Какое чудо... Сказки

Виктор Дюкарев
Как правильно писать?
Вспомнил детство, изготовление топлива из навоза: заполнил форму, перевернул, шедевр готов. Сделано по стандарту. Как в школе учили.
Расширил познания теории стихосложения. Обрадовался своей неиспорченности инструкциями для изготовления описанных шедевров. Не верю пейзажисту, не постигшему на уроках ботаники, кто на ком женится или выходит замуж в цветковом мире: тычинка или пестик. Что уж говорить о ворОне и вОроне или медоносах из семейства злаковых?

"Про Федота-Стрельца...". Гениальное произведение! Но не могут герои говорить одним языком. Не могут! И не смогут.
 
Не люблю театр, потому как там объясняются в любви шёпотом так, чтобы услышали на галёрке, не могут налюбоваться на любимую, глядя в зал.

Детскую сказочку я пишу "aabb". Ребёнок, читая четвёртую строку, забывает, что было в первой-второй. Ему дай всё и сразу, рифму в соседней строке. А иначе получается не по-детски, "не складно". Пишите для ребенка, а не для себя... слишком умного. Поэты и критики, окончившие литинституты! Есть психолингвистика, время созревания головного мозга у ребенка.  Ваш ум для него безумие.
Рифма "abab" хороша, когда нет глубоких раздумий, сомнений, доказательств, где право делать выводы принадлежит читателю по завершении чтения.
Как ведутся диспуты, споры, обсуждения (не на рынке, конечно!)? Вначале "о чём речь?". Это - первая "a" в 4-стишии. Далее – информация к размышлению и обсуждение. Это - "bb". И, наконец, что-то похожее на вывод в последнем "a". В итоге "abba" - философская лирика.
Если тему предстоит долго "жевать", можно удлинить строки "bb" или 4-стишие превратить в 5-стишие, добавив строку на территории  для рассуждений (от 2-й до 4-й строки).
Рифмующиеся строки делают одинаковой длины, а почему? Силлабика требует равенства слогов в рифмующихся строках, независимо от расположения ударений, а тоника - регулярного чередования сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не падают. Такие правила. Но произведение создаётся не для правил, а для читателя с учётом его возраста, образования, опыта, предпочтений. А почему последнюю строку не укоротить, убрать из нее воду? 
Зачем добавлять слоги-водицу?
Если вывод требует усиления, может, стоит подумать об "abbaa", чтобы дополнительная "а" оттенила, усилила 4-ю строку?
Разные эмоции надо выражать по-разному, а это "разное" требует новой формы. Нельзя же на одну и ту же колодку натягивать заготовки для изготовления женских туфелек на высоком каблучке и солдатского кирзового сапога. Только так можно оказать влияние на психические процессы восприятия изображаемого, излагаемого.
А критики мне говорят, что писать надо от начала до конца однотипными строфами. Нет! И ещё раз НЕТ!
Хохот и плач нами воспринимаются далеко не одинаково. Начало, кульминация и конец требуют разных подходов к их изложению.
Динамику можно (и часто нужно!) подчеркнуть глагольными рифмами, а не по инструкции ненавидеть их. А вот там, где требуется изобразить статику, слова, несущие в себе ощущение движения (глаголы, причастия, деепричастия), лучше спрятать внутрь строки.
Всё взаимозависимо: стопы, строки, строфы, интонации, мотивы, образы. Шаблон в выборе средств, трафаретное следование правилам стихосложения – это седло для коровы… с бантиком. Форма должна определяться содержанием и способствовать достижению поставленной цели.
Только разобравшись в собственных намерениях, услышав и поняв мелодию поэтического произведения, можно и нужно вдохновляться, украшая чувства соответствующей одеждой!

Чтобы сказанное подтвердить практикой, читайте анализ сказки.
Мною использована "неуставная" терминология для наглядности и лучшего понимания начинающими поэтами:
2-стишие – двустишие, дистих, стихотворение или строфа из двух стихов (где ди- это 2, а стих - строка);
3-стишие – тристих, стихотворение или строфа из трёх стихов;
4-стишие – четверостишие, катрен, 1 – ударный слог, 0 – безударный, ^ - пауза.

