Делегация

   В конце рабочего дня, на лестничном пролете между вторым и третьим этажами были слышны тяжелые, но размеренные шаги. Это в свой кабинет с увесистой папкой в руках поднимался Борис Иванович Куршин, начальник 453 отдела известного  в округе конструкторского бюро. После торжественного отбытия корейской делегации (а отбывала она два дня) его донимала сильная головная боль. Ступеньки же от этого казались бесконечно длинными, а документы, оставленные ему доктором Ли По, невозможно тяжелыми.
   У кабинета он обнаружил всегда поджидающих его сотрудников с целыми кипами разного рода бумаг, но все они грозной фразой были благополучно отправлены по своим рабочим комнатам. Борис Иванович вошел к себе и запер дверь.
Работая в должности начальника отдела уже более двадцати лет, ему не раз приходилось сталкиваться с подобными «иностранными трудностями», но окончание сегодняшнего вечера было самым ожидаемым событием.
   Медленно усевшись в кресло, он охватил взглядом свой кабинет – прохладный и просторный, глянул на чуть приоткрытое окно, с которого доносилось щебетание птиц и шумы легких порывов ветра. После внимательно осмотрел довольно большую картину, висевшую на стене в массивной золотой оправе.
   На картине были изображены ранневесенний лес с ручьем и пробивающимися сквозь утренний туман лучами солнца. Привезенная из дальней командировки, она уже долгие годы радовала своей композицией, воплощавшей тишину и умиротворение.
Борис Иванович было засмотрелся, погружаясь в свои мысли, но на взгляд невзначай попались лежавшие на столе горы документации, подлежавшие согласованию и навеявшее умиротворение как-то само собой развеялось.
   Обнаружив у себя в руках принесенную папку, которую почему то до сих пор не разобрал и все это время держал при себе, он плюнул и вздохнул. Документы в ней были написаны от руки, смешивая русский, английский  и, отчасти, корейский языки. Вся эта смесь нуждалась в скрупулезном разборе и, как следствие, затрате большого количества времени...
   Должность начальника отдела подразумевает человека деловитого и прагматичного. Используя свой многолетний накопленный опыт работы, наш начальник быстро выбрал того несчастного работника, которому  и предстоял нелегкий разбор.       Обрадовавшись, что одной проблемой отбыло, Борис Иванович поймал себя на мысли, что сегодня не стало и другой, куда большей его проблемы – отбыл доктор Ли, постоянно преследовавший его в эти два дня с цикличным лепетанием фразы «по одная, по однай, ну есё по одная», которую только и выучил, выговаривая ее с кислым корейским акцентом, но радушно улыбаясь.
   – Тьфу, чтоб тебя! Неугомонный кореец. И прилип же именно ко мне. Что они, такие бездонные приезжают, – в сердцах высказался начальник, после, глянув на стол, заметил отдельно лежавшее на нем письмо...

   Уважаемый Б.И., если отчет выпущен для того, что бы получить финансирование от арабов, которые понимают в гибридных двигателях еще меньше, чем мы, то идею его выпуска можно понять. В нем, в основном, ссылаются на экспериментальный двигатель разработки центра им. М.В.Келдыша. Упоминается частный космический челнок «Space Ship One», который в 2004 г. поднялся на высоту аж 100 км (как чукча-сапер). Откуда взяты данные – сами видели пролетающий челнок или ездили к ним в исследовательский институт в отчете не сказано. Если из Internet, то грош им цена. Последний известен своим рекламным характером, где многие хотят иметь свою нишу и, следовательно, финансирование в якобы перспективных разработках.
   Теперь по существу отчета. Если в Центре Келдыша определены и помещены в Internet области применения такого двигателя и особенно то, что они обеспечивают низкую стоимость, надежность, длительное пребывание в космосе, то это годится только для Internet, или, в крайнем случае, для журнала «Техника молодежи», но никак  не для нашего бюро. На этой бесполезной и затянутой конференции от большого количества очень и очень образованных людей я слышал весьма малое количество приличествующих этим людям мыслей. Многократные рассуждения про колоссальные преимущества гибрида. Видите ли,  им не нужна система хранения и подачи одного из компонентов. Как будто хранение и подача другого компонента это достоинство. Так же зачастую не нужна нейтрализация проливов. Что это за термин «зачастую» – непонятно. Я около получаса выслушивал про компактность по сравнению с жидкостными двигателями. В то же время ни слова не говорилось о «не компактности » по сравнению с нашими твердотопливными. Представьте себе, у них возможно добавление в топливо металлического порошка, (это по сравнению с ЖРД, лично слышал!). Во-первых, в жидкое топливо также можно добавлять металлический порошок («люминал», пусть позвонит в КБ-4), а во-вторых, докладчики этого центра, очень умные и образованные люди, рассуждали о пятипроцентных потерях, полученных якобы на стендовом двигателе, далее делая вывод:
« –…что подтверждает возможность получения коэффициента полноты удельного импульса на натурном двигателе 0,98»
(т.е. 2% потерь!).
Б.И., как вы смотрите на то, что бы определять коэффициент образованности делегаций по коэффициенту черноты деловых костюмов, или же по коэффициенту отражения лакированных туфель?
   На мой вопрос о низкой плотности топлива был получен ответ, что горючее во многих конструкциях испещрено каналами, поэтому его плотность не столь велика. Плотность горючего (как и любого тела) не зависит от «испещрения»!
Гибрид у них значительно выигрывает по сравнению с нерентабельными крупными ракетами с большой камерой сгорания. Ведь крупные ракеты, это наши «Циклон» и «Зенит», которые постоянно упоминались в ихней откровенной болтовне. Тогда 15Д305 и 15Д206 тоже нерентабельные, у них камера сгорания еще больше, и уже совсем нерентабельные ускорители «Space Shuttle», туда влезет весь «Циклон». А ведь вся эта нерентабельность успешно летает дольше, чем существует их псевдонаучный институт.
   Речь для объема. Ничего не знаем по ГРД – ни схем, ни особенностей, но уже приводят данные по модулю упругости крепящего клея и по материалу самого
«лайнера» под жидкий криогенный сосуд. Молодцы – какая глубина проработок...
Все. Сил нет! Чтоб я больше ездил сюда...
   С ув. вед. инж. Енотов.

   – Придется видимо ехать самому, видимо придется, – подумал Куршин, вспомнив сказанные много лет назад ему, начинающему инженеру, слова генерального конструктора.   

   «Учи баллистику, а то всю жизнь будешь шпангоуты рисовать!», так вот Борис Иванович эту самую баллистику выучил, и вот уже много лет без него не обходилась ни одна важная встреча.


Рецензии