Крещение Новгорода 6499г

Вячеслав Коробейников-Донской
1. Вече

               «…учиниша вече и закляшася вси не пустити во град и не дати    идолы опровергнути»
                Иоакимовская летопись1

В Новограде и сумятица, и вой.
Снова ворог2 под стеною крепостной.
Но впервые за прошедшие века
Не нужны ему не злато, не меха.
А пришёл сюда с единой целью он:
Человеческие души взять в полон3.
Сам Добрыня-воевода4 у реки
Ощетинил против города полки.
Прячет хитрую ухмылку в бороде:
– Быть вам, братия, отныне во Христе!
Созывают всех на вече5 бирючи6.
На Торговой7 – люда, будто звёзд в ночи:
Ферязи, кафтаны, кочи, зипуны8 –
В ожидании натянутой струны.
Лишь задень чуть-чуть, нечаянно лишь тронь –
Проскользнёт искра, взбунтуется огонь.
Богомил9 – сладкоголосый Соловей10,
Жрец верховный всех словенских областей11
Держит речь перед народом: «Мир12  честной,
Туча чёрная нависла над землёй.
Ни прогала, ни просвета! Всё черно!
Даже солнцу не пробиться к нам в окно.
То – не буря, то слетелось вороньё.
У него на кровь особое чутьё.
Со злорадством точит Смерть уже косу.
Нам на копьях веру чуждую несут.
Наши идолы13  в печали. Много лет
Защищали нас они от разных бед,
Помогали и в работе, и в бою.
Предки славу пели14  им, и я пою.
Не дадим разрушить старую Перынь15  –
Дальних пращуров Великую Святынь!»
Богомилу вторит в голос Угоняй16:
«Вряд ли, Ирий17  хуже наш, чем ихний рай!
Разве можно позабыть своих богов,
Что бок о бок с нами шли спокон веков,
Защищали от разора и врагов.
Бог чужой из вольных делает рабов.
Не холопы божьи мы18. Они – немы!
Вера греческая19  – хуже всякой тьмы!
С ней никак дорогу в Ирий не найти –
Будут вечно души странствовать в пути.
Поклянёмся, братья, клятвою святой,
Что не тронут супостаты20 их рукой!»
Эхом громким прокатилось по рядам:
«Не дадим поганить идолов врагам!»
Над толпою вновь взметаются слова
Седовласого и мудрого волхва21,
Задевая воспалённую струну:
«Сотворим крамолу22 вместе Перуну23!
Перуне! Вми24 призывающим Тебя!
Укрепи сердца нам, чад своих любя!
Лады25 сын и сын Сварога26 славен будь!
Укажи во тьме кромешной верный путь!
Божьих воев27 Ты на бой благослови!
Меч-булат разящий на врага яви!
Отряхни с душ наших зависть и корысть!
Тако буди, тако еси, тако бысть28!»
 

2.Схватка

               «Лучше нам померети, неже боги наша дати на поругание»
                Иоакимовская летопись

Через Волхов29 мост размётан – не пройти.
Два порока30 стали грозно на пути.
Исподлобья, «яко сусчия враги31»,
Друг на друга смотрят русские полки.
Разделила их не бурная река –
Рассекла их вера, будто сталь клинка.
И теперь уж воедино не собрать
Рать32 Добрыни и языческую33 рать.
Левый берег, верный клятве вечевой,
На защиту Новограда встал стеной.
Вилы, палицы, мечи и топоры
Позабыли разногласья до поры.
Только тысяцкий34 Путята35 был не прост:
Не помеха для него разбитый мост.
Вверх по речке на ушкуях36 в час ночной
Переправил он отряд передовой
И, дойдя до Угоняевых дверей,
Захватил внезапно первых всех мужей37.
Диву дались38 ополченцы39 плутни40 той,
Кинув клич, собрали мир на смертный бой,
Окружили терема сплошной стеной,
Чтоб не вырвался из них никто живой.
Ночь над городом огнями взорвалась.
Вот и Смерть своей минуты дождалась.
Закружилось, завертелось всё вокруг.
Не понять, не разобрать, где враг, где друг.
Всюду крики, всюду стоны, всюду вой…
Будет ворону сегодня пир горой.
Пусть добрынцев было меньше в десять раз,
Но путятова задумка удалась:
Обездушить, обезглавить враз народ.
Без вождей народ – кто в лес, кто в огород:
Вроде цель ясна, и кровь зовёт к борьбе,
Только тянет одеяло всяк к себе.
А пока народ творил в умах разброд,
Перешёл Добрыня Волхов через брод,
Запалил41 причал: склады и терема
(Содрогнулась от огня седая тьма),
И поспешно ополченью42, что есть сил,
Основною ратью он ударил в тыл.
А к рассвету было всё завершено.
Постучалось горе каждому в окно,
Постучалось, попросилось на постой,
Не побрезговав последнею избой.