Не лишне остановиться на влиянии звукового состава слова на психологию восприятия с учётом нелюбви чистоплюев-критиков к словам, начинающимся, например, с вбр-, взб-, взл-, взр- , вздр-, вскр- и тому подобным скоплениям согласных звуков.
Когда говорится или подразумевается преодоление, восторг, восхищение, призыв и т. п., трудности при произнесении подобных слов (обычно помещённых в начало строк) способствуют формированию соответствующего психологического состояния.

Кого текстовая часть сказки не интересует, можете читать без нее.

Начинать можно, немедленно "брать быка за рога" или изобразить рассвет, утреннюю зарю, которая дала бы читателю пищу для предположения (что день грядущий нам готовит?) о содержании и замыслах автора.

101001     Так ведётся давно –
0010                ералашем:
101001     Бросим в землю зерно –
1010                следом пашем,
101001     Обо всём говорим –
1110                не о деле,
101001     Дел таких натворим –
0010                заалеем,
1010         А исправим, –
110010                как лунь, поседеем.

Можно вдвое сократить число строк, представив их в виде 101001^^^1010, но 1010 на отдельной строке – это дополнительное средство для углубления паузы, возникающей из-за временного перехода от хорея к ямбу (как бы сбоя), где ударные слоги столкнулись на границах двух стоп.
Второй способ, принуждающий нас к паузам, - внутренняя рифма, которая отчётливо видна после переноса 1010 на отдельную строку (как представлено выше).
Третье – это смысловые контрасты (как в реальной жизни: теза – антитеза).  Они заставляют нас делать длинные паузы для осмысления того, о чём ещё конкретно ничего не сказано.
Успокоение в конце этой части произведения типично для музыкальных увертюр, интродукций, прелюдий и тому подобного, означающего зачин, вступление,  предварение, начало. Для этого последняя строка "а исправим (1010), как лунь, поседеем (110010)" построена несколько иначе предыдущих. Если бы вводная часть завершалась каким-то выводом, резюме, было бы 101001 пауза 1010.
Если не учитывать внутреннюю рифму, то размер можно считать 2-стишием со смежной рифмой, если принять во внимание рифму внутри строк, то "abab". Почему так?
В этом абзаце пока нет конкретики, деталей, по поводу которых можно было бы дискутировать, философствовать, поэтому "abba" здесь не к месту.

*   *   *

101001^1010     Эт’ запев в чешуе. Ближе к делу!
101001^1010     Наш герой в забытьи, Бредит девой:
001001^1010     – Поутру бирюзой Жемчуг-росы.
101111^1010     Мы идём – ты и я По покосам.
101001^0010     Слышим трель соловья В абрикосах.
101101^0010     На лугу я с косой Сенокосной.
101001^0010     Ты с косою своей. Ошарашен!
101001^1010     В омут твой с головой, Словно, брошен.
111101^1010     Ты и я. Мы с тобой . Оба боссы.
001101^1110     Ничего для себя Мы не просим.
101001^1010     Только были б всегда Эти росы,
101001^1010     В вечность вместе шагать По покосам,
101111^1010     Наяву, не во сне Русы косы   
101001^1010     На заре целовать У берёзы.

Возможно, кто-то в 001001 или 101101 и др. увидит анапест, но нет - здесь первые два слога - хорей, а затем слог ямба. Получается будто бы сбой ритма, а затем вновь переход к хорею - 1010. Как раз эти "сбои" ведут к членению речи, паузам.
В этом абзаце нет тез-антитез, нет контрастов, паузы короче. Они по-прежнему достигаются вклиниванием ямба между хореями.
Темп ускоряется, мы лишь бегло знакомимся с героями, представленными то ли реальными, то ли иллюзорными с их мечтами и грёзами, наяву? в дрёме? или во сне?

   *   *   *

1110111^0010     То ли небыль, то ли быль  В полудрёме.
1010001^0010     Но беснуется ковыль - Аксиома:
1010101^1110     Значит, точно Быть беде! Да вот только
111^ ^ ^ ^1010    С кем и где? Что случилось?
1010101^0010     И откуда вдруг ручей Появился?
1010001^0010     С чистой слёзною водой Уродился.
1010001^              Рыбки мечутся в воде,
1010101^                Нет покоя им нигде,
1010001^1110     Травы плачут в борозде. В чём тут дело?
1010001^1010     Горы, будто загрустив, Стали ниже.
1010101^0010     Ах! Любимой рядом нет! Ненавижу
1010101^0010     Злую поступь я с утра Королевы!
1010101^1010     У неё пойду искать Нежность-Еву.

