Путевые заметки. Женевское озеро

Любовь Черм
   Самое известное историческое сооружение в Швейцарии - Шильонский замок. К нему  мы и поехали, спустившись с Симплонского перевала и оставив слева другой известный перевал - Сен-Бернар высотой 2469 м. Дорога через перевал из Швейцарии в Италию была издревле довольно оживлена и при этом весьма опасна. Только выносливые путники могли преодолеть этот перевал. Для их отдыха наверху рядом с Гребнем Смерти был построен приют, который долгое время охраняли римляне. В средние века, уже после римлян, на дороге появились шайки разбойников, грабившие караваны. Порядок навел монах Бернар, построивший на перевале обитель. Через Сен-Бернар проходили одинокие путники, караваны и армии. В 1800 году Наполеон провел здесь в Италию свое 40-тысячное войско, и сам чуть не свалился в пропасть на оступившемся муле.

   Монахи, как и столетия назад, живут на перевале, неся свою службу спасения путников по 12 лет. Верными их помощниками всегда были собаки, которых они разводили.  Монахи говорят, что зимой, когда перевал накрывает снежная буря, ни одна собака в вольере не спит. Инстинкт спасателей будоражит им кровь, толкает на поиски терпящих беду. Они могут найти человека под метровым слоем снега, согреть своим теплом. В маленьком чемоданчике собаки приносят ром, плед, аптечку, а теперь еще и сигнальные ракеты. Самый знаменитый сенбернар - Барри. Он спас за 12 лет службы с монахами 40 человек. Барри сам уходил на поиски, не дожидаясь команды. Чутье подсказывало ему, что кому-то нужна помощь. Если ему не удавалось самому отогреть замерзшего путника, возвращался в монастырь за помощью. В Париже на кладбище животных установлен памятник Барри. Сейчас работу сенбернаров на перевале выполняют вертолеты. Но если какой-то заблудивший лыжник подаст сигнал бедствия, собаки охотно выбегут ему навстречу, чтобы проводить к ночлегу. Как любительница собак, не могла удержаться от такого лирического отступления от Шильонского замка.

   Но вернемся к нему. Замок был построен на восточной оконечности Женевского озера для контроля за судоходством на озере и дорогой, идущей в Италию через Сен-Бернар. В средние века замок был превращен просто в тюрьму. Байрон описал ее в своей поэме "Шильонский узник". Для вдохновения он просил приковать себя к колонне в тюремном подземелье на трое суток. На колонне поэт выцарапал свое имя, на которое теперь глазеют туристы, ахают и сразу начинают себя представлять узником, увековечивающим свое имя.
   Вот по этому замку, по его подземельям, бывшим жилым помещениям, кухням и даже туалетам, внутренними дворикам и крепостным стенам мы и побродили.

   Со стен замка в 3 км западнее виден городок-курорт Монтрё. Следующая остановка была в нем. Монтрё находится во франкоязычном кантоне Во. Благодаря Альпам, защищающим озеро от северных ветров, в городке субтропический климат, даже растут пальмы в открытом грунте. В Монтрё проходят джазовые фестивали. Здесь прожил много лет Набоков. На фоне шикарного отеля, где он жил, установлен ему памятник.

   А еще на набережной стоит памятник Фредди Меркьюри. В Монтрё у группы "Квин" была студия звукозаписи. За памятником Фредди - место встречи местных геев. Наташа, большая поклонница Меркьюри, долго бродила возле памятника и летней сцены, на которой он выступал.   
   "Шоу должно продолжаться"... Я постоянно слышу эту вещь, посвященную группой "Квин" Меркьюри, на "Радио-7". И вот теперь в Монтрё совершенно неожиданно как будто соприкоснулась с ней, отныне представляя при её звучании набережную Женевского озера с памятником Фредди.

   Недалеко от летнего театра попался старичок, самозабвенно играющий на фортепьяно. В Швейцарии популярно выставлять на улице списанные консерваторией музыкальные инструменты, на которых может поиграть любой желающий.

   А после полудня мы встретились с группой на пристани. Наш автобус отправлялся в Лозанну по берегу, а мы на колесном пароходе по озеру. Катерина раздала билеты:

   -Билеты во 2 класс, на нижнюю палубу. Вы, конечно, имеете право подняться на палубу 1 класса, но сидеть вам там не положено.

   По Женевскому озеру ходят пароходы, построенные еще в 19 веке. Раздался пароходный гудок, и мы отчалили. Кто-то сравнил пароход с "Ласточкой" Паратова из "Бесприданницы". А мне его водомёт, гудки, блестящий двигатель в открытом для просмотра машинном отделении, где все сверкает чистотой,  верхняя палуба только для пассажиров 1 класса почему-то напомнили Миссисипи, по которой на колесном пароходе везут рабов.

   Женевское озеро полумесяцем изгибается среди Альп. Это самое большое озеро Европы с запасами пресной воды после Балатона. Прямо по озеру проходит граница с Францией. Южный, французский берег окружен высокими зелеными горами, за которыми  должны быть видны снежные вершины, закрытые сегодня тучами. А северный берег, Женевская Ривьера, вдоль которого шел наш пароход, ниже. Он весь покрыт виноградниками, небольшими городками, деревушками и замками виноделов, испещрен автомобильными дорогами и двумя железнодорожными. По ним снуют ярко раскрашенные поезда, периодически скрываясь в тоннелях. Мы расположились на открытой палубе вдоль правого борта и любовались пейзажами. Вот пароход дает двойной гудок, возвещая следующую пристань о своем прибытии. На пристани в очередь выстроилось несколько пассажиров. Это городок Веве. В нем жил и умер Чарли Чаплин. В Веве находится штаб-квартира компании Нестле. Здание главного офиса этой богатейшей компании очень скромное. В Швейцарии не принято кичиться богатством.

   Теперь одиночный гудок, и мы отчаливаем от пристани. Еще несколько остановок в каких-то населенных пунктах этого винодельческого края, и вот она - Лозанна. И ожидающий нас автобус, давно стоящий "под парусами". Осмотр города не входит в программу. Поэтому мы коротенько прослушали о том, чего мы не увидели в этом древнем городе, история которого начинается за 15 веков до нашей эры. О расцвете города во времена римской империи, о готических соборах, построенных, когда Лозанна входила в Бургундию, о ее швейцарском житье-бытье, о роскоши и шике, об изысканных ресторанах. В Лозанне, несмотря на ее маленькие размеры, есть 2 линии метро. Это единственное метро в Швейцарии. Оно работает автоматически, без машинистов. А еще здесь базируется международный олимпийский комитет. Но ничего этого мы не увидели.
  Мы спешили дальше, на западную  оконечность озера - в Женеву.