3.Крещение

               «…а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста» 
                Иоакимовская летопись

В Новограде и сумятица, и вой.
Птица Скоп43 парит над Волховом-рекой.
Рушат капища44, секут и жгут огнём,
Будто взоры отуманило бельмом45.
Надсмехается Добрыня: «Гей, народ,
Что ревёте, словно выпал недород?
Что жалеете вы идолов своих?
Им невмочь оборонить себя самих.
Как же вас они спасут от мрачной тьмы,
Если сами беззащитны и немы?»
Оседает в душах горечь едких слов.
Но сквозь пламя проступает сонм богов.
Гордо идолы взирают на людей,
Не понять им человеческих страстей,
В толк не взять им, почему же льётся кровь,
Если Бог, что из-за моря, есть Любовь.
И в Перынь добралась злобная волна.
Иссекли мечом обличье Перуна,
Изрубили топором и вкривь, и вкось,
Сбросив статую кумира46 под откос.
Вспенил воды светлый Волхов до небес,
Застонал, запричитал и дол, и лес,
Прокатился белым облаком туман…
И вдруг ожил деревянный истукан47,
Кинул палицу48 (аж вздрогнула скала):
«Будут кровью разрешаться все дела!
Будет желчью отливаться каждый срез!»
И, взметнувшись в небо соколом, исчез.
А потеха49 продолжалась много дней.
Разошлись по площадям  ловцы людей50,
Разъясняли новый греческий обряд,
Но улов их оказался небогат.
Разъярился воевода и велел
Всех свести к реке, к обугленной ветле.
Показавших неусердие своё,
Подгоняли в спину жалящим копьём,
Волочили за волосья, били в грудь,
К Богу новому прокладывая путь.
Разделив толпу на жён и на мужей,
Всех загнали в Волхов под напев плетей. 
И затем епископ с Корсуни Аким51
Осветил заблудших таинством святым52.
Чтоб крестившихся от прочих отличать,
Приказал Добрыня крестик выдавать.
Не имевших этот крестик на груди53
Заставляли на крещение идти.
И горчат, как в молоке полынь-трава,
До сих пор злорадно-бьющие слова:
«Вас крестил Путята-тысяцкий мечём,
А Добрыня-воеводушка – огнём53.»