Здесь уже нет переходов с хорея на ямб вследствие вклинивания одного ударного слога, превращающего бывший слог ямба в хорей. Это ускорило темп. Добавочный ударный слог сделал ритм отчётливей. Стечение ударных слогов в соседних слогах (стопах) по-прежнему требует пауз.
"С кем и где? Что случилось? (111^ ^ ^ ^1010)". Выпадение четырёх слогов внутри строки заставляет нас надолго остановиться и задуматься над ответом на заданный вопрос. Две укороченные рифмующиеся строки плюс такая же внутренняя рифма в следующей (полной) строке нагнетают ощущение тревоги.
Ради цели можно и ломать, и крошить, и оставлять в строках дупла-пустоты.

   *   *   *

Пять 13-стиший заканчиваются 2-стишием для поясняющей вставки.

11010001     Мне эту сказку рассказал
01010001     Один почтенный аксакал…
11010001     Нам та неведома страна…
01010011     Бродила девушка меж скал,
11010101     Как тень, печальна и грустна,
11010101     Что взор пытливый там искал,
01010101     Наверно, знала лишь она.
11100101     Там у вершины, где валы,
01010001     Газели правили балы…               
01010101     Сорвавшись резко со скалы,
01000111     Похожей темнотой на ночь,
01010001     Кружили горные орлы
10010101     И клекотали: – Дева! Прочь!

Обратите внимание на конечные 0001 в трёх первых строках, где автор отвлекается от героини. Три нуля вновь появляются там, где речь идёт не о героине. Вклинивание пейзажа отмечено этими 0001. Они заставляют нас отвлечься на время от героини и обратить внимание на окружающую обстановку. Меняется тема - меняется способ её передачи.

     Тот клёкот деву не задел
     (Возможно, был не очень смел),
     И потому, и оттого
     Остался вовсе не у дел.
     Не слышит дева никого.
     Вдруг чей-то голос прогремел:
     – Уйди из царства моего!
     – Ты почему такой скупец?
     Кто ты, скажи мне, наконец!
     Вчера пропал здесь мой отец! –
     Вскричала дева на беду, –
     Кто б ни был ты – старик, юнец,
     Знай, никуда я не уйду!
– Да как посмела ты дерзить?!
Со мной, владычицей, шутить?
Я вижу – ищешь ты беды,
Как просто, глупая, разбить
Твои надежды и мечты.
Тебя придётся мне убить,
Похоже, захотела ты
В ущелье умирать на дне
Под камнем, лёжа на спине,
Больнее было чтоб вдвойне,
Себя сознательно губя.
Посмела ты перечить мне?!
Пеняй, дрянная, на себя!
     Всё ближе, ближе страшный гул,
     Злой ветер долу лес пригнул,
     Свирепый, буйный ветер-Жар…
     Девицу он в ущелье пнул.
     Казалось, молотом удар:
     Со злобой ветер вслед швырнул
     Кусок гранита – страшный дар.
     Упала дева на карниз.
     За что схватиться… нету близ.
     Блицкриг. Лишь покажу эскиз:
     Спиной откинулась назад,
     И тут же полетела вниз,
     А сверху страшный камнепад
Обрушился. Благословил
На подлость дьявол. В гневе мстил.
В дубье попряталось зверьё
(Злой королеве леший льстил),
Круша живое и гнильё,
И вмиг  навеки схоронил
В могиле каменной её.
И лишь немного погодя,
Тех мест обычаи блюдя,
По деве с нежностью грустя,
Когда угас последний луч,
Слезинки-капельки дождя
В горах родили чистый ключ.

     На праздник, как всегда, Купала
     Там молодёжь цветок искала.

Здесь двустишие служит для вставки отступления от основы повествования.

     *     *     *

Должен признаться, я неравнодушен к четвёртой строке. Она превращает привычное повествовательное "abab" в философское "a-baab", где философствование в районе "aa" предваряется "a" первой строки. Получается особое чувство рифмы, особый колорит с переливами. Добиться подобного эффекта в 4-стишии сложно. Разве что применив "aaab" или "abbb" в сочетании с другими строками, например: «aabababcccdcd». Подобный приём использован мной ранее.
Но фактически строфика несколько отличается от описанной, так как мысль, как правило, выражается не пятью, а десятью строками. Поэтому строфу лучше назвать 10-строчной (10-стишием, декастихом). Обозначим её «abaabcdccd».

