Уроки мастерства, почти вырванные из контекста-1..
Уроки практической режиссуры
руководителя курса МГИК КЛУБКОВА СЕРГЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
в наблюдениях, размышлениях,замечаниях, предложениях...(1991 год)
(Пятый курс Московского института культуры, ныне университета, режиссёрское отделение. Предварительные защиты дипломных спектаклей студентов.)
ПОВОД 1 - Теннесси Уильямс "Стеклянный зверинец"
----------------------------------------------------
- Теннесси Уильямс считает своим учителем А.П.Чехова - очень серьёзный мостик. Студентка угадала время. Совпадают воздух, эпоха , в которых они и мы.
"В мировой драматургии есть всё, все идеи, боли, мысли, раны". -с
Теперь нужно найти материальное выражение духа времени.
- В основе разбора любой пьесы - нахождение сквозного действия и сверхзадачи (режиссёром).
Есть несколько систем разбора пьесы :
1) Ленинградская школа (Товстоногов), которую он насаждал силой. Это определение 5 событий.
2) Московская школа - 3 события : исходное, главное и... сверхзадача.
ИСХОДНОЕ - начало сквозного действия (событие, толкнувшее к началу сквозного действия).
СВЕРХЗАДАЧА - событие , к которому направлено сквозное действие.
ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ - событие, кардинальным образом меняющее течение сквозного действия. Именно наличие главного события создаёт гармонию спектакля. Оно может не совпадать по пику эмоциональности, но оно меняет линии поведения всех персонажей.
- Психологическая драма - самый трудный жанр. Именно она выписывает человека в наибольшей полноте.
- АФИША есть действие по привлечению зрителя в театр.
- Такой зверинец - стеклянный! - живым не может быть. В этом заложено теоретическое противоречие. Неразрешима эта проблема.
- Том - воин, негде разгуляться инстинктам.
- Аманда - обратная сторона мечты - воспоминания.
- Не случайны скиты, монастыри, лавры - уводят ОТ МЯСА.
- Надписи (в спектакле) дают жанр.
- Любовь это прежде всего эгоизм.(???)
- Эта пьеса вся есть одно событие.
- Начавшись и завершившись, событие - это всегда КРУГ.
- На волосочек, но жизнь проходит мимо.
- Все финалы - самое сложное.
- Покой обретает каждый. Но психологические драмы делают перевёртыши (если герои хотят покоя в начале, в конце им покой не нужен; то, к чему стремились, не оказалось покоем!).
- Взаимоотношения меняются постоянно! Все действенные линии вбираются одним сквозным действием. Не надо думать, что это сознательный процесс. Каждый из героев и разрушает, и сохраняет семью. В психологической драме всё перевёртывается несколько раз. Изменение взаимоотношений(любое событие)- именно за этим зрители следят. Все события нужно проследить по изменению взаимоотношений.
- Все человеческие желания гнездятся в тканях, в плоти .
- Не надо подходить с упрощёнными схемами:"Вот так надо жить, а так не надо жить." Нужно осознавать диалектику : есть плоть и есть дух, но граммы на весах - материя (душа весит от 2 до 6 граммов).
- Немирович-Данченко: "Куда направлен темперамент и откуда он исходит!!!" Нужно залезть в кобчик к Лауре.
- Скромность - это комплекс!
- Вся технология есть лишь лодка, корабль, вагон, куда можно погрузить что угодно. Груз определяет, но в принципе может ехать всё. Грузится другой смысл!
- Всё неизбежно должно быть материализовано.
- Нужно дойти до самого простейшего кирпича.
- УХОД (ПОБЕГ!) ОТЦА - исходное событие, это двинуло сквозное действие.
Сверхзадача - МИР В СЕМЬЕ - идея , не материализованная в событие. На поверхности все хотят семью сохранить , но на деле её разрушают. Их ПОБЕГ - мощное сквозное действие :
у Тома - убежать их семьи;
у Лауры - убежать в стеклянный зверинец;
у Аманды - вернуть то, что было с отцом - побег в прошлое.
Каждый бежит и каждый разрушает.
Цель у сквозного - разрушить семью.
Их семья не сохраняется даже в идеальном случае.
- Сумма сквозных линий персонажей предопределяет здесь сверхзадачу.
- Далеко не всегда надо понимать цель как акт сознательный.
Есть объективные процессы, в которые человек втягивается бессознательно.
- Головные режиссёры!!! А человека в этом нет!!!
Флоренский :"Духовный реализм"(!)
- Наиболее общие идеи (неразрешимые) выражены в трагедии.
В драме сверхзадача достигается , но в момент достижения становится ненужной. Слишком много жертв...
- Сверхзадача - мечта, на алтарь которой было всё положено. Сватовство, которое могло всё разрешить, сорвалось- главное событие.
- В пьесе - подсознательно разваливая семью , развалили, но никто не стал счастливым (хотя каждый получил свой покой).
- Любое событие состоит из ряда событий. Как нитки соединяются и завязываются в узел, так и расходятся, когда развязываются.
Секунда, когда событие произошло , в следующую секунду рождается новое- зародыш для нового события. Звено цепляется за звено.
Событие может быть объективным, то есть случайностью, оно не всегда действие одного человека.
- Все трое несут сквозное и все трое несут контрсквозное действие. И событие работает на сохранение семьи или не работает.
- Есть тонкая грань, есть законы гармонии.
(Продолжение следует)
© Copyright:
Кариатиды Сны, 2015
Свидетельство о публикации №115082209872