О таланте быть человеком в искусстве

Ирина Цаголова
30 августа 1934 года родился гениальный отечественный актёр АНАТОЛИЙ СОЛОНИЦЫН.

«Свою работу в театре и кино он уже воспринимал как послушание. Вслух – на конференциях, в публичных выступлениях – он говорил, что задача актёра – максимально точно воплотить замысел режиссёра. Он никогда не спорил с режиссёрами, впитывал, как губка, то, что они требовали от него… Он никогда «не выпячивался», скромность и трудолюбие, вплоть до самоотверженности, понимая как свою обязанность актёра. В позиции Анатолия мне видится подспудное, конечно, монашеское понимание своей работы на земле» (Алексей Солоницын, младший брат, писатель).

Помню свои детские впечатления от фильма "Андрей Рублёв" А. Тарковского. Понимала, что это фильм, но солоницинский Рублёв был НАСТОЯЩИМ, живым - живее окружающих живых - оттуда, из глубины веков - милосердный исихаст, кровью молитвенного сердца созидающий свои поющие иконы. И странно: хотелось встать и идти за ним по выжженной стерне, по руинам далёкой нездешней Руси. Да только не хватило - ни тогда, в детстве, ни потом - здорового духа, чтобы  отринуть напластования времени и идеологической лжи, и отправиться в душеспасительное путешествие. Так порою не хватает нам совестливого трезвления и веры, простого жеста - перекреститься,чтобы рассеять тёмные  наваждения. Так горько, как будто навсегда потеряла Родину. И по сей день - камнем при дороге идущих... Так стучит во все колокола душа, прикоснувшаяся к высокому, исповедальному искусству гения.