010101010     Среди камней, застывших грудой,
11010001      Вдруг вырос розовый цветок.
010101010     Зовут его червонной рутой.
010101010     Откуда здесь такое чудо?
11010101      И как сумел пробить росток
010101010     Куски базальта и гранита?
01010101      Откуда столько здесь камней?
010101010     Девичья здесь судьба разбита.
010100010     Могила это. Знаменита
01010001      Она  историей своей.

Обращаю внимание... во второй стопе нигде нет "00" (в данном случае - это стопа ямба, поэтому в четвёртой позиции везде выстроились единицы, пиррихии - в предпоследней стопе. В последней стопе (в восьмой позиции) также стоят только единицы. В противном случае появилась бы дактилическая или сверхдактилическая рифма (ударения на третьем или четвёртом слоге с конца).
Ударный слог (1) во второй стопе ямба или хорея - это арматура железобетонной опоры. Если в третьей или четвёртой позиции нет ударного слога, рушится всё произведение.

Недавно здесь погибла дева,
Попав под каменный обвал.
А имя девы было Ева.
Её сгубила королева,
Владычица хребтов  и скал.
     Отца отдать не захотела
     Несчастной девушке она.
     Не отыскали даже тела,
     Червона рута вместо стеллы
     На день Купала расцвела.

В завале каменном девица.         
Ручьём, стекая на восток,
Забила чистая водица
Из чудо-родника – криницы.
Там вырос розовый цветок.
     В то место юноша унылый
     Взглянуть на камни  приходил,
     В слезах склонялся над могилой,
     Лишился он невесты милой,
     Был оттого и свет не мил.

Он в ночь Купала в час рассветный,
Тихонько галькою шурша,
Увидев в небе след кометный,
Объятый грустью беспросветной,
В которой плавилась душа,
     И, никого не ожидая,
     Понуро он к могиле шёл…
     Стояла Ева молодая,
     На лепестках цветка гадая,
     Обняв рукой берёзки ствол…

Светилась ласкою улыбка,
Сияли радостью глаза…
– Неужли ты, златая рыбка?!
Нет, не обман и не ошибка,
Но и понять того нельзя…
     Да неужель стоишь живая
     С улыбкой доброю такой
     Моя затворница Даная?
     Девица, тихо напевая,
     Берёзку гладила рукой.

Дрожа от радости и страха:
– Жива ль ты, Ева? – он спросил, –
Жар-птица? Горемыка-птаха?
Промокла на спине рубаха,
И не осталось больше сил.
     – Увы, я призрак, а не дева,
     Одну  надежду я таю:
     Величества убавишь гневы,               
     Быть может,  ты у королевы
     Назад  жизнь вымолишь мою.

– Я помогу тебе, родная, –
Сказал ей юноша в ответ, –
Что делать мне, теперь я знаю.
Преграды, верь! я все сломаю.
Верну любимой белый свет.

Почему последняя строфа 5-строчная, а не 10-строчная? В ней заключено наиболее важное в данный момент, а оно должно быть выражено кратко. Можно было бы использовать 2-стишие, но в этой сказке такая строка использовалась для отступлений от основы сюжета, да и не захотелось отступать от выбранной строфики для этого абзаца.

110101110     Всё выше, всё трудней  и круче
11010001      По скалам узкою тропой,
011101010     Хотя и был совсем измучен,      
010100110     Взбирался юноша, а тучи
01010001      Кружили грозовой толпой.
011001010          Плато вот. Каменисто. Голо.      
00010001           Остановился отдохнуть.
110101010          Со страхом смотрит рыцарь долу…
110101010          – Стой, где стоишь, – раздался голос, –
11010011           Вот здесь закончился твой путь.

