Стихотворение месяца 31 - Обзор Бурко Алексея

Тм Гуси-Лебеди
1. "Чужая куртка"

 Ты совсем не такая, как все,
 Совсем не такая,
 Помнишь, на песчаной косе
 Куртка лежала чужая?
 Чужая куртка, ну и что!
 Сколько таких? Миллионы.
 Ты мне сказала:
 "Давай заберём,
 Найдём потерявшего,
 Мир не бездонный".

 Смотрел на тебя, не мог понять:
 Наивная или святая?
 На косу набегала волна,
 Белый песок лаская...
 Конечно, мы никого не нашли,
 Куртка лежит на полке.
 Хотел её выкинуть
 Раза три,
 Но спорить с тобой без толку.
 *****

техника 3: недоверлибр какой-то    
художественность 3: белый песок лаская - заезжено

--------------------------------

2. "Чёрная кошка"

 Чёрная кошка,  чёрные крошки  – четверо милых котят
 В городе Сочи.  Чёрные ночи.  Чёрные тучи летят.
 Спешный свидетель  –  северный ветер.  Прогрохотал товарняк.
 Прямо бежали,  хрипло рычали трое голодных дворняг.
 Шерсть встала дыбом.
 Быстрым изгибом к яростной схватке готовсь! –
 И у барбоса прямо из носа брызнула первая кровь.
 Голод – не тётка. Рвут свои глотки
 Псы.  Им совсем невтерпёж.
 Лапой по глазу. Хватка ослабла.  Дикие визги, скулёж.
 Время летело,  кошка шипела,  не отступив ни на шаг.
 Бешено лая,  жутко оскалясь,  в битву вступает вожак.
 В бойне без правил псиной расправы некуда пятиться.  Ох!
 Очень некстати... злобные тати... Надо сражаться на трёх.
 Челюсти сбоку.  Хрустнули кости.  Острая боль до плеча.
 В поисках чуда: «Где же вы, люди?» –  Больше не в силах кричать.
 Всё запоздало.  Значит,  пропало.  Силы уходят в борьбе.
 Скверное дело  –  бренное тело, где перекушен хребет.
 Ангел пушистый  –  белый котище...
 Дверь отворяется в Рай...
 Надо проститься...
 Кажется, снится...
 Иль показалось: «Вставай!»  –
 Словно ребёнок, малый котёнок мордочкой ткнулся ей в шерсть.
 Кошка вздохнула,  молча уснула,  слова не ведая "смерть".
 Кайся  –  не кайся, поздно, хозяйка! –  Скрылись все псы за углом.
 Плачут котята.  Прав обыватель – как же им всем повезло...

 ... В городе Сочи – чёрные ночи. Чёрные тучи летят.
 Свет из окошка...
 Чёрная кошка.
 Четверо чёрных котят.
 *****

 
техника 4: строки немного криво разбиты – рифмы мимо бьют
художественность 3: кошки - тема не моя вообще, у нас псы зимой коллегу загрызли – пробежку делал…

--------------------------------

 
3. "По мотивам 138 псалма"
 
                Псалмы для меня – вешалки, на которых
                я развешиваю собственные мысли.  (Клайв Льюис)

 Господь, ты испытал меня и знаешь.
 Тебе известны все мои пути.
 Со всех сторон незримо окружаешь.
 От Духа Твоего куда уйти?

 Закрыть глаза, сыграв с Тобою в прятки?
 Укрыться под периной облаков?
 Удрать на край вселенной без оглядки
 Сквозь время, протаранив тьму веков?

 Как скрыться от пронзительного взгляда?
 От помыслов, что бродят взаперти?
 Захлопнуть дверь? Нырнуть в преддверье ада -
 Под одеяло млечного пути?

 Забыть ли обо всём, уткнувшись в  Google?
 И погрузиться в суету сует,
 В попытке отыскать тот пятый угол,
 То место, где Тебя в помине нет?

 Расчерчивают след слепые руны,
 Бросая в небо пригоршнями звёзд,
 И жжёт бичом жесткая фортуна,
 Над пропастью раскачивая мост.

 И лишь Твоя рука сдержать способна
 Ту тварь из мрака, что живёт внутри,
 Очерчивая круг мечты свободно
 Распахнутыми крыльями зари.

 Я жду, когда Ты снова испытаешь
 Мой дух в горниле  веры и любви,
 В тот миг меня Ты заново познаешь.
 А я постигну замыслы Твои?
 *****

 
техника 3: рифмы не потрясают    
художественность 3+: уткнувшись в  Google? как там можно сидеть? спросил и вышел
«Очерчивая круг мечты свободно
 Распахнутыми крыльями зари» может, и неплохо…. Но и только

--------------------------------

4. "Имя Твоё"
 
 Столько фильмов и статуй, полотен и книг о любви!
 Всё у нас по-другому, чем в произведеньях искусства.
 Если хочешь - любовью стремленье моё назови
 Быть с Тобою всегда. Я не так назову это чувство.
 
