Словно вынужден отвечать с опозданием, но ещё с надеждой, что ответ мой не покажется оправданием, что останусь в помыслах ясным и что на этот раз голос физика окажется слышней и ярче.
О главном продолжу. В предыдущей работе "О языке" не упоминал я о глобальном мире. Чаще вспоминал о «родимой земле», о былых временах. ...Почему? Бурлив и противоречив поток текущий событий. Где его истоки? Вновь он вовлекает меня в разговор об аграрной стране, какою и была Россия долгое время, вновь будоражит память о старообрядцах (образованном и активном в далеком и в недалеком прошлом национальном слое), о той мотивации к их общежитию, к обустройству жизни. Стоит вспомнить о том, как они сохраняли истоки русской словесности, берегли историческую хронику в документах и летописях, поднимали предпринимательство (Сава Морозов, Мамонтов), воспроизводили и восполняли древнейшую культуру земледелия.
Аграрная Россия превращалась в русскую цивилизацию. Не от этого ли она в самой социальной генетике сохраняла и сохраняет общинный менталитет? В поколениях его не выкорчевать, не изжить. Стоит ли героя ломать через колено, перекраивая( переформатируя) в потребителя? Кто он наконец...? Какого роду и племени...? Даже у представителя виртуального глобального мира есть конкретное место где он родился, где он рос и жил, есть великая правда от любви самой - с кем он и как он рос и жил.
Я знаю, я чувствую и теперь, что в самой России не прекращался спор между западниками и почвенниками (или славянофилами). Этот спор бушевал в пушкинские времена, бушует и в настоящее время. Но язык русский продукт общественно-исторического развития, связанный с самим мироустройством действующих людей.
Вы же обращаете внимание, что на языке Пушкина говорили дворяне. Но не они ли , дворяне русские, до Пушкина говорили с пиететом по-французски? ( Здесь вспомнить уместно о другом немецком гении, со славянскими корнями, разделившим в математике и частично в физике лавры славы с великим англичанином Ньютоном. Лейбниц был универсальным гением и его знал и с достоинством к нему относился Петр I. Лейбниц автор проекта русского университета. Сохранились и словесные опыты Лейбница в поэзии. И мне было в диковинку прочитать обличительное стихотворение Лейбница о мнимом превосходстве французской культуры, которое демонстрировали тогда его соплеменники-немцы. Они ожидали своего литературного гения - Гете)
Первым, написавшим грамматику и литературно, широко заговорившим на русском языке, был универсальный русский гений-Михайло Ломоносов. Пушкин и называл его «первым нашим университетом». (Ломоносов был родом из поморов. В большинстве своем поморы сохраняли корни старообрядчества. На целое столетие раньше самой Европы Ломоносов с поразительной ясностью и отчетливостью наблюдал молекулярную Вселенную. Европа словно не слышала и не видела гениального и образованного русского самородка.) Во многих стихах Ломоносова не трудно найти какое-либо грамматическое правило, искусно представляемое автором в словесной, рифмуемой игре. Будет не справедливо, однако, не вспомнить и о другом первопроходце в изящном русском красноречии поэте и ученом Василии Тредиаковском.
Язык русский, как оказалось в действительности, не покоился на тверди, не стоял на месте. Жизнь продолжалась. Не одну деревню посетил Александр Сергеевич Пушкин. Какие только говоры, песни, притчи и сказки не прослушал прежде чем представить читающей братии бриллианты известной ему русской словесности, мышления необъятного, русского! Он гений уже тем, что сумел-таки обратить внимание дворян на то в какой они живут стране и на каком великом и могучем языке говорит народ, что их кормит и окружает. Бесспорно, великий русский поэт, не страдал духовной близорукостью. Как никто другой видел он проблемы русского бытия. Чувствовал, негодовал, обличал рабские пороки. Но Александр Сергеевич был настоящим (уникальным в распространенном сравнении с Моцартом) гением. Он узнавал, он обогащал язык не сиюминутный, не укладывающийся в рамках человеческой жизни или даже поколения, а язык, в котором звенели и звенят тысячелетия.
А «Слово о полку Игореве» этот неповторимый средневековой Европой памятник русского средневекового эпоса?! Ни Европа ли долго сомневалась и сомневалась с умыслом в его подлинности? Только рукописи здесь и впрямь не горят. Какой язык был дан русским язычникам, чтобы в нем ожили, заговорили и поля и горы и реки и светила и люди? Какой ещё язык пережил два обозримых великих подъёма? Неизвестный автор «слова о полку Игореве» запел, так же как и Пушкин, на преображенном языке!
Только вот и беда - вот оно явное отречение от корней своих - заразная болезнь, распространяющаяся в настоящее время с поразительной скоростью, разрастающаяся до глобальных, планетарных масштабов, уничтожающая целые страны и народы, приумножающая скорбь, слабоумие и социальную вражду! Возможно ли страждущему смертному излечиться от наползающей шизофрении? Кто снимет информационный гнет? Кто остановит насилие, издевательство над живой и не живой историей разума? И какой будет цена за безволие? И когда же произойдет (а то что произойдет это нет ни малейших сомнений) само воскрешение целого-человечества? Кем он был тот далекий и недалекий переписчик летописей в угоду себе, случаю или очередному господину уничтожающий подлинник? Можно ли без оглядки теперь верить в незыблемость исторического факта? Кем стал настоящий мыслитель-чудотворец, журналист без зазрения совести подменяющий понятия, за деньги искажающий не только факты, но и времена и пространства? Где мы и кто мы? Для среднего американца нет уже подлинной истории аборигенов, а атомные бомбы сброшенные на японские города Хиросиму и Нагасаки ознаменовали необходимые шаги в победоносном шествии Америки во второй мировой войне! И это ещё далеко ни всё! Все белые пятна в самой истории Руси и славянства. Но так ли важно кто стоял в начале? Однако, история - колыбель родовых Веры и братства. Мог ли Господь замышлять вражду и рабство, а уж тем более судьбу человечного от лукавого?!