Обращаю внимание на "утяжеления" в этой строфе, а именно: на слова "ВСё" (два раза), "ТРудней", "КРуче", "СКалам", "ТРопой", "ВЗБирался", "КРужили", !ГРозовой", "ПЛато", "СТрахом", "СМотрит", "СТой", "СТоишь", "ЗДесь", "ТВой".
Мало того, что они начинаются с двух согласных звуков, но среди них преобладают соноры "р", "л", "м" или другие, при произнесении которых приходится преодолевать преграды "д", "т", "к", "з", "с", "в". В этом 10-стишии пять строк начинаются двумя единицами (11) – спондеями - (плюс четыре внутри строк), которые придают дополнительную тяжесть.
Не удивлюсь, если критики-формалисты назовут это большим дефектом. Но вы обратите внимание на содержание! Такой приём помогает создать особое психологическое состояние,  подчеркнуть трудности, опасности, которые преодолевает герой.
В следующих четырёх строфах "тяжестей" в сумме меньше, чем здесь в одной. И тут же "00010001 Остановился отдохнуть". Трудимся в поте лица с двумя единицами, отдыхаем - с двумя нулями. Пиррихии психологически сопоставляются нами с лёгкостью, а спондеи - с тяжестью. 00010001 - это почти пеон-4 - сверхлёгкий размер.
От критика не ускользнёт "сбой" в строке "011001010 Плато вот. Каменисто. Голо." Недосмотр автора? Вовсе нет! И герою, и читателю нужно убавить темп... отдохнуть... Как притормозить? Словечком "вот".

И перед ним возникла дева
Необычайной красоты
(Но не сравниться деве с Евой!).
Ей парень в ноги:
     – Королева, осуществи мои мечты!
     Слегка нахмурилась хозяйка:
     – Зачем явился – знаю я.
     Достойный юноша! Не зайка…
     Не груб, как девушка твоя.

Ты без подробностей… давай-ка,
Мечта  твоя, а не моя.
– Так почему же ты сгубила
Жизнь молодую ни за что?
Скалой зачем её убила?
     Его девица перебила:
     – Есть основание на то:
     Возможно, я, на самом деле,
     Была тогда и неправа.
     Мне не перечили доселе,

А потому меня задели
Покойной дерзкие слова.
Назвать меня юнцом и старцем?!
Я - королева высоты!
Так петь! И лучшею быть в танце?!
     В могиле надо б ей остаться,
     Но если очень просишь ты,
     И не боишься подземелья,
     То вот условие моё:
     Пустяк! А для меня веселье…

Сумеешь перейти ущелье,
Верну тогда тебе её. 
Вон, видишь вдалеке пещеру?
Оттуда и начнёшь свой путь,
Чтоб отыскать свою Венеру.
     Но хорошо лишь то, что в меру,
     Об этом тоже не забудь!
     Сказала это и пропала,
     Всё сразу замерло вокруг
     В духовном таинстве астрала…

     И только эхо в диких скалах
     Носило долго странный звук.

     *     *     *
 
010101010     Шагнул в пещеру парень смело,
01010001      Вокруг такая темнота!
010101010     Она, казалось, тоже млела…
111101010     И лишь у входа чуть белела
01000101      Тропинка. Уходила та
100100010          Вниз. Опускался в подземелье,
11010101           Где  всё сильней сгущалась мгла,
110101010          И очень остро пахло прелью,
011001010          Капель для дьяволят – купелью.
11010101           Не это ли обитель зла?

Внимательный критик заметит противоречие между моим недавним утверждением, что во второй стопе ямба или хорея не должно быть двух нулей, и строкой "01000101 Тропинка. Уходила та". Вопрос: была ли возможность уйти от двух нулей во второй стопе? Легко! Например: "Тропа..." и далее слово с ударением на втором слоге. Но я выдернул "арматуру из опоры", чтобы появилось ощущение шаткого положения на тропинке (вместо прочной "тропе"). Нарушение "правил" может быть также художественным приёмом!
И опять же! Где пейзаж, там светят три нуля. Это тоже причина появления двух нулей во второй стопе. Жизнь полна противоречий!

И где-то там, в дали безбрежной
Гремел бушующий поток,
Рыча и воя тьме кромешной.
Как лучик света и надежды,
Тут вспыхнул розовый цветок,
     Скользнул пятном по стенам белым
     И разгорелся огоньком.
     Его лучи – указки-стрелы.
     И вот уверенно и смело
     Пошёл герой наш за цветком.

