психологические драмы делают перевёртыши (если герои хотят  покоя в начале, в конце им покой не нужен; то, к чему стремились, не оказалось покоем!).

- Взаимоотношения меняются постоянно! Все действенные линии вбираются одним сквозным действием. Не надо думать, что это сознательный процесс. Каждый из героев и разрушает, и сохраняет семью. В психологической драме всё перевёртывается несколько раз. Изменение взаимоотношений(любое событие)- именно за этим зрители следят. Все события нужно проследить по изменению взаимоотношений.

- Все человеческие желания гнездятся в тканях, в плоти .

- Не надо подходить с упрощёнными схемами:"Вот так надо жить, а так не надо жить." Нужно осознавать диалектику : есть плоть и есть дух, но граммы на весах - материя (душа весит от 2 до 6 граммов).

- Немирович-Данченко: "Куда направлен темперамент и откуда он исходит!!!" Нужно залезть в кобчик к Лауре.

- Скромность - это комплекс!

-  Вся технология есть лишь лодка, корабль, вагон, куда можно погрузить  что угодно. Груз определяет, но в принципе может ехать всё.  Грузится другой смысл!

- Всё неизбежно должно быть материализовано.

- Нужно дойти до самого простейшего кирпича.

- УХОД (ПОБЕГ!) ОТЦА - исходное событие, это двинуло сквозное действие.
  Сверхзадача - МИР В СЕМЬЕ  - идея , не материализованная в событие. На поверхности  все хотят семью сохранить , но на деле её разрушают. Их ПОБЕГ - мощное сквозное действие :
у Тома - убежать их семьи;
у Лауры - убежать в стеклянный зверинец;
у Аманды - вернуть то, что было с отцом - побег в прошлое.
 Каждый бежит и каждый разрушает.
 Цель у  сквозного - разрушить семью.
 Их семья не сохраняется даже в идеальном случае.

- Сумма сквозных линий персонажей предопределяет здесь сверхзадачу.

- Далеко не всегда надо понимать цель как акт сознательный.
  Есть объективные процессы, в которые человек втягивается бессознательно.

- Головные режиссёры!!! А человека в этом нет!!!
Флоренский :"Духовный реализм"(!)

-  Наиболее общие идеи (неразрешимые) выражены в трагедии.
 В драме сверхзадача достигается , но в момент достижения становится ненужной. Слишком много жертв...

- Сверхзадача - мечта, на алтарь которой было всё положено. Сватовство, которое могло всё разрешить,  сорвалось- главное событие.

- В пьесе - подсознательно разваливая семью , развалили, но никто не стал счастливым (хотя каждый получил свой покой).

- Любое событие состоит из ряда событий. Как нитки соединяются и завязываются в узел, так и расходятся, когда развязываются.
Секунда, когда событие произошло , в следующую секунду рождается новое- зародыш для нового события. Звено цепляется за звено.
  Событие может быть объективным, то есть случайностью, оно не всегда действие одного человека.

- Все трое несут сквозное и все трое несут контрсквозное действие. И событие работает на сохранение семьи или не работает.

- Есть тонкая грань, есть законы гармонии.

(Продолжение следует)