 Это - больше любви. Это - Космоса больше стократ.
 Да какое там сто?! Мало будет и квадриллиона.
 И за чувство такое не жду никаких я наград -
 Лишь бы Солнцем Твоим над Тобою сиять окрылённо.
 
 Ведь и Ты надо мною сияешь безоблачным днём;
 Ночи в дни для меня превращаешь лучами Твоими.
 Ну, а чувство моё как назвать, если спросишь о нём?
 И в ответ произнёс я обычное, в общем-то, имя.
 *****

техника 4: простые рифмы    
художественность 3: ничего нового

--------------------------------

5. "Когда б я рай искала на Земле..."

 Когда б я рай искала на Земле,
 Я обошла бы стороной твой берег,
 Где звёзды лишь мерцают вдалеке
 Для тех, кто ни в кого уже не верит.
 Я пред тобой. Без масок. Без прикрас.
 Так выступи ко мне навстречу - ну же!
 И шрамы от клинков, что напоказ,
 Сокроют наши  раненые души.
 Засохнет кровь на дрогнувшей руке.
 Мы оба промолчим о том, что важно:
 Когда б я смерть искала на Земле,
 Как дар твой мне её принять не страшно.
 *****
   
техника 3: Земле – вдалеке и т.п.    
художественность 3: сокроют напоказ???
Я пред тобой. Без масок. Без прикрас. - избито

--------------------------------

6. "Раздумье на карельской земле"

 Не было у нас бензопилы.
 Мы сушняк валили топорами.
 Разлетались щепки веерами
 Да сухие падали стволы.

 Проводили ночи у костра.
 Наблюдали звёздные капели.
 Как лесоповальные артели,
 Лес рубили - щепки ввысь летели.
 Подошла задуматься пора.

 Что сушняк? Свалили и сожгли.
 Здесь иные времена бывали -
 Разлетались на лесоповале
 Люди-щепки от разящей стали
 По просторам матушки-земли.

 Замолчали. Потемнели лица.
 Повторится ли? Не повторится?..
 *****

техника 3: в чем смысл 3-х строк во второй и третьей строфе? одинаковая рифма утомляет.  нужно обходиться без излишеств    
художественность 4: за первые 6 строк

--------------------------------

7. "Разговор с собакой"   

 Нет слушателя, лучшего, чем пёс.
 Вы тоже ведь с собакой говорили,
 Когда дела и мысли шли вразнос,
 А мозг дымился от пустых усилий?

 Кто он: философ или дурачок?
 Молчит, лишь чутко вздрагивают уши.
 Он знает эти речи назубок,
 Но в сотый раз готов меня послушать.

 Всё просто для него, как дважды два.
 Долой всех философий закоулки!
 Он ждёт свои любимые слова
 О пище, об игре и о прогулке.

 Как просто огонёк в глазах зажечь!
 И фальши нет в собачьем арсенале.
 Ответит взгляд: к чему вся эта речь?
 Заветные слова не прозвучали.

 Пёс умер. Больше слушателя нет.
 И нет прогулок в утренние росы.
 От лая не страдает мой сосед...
 А жизнь течёт и копятся вопросы.
 *****

 
техника 4: плюс: развитие мысли от строфы к строфе    
художественность 4: концовку можно усилить. зрелые стихи

--------------------------------

8. "Дыхание жизни (три вдоха)"

 Мой первый вдох – предвестник боли,
 Мне путь открыл в объятья зла.
 И ваша воля – для меня не воля,
 Я здесь блуждаю, как в плену у сна.

 Второй мой вдох – предвестник света,
 Любовью наполнился в священной купели.
 Я получил ключи завета,
 И ангелы моему пути запели.

 Сей путь ведет меня по переулкам тверди,
 По улицам моей судьбы…
 И третий вдох – предвестник смерти,
 Под сенью вечной луны.
 *****

техника 2: размер гуляет    
художественность 3: почему три? а не семь (или 14)?

--------------------------------

9. "Любовь - это тайна"

 Любовь - это тайна... Вы верите мне?
 Она драгоценна, как влага в пустыне,
 И если любовь никогда не остынет,
 Я буду довольна вполне!

 Любовь музыкальна... Виола и альт,
 И гусли, и флейта живут в ней затейно...
 А как же иное? Мол, ешь и потей - но
 Мне прочего в жизни не жаль!