Тропинка вниз вилась. Несложно
Спускаться кубарем до дна.
Но вдруг бессилье. Ты – ничтожность:
На дне поток. И невозможно
Преодолеть его. Стена
     Воды с каменьями и сварой.
     Но разгорелся вновь цветок,
     И осветил луч ветхий, старый
     (Он показался божьей карой)
     Из двух досок гнилой мосток.

Тут юноша, подобно зверю,
Перескочил в одном прыжке
Мосток. Глазам своим не веря,
Назло зловоннейшей виверре,
Увидел свет он вдалеке.
     А вот и выход из пещеры.
     Ещё ущелье впереди,
     Но, если не утратил веры,
     То не страшны тебе химеры,
     Не бойся, юноша, иди!

     *     *     *
 
Блуждая долго в дикой чаще,
Набрёл герой на ручеёк.
Там на волне из слёз блестящих,
Червонной рутой настоящей
Плыл нежный розовый цветок.
     За ним по берегу крутому
     Побрёл наш странник напрямик.
     Картина каждому знакома:
     Из-за  кустов, подобно грому,
     Раздался вдруг звериный рык.

Огромный тигр уже готовый
Убить его в березняке
И съесть добычу за здорово.
Зверь в лютой злобе, сдвинув брови,
Дышал уже невдалеке.
     Вот рыжей молнией мелькнул он,
     В испуге содрогнулся лес,
     Уж пасть звериная зевнула…
     Но из цветка вдруг полыхнуло
     Пожаром пламя до небес.

Взвыл тигр, и вмиг его не стало,
Вновь серебром звенел ручей
(Богиня прелести ваяла),
И солнце радостно сияло,
Горя огнём своих лучей.
     Как долго он бродил, кто знает?
     Быть может, серая скала?
     Любовь, быть может, неземная?
     Но, наконец, тропа лесная
     Его к поляне привела.

Ах! Как забилось сердце часто,
И слёзы брызнули из глаз,
Как вожделенное ненастье.
Его судьба, любовь и счастье
Ждала давно в закатный час.
     Следов в помине нет обвала,
     Нагромождения камней,
     Всё сгинуло, как не бывало,
     Могила из камней  пропала
     А девушка теперь не в ней.

Она берёзкою стояла
И поджидала молодцА,
В руках платочек Ева мяла,
Улыбка ласково сияла,
Глаза большие в пол-лица
     Горели тем особым светом,
     Каким всегда любовь полна.
     Кто полюбил, тому он ведом.
     Тут сказке и финал. Поэтом
     Вот так закончена она?

В сказке добро должно побеждать зло. И этому правилу, безусловно, надо следовать.

Шучу. Поверили? Напрасно!
Ну, надо ж чуть передохнуть…
Любовь шагает самовластно.
А это чудо так прекрасно!
Ещё хотел упомянуть
     (Всё в этой сказке не напрасно)
     О свадьбе, что везде гремела.
     Светил на небе месяц ясный,
     Всем улыбался Млечный Путь,
     И птица счастья прилетела,

     Со всеми пела а капелла,
     Но всё ж не в этом сказки суть.
 
Здесь нет единого обмана
(Не знаю, было то гуманно?),
Но посаженным был Гвидон,
Дочь-королеву выгнал он.
На радость Еве, наконец,
     На свадьбу прибыл и отец.
     Гвидон же, поубавив гневу,
     Велел, чтоб также пригласили,
     И, наконец-таки, простили
     Родную дочку - королеву.
 
Шёл пир в новёхоньком дворце -
Подарок славного Салтана -
Не позабыли о чтеце.
Но врать о том я вам не стану:
Тому мы пиру не мешали,
     Ведь нас туда не приглашали.
     А те, что это рассказали,
     Там от рожденья не бывали.
     Так правды в сказке - шерсти клок?
     Судить не буду.  Дал зарок.

     Хоть сказка ложь, да в ней намёк,
     Для умных он – большой урок.

Я возвращаюсь к единству формы и содержания, поэтому ПЛАНИРОВАНИЮ, конструирую стихотворение до его написания. Можно сказать, я слышу мотив песни, не зная точных слов. Только выбрав подходящую форму, ВДОХНОВЛЯЙТЕСЬ, сколько вашей душеньке угодно!

Послесловие:

В начале статьи было написано: "у меня нет желания учить", а получились поучения. Извините! Большинство моих произведений экспериментальные. Я искал себя.