 
1Иоакимовская летопись –  приписывается Иоакиму (Акиму) Корсунянину – первому епископу в Новгороде (992г—1030г), совместно с воеводой Добрыней крестившему новгородцев в 991 году, «требища разори и Перуна посече»
2Ворог – враг
3Полон – плен
4Добрыня-воевода – Добрыня Малкович (хазарский еврей Товий Малк) – воспитатель и воевода киевского князя Владимира, брат его матери Малуши
5Вече – (от древнерусского, вещать – говорить) – народное собрание в Древней Руси в X-XV веках, созывавшееся для обсуждения и решения важнейших государственных вопросов (о войне и мире, о назначении высших должностных лиц и др.)
6Бирючи – глашатаи, созывающие вече   
7На Торговой – здесь, Торговая площадь, где собиралось вече 
8Ферязи, кафтаны, кочи, зипуны – верхняя одежда тех времён
9Богомил – верховный жрец всех ильменских славян   
10Соловей – за своё красноречие Богомил был прозван Соловьём
11Словенских областей – словене – ильменские славяне – наиболее северная группа восточных славян, занимавшая в VI—X веках побережье озера Ильмень и бассейна рек Волхов, Ловать, Мста и верхнее течение Мологи; в первой половине IX века образовали с частью кривичей и чуди раннегосударственное объединение, называемое в арабских источниках Славия
12Мир – здесь, народ   
13Идолы – идол – изображение (рисунок или статуя) божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения у древних славян
14Славу пели –  восхваление, молитва-славление
15Перынь –   древнерусское языческое святилище вблизи Новгорода, посвящённое славянскому Богу-Громовержцу Перуну
16Угоняй – новгородский тысяцкий
17Ирий – или вырий, славянский рай
18Не холопы божьи мы – славяне считали себя внуками Даждьбога – Бога плодородия и солнечного света
19Вера греческая – до Никоновских реформ (XVII век) вера в Христа называлась или греческой, или правоверным христианством 
20Супостаты – супостат – враг 
21Волхва – волхв – жрец у древних славян
22Крамолу – крамола – молитва к Свету, к Богу
23Перуну – Перун – славянский Бог-покровитель воинов, защитник земель и рода Святорусов  от сил Тьмы, Бог-громовержец, управляющий молниями, сын Бога Сварога и Лады-Богородицы, внук Бога Вышеня; поведал людям Священные Веды; после распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника)
24Вми – внемли, услышь
25Лады – Лада – женская ипостась Бога Рода, супруга Сварога, богородица Лада – Матерь богов, она же – Рожаница, «Матерь-Родиха», помогающая при родах, заступница пред богами: защищает от их гнева; позднее, уже после крещения Руси, Её приравняли к христианской Богородице
26Сварога – Сварог – Бог Небес Мира Яви, Бог-Покровитель Ирия (Вырия)
27Воев – вой – воин      
28Тако буди, тако еси, тако бысть – так будет, так есть, так было
29Волхов – река, на которой стоит Великий Новгород
30Порока – порок – камнемёт, катапульта
31Яко сусчия враги – как настоящие враги
32Рать – войско
33Языческую – языческая (от древнерусского, язык – народ) – народная
34Тысяцкий – командир тысячи на Руси до середины XV века   
35Путята – тысяцкий в войске Добрыни Малковича
36На ушкуях – ушкуй – парусно-гребное судно на Руси; происходит от названия реки Оскуй — правого притока Волхова у Новгорода, где новгородцы строили лодки, называемые ими «оскуй»  или «ушкуй»; изготавливались в двух вариантах: для сплава по реке и для моря
37Первых всех мужей – здесь, руководителей сопротивления    
38Диву дались – удивились
39Ополченцы – народное формирование для защиты от врагов 
40Плутни – плутня – хитрость
41Запалил – поджёг, предал огню
42Ополченью – ополчение – тоже, что и ополченцы
43Скоп – смертоносная птица, когти которой начинены ядом – славянская мифология
44Капища – капище – ведическое святилище, в нынешнем понимании храм
45Бельмом – бельмо (лейко;ма) — помутнение роговой оболочки глаза   
46Кумира – кумир – тоже, что и идол
47Истукан – тоже, что и идол   
48Кинул палицу – одна из легенд гласит, что Перун, уплывая по Волхову, разговаривал и даже закинул на берег палицу, завещая новгородцам решать все свои споры с её помощью. Вплоть до XVII века держалось поверье, что постоянные схватки на Волховском мосту между Софийской и Торговой сторонами города, принимавшие нередко кровавый характер, были своеобразным наказанием Перуна новгородцам за их неверность
49Потеха – здесь, жестокое развлечение 
50Ловцы людей – здесь, священнослужители (в Евангелии от Марка, 1:17: «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков»)
51Епископ с Корсуни Аким – см. 1Иоакимовская летопись
52Таинством святым – здесь, крещение — первое и важнейшее христианское таинство
53Крестик на груди – после разрушения капищ некоторые язычники, не хотевшие предавать своих богов, стали выдавать себя за уже крещённых. А поскольку познания в вере, что у недавно крещённого, что у некрещённого были одинаково скудны и проверить их было невозможно. Добрыня для отличия велел выдавать крестившимся крестики, которые обязаны были носить все христиане. Тем, кто не хотел надевать нательный крестик, "не верити и крестити". Нательные кресты были в употреблении в то время только на Руси, и сказание Иоакимовской летописи дало возможное объяснение этому специфическому обычаю
53Вас крестил Путята-тысяцкий мечём,
А Добрыня-воеводушка – огнём – позже киевляне, гордившиеся тем, что введение христианства прошло у них более или менее гладко, злорадно напоминали новгородцам, в поругание их благочестию: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнем»

г. Белорецк  21.08.2015г.