 Она поэтична... И Пушкин, и Фет,
 Печалясь о ней, без неё не бывали...
 Ну где ты, любовь? Ты со мной? Ты жива ли?
 Теплей состояния нет!

 Любовь - каламбур, парадокс и игра,
 В которой все правы, пусть даже не правы...
 Любовь - это "о, времена!" и "о, нравы!"
 И вечная проба пера...

 Любовью владеть - торжество не для слабых...
 Но что ж я на месте топчусь?
 Она без меня, может быть, и смогла бы,
 Да я без неё - не хочу!
 *****

техника 3: «потейно»    
художественность3+: накинул за последнюю строфу

--------------------------------

10. "Курортный роман"

 Забудь-забудь...
 забудь ты все скорей.
 Вот прям сейчас! Немедленно! И срочно!
 Забудь щелчок...
 ключа и скрип дверей,
 Встречающих бесстыже и порочно.

 Забудь-забудь...
 забудь скупую речь,
 О ней напоминающие звуки.
 Забудь изгиб...
 и тень широких плеч,
 Мужские темпераментные руки.

 Забудь-забудь...
 забудь смущенный взгляд,
 Скрывающий прозябшую тревогу.
 Забудь прошу...
 и это же велят
 Мои шаги, ведущие к порогу.
 *****

техника 4+: неплохо    
художественность4+: встречающих? – это взгляд гостя, которого встречают, а все слова адресованы «мне», хозяйке(ину)

--------------------------------

11. "Голубь"

 Мир теперь уже не станет прежним...
 В эту ночь серебряной звездой
 Белый голубь - голубь белоснежный
 Пролетел над улицей пустой.
 Он стрелой промчался меж домами,
 Поклевал упавшее зерно.
 Где малыш боялся быть без мамы -
 Клювом тихо постучал в окно.
 Словно луч во тьме озябших улиц,
 Он старался город обогреть,
 И берёзы белые тянулись
 К голубю ветвями в серебре.
 И сова огромными глазами
 Вслед смотрела без былой вражды,
 А глаза туманились слезами,
 Хоть и плакать совам нет нужды.
 Белый голубь, маленький и стойкий,
 Белый голубь людям нёс тепло.
 Пьяницу, что замерзал на стройке,
 Отогрел под ласковым крылом.
 Видя птицу, люди изменялись -
 Кто добро способен запретить?
 И прохожие вдруг улыбались
 Всем, кто им встречался на пути.
 Но мороз нешуточный сегодня...
 Он замёрз и выбился из сил.
 И тогда из тёмной подворотни
 Кто-то льдышкой в птицу запустил.
 Голубь падал - маленький, усталый..
 Нет, летит... но как-то тяжело.
 Очень красной кровью запятнало
 Белое-пребелое крыло...
 Улицы темны и незнакомы,
 А в груди - как пламя от костра,
 Маленький летун стремился к дому -
 Домом был высокий белый храм.
 С лёту - в стену... всё. Никто не тронет
 Он застыл, не ведая конца,
 Вечным знаком Света на Иконе
 Над главою Господа-Творца.
 *****

техника 4.    
художественность 3: сложно оценивать такую тему, поэтому ставлю средний балл

--------------------------------

 12. "В городе южном"

 Ах, какие нынче душные ночи!
 Южный город просыпаться не хочет.
 Окна настежь, хоть и сонное царство —
 сквознячок в кварталах бедных — лекарство.

 Магазинчики, салоны закрыты,
 мухи вялые — летают без прыти,
 правда, злющие — кусают азартно!
 На укусы летом нет прейскуранта.

 Петухи едва ведут перекличку —
 бесполезно, сообщали бы в «личку»:
 там и отзыв на пароль получили б…
 Вон, один уже молчаньем «пришпилен» —

 ветра нет — сомлел «зажаренный» флюгер.
 Обезлюдел городишко на юге.
 Минареты, синагоги, церквушки,
 тупички, дворы — приезжим ловушки.

 Проскользнуть сумеют только худые!
 …Пахнет грушей, абрикосами, дыней,
 аромат витает в воздухе душном…
 Просыпаться сладко в городе южном.
 *****

техника 3+: рифмовка ААББ разухабистая какая-то. закрыты-прыти - слабо    
художественность 3: без открытий

--------------------------------

13. "Молва"

 Полетела молва
 кости перемывать,
 телеса потрошить
 до бессмертной души.

 Мыла рёбер панно
 и седьмой позвонок.
 Не уйти от молвы,
 не сносить головы.

 Засучив рукава,
 намывала молва,
 ей на белых костях
 станцевать как пустяк!

 И на белом глазу
 полоскала в тазу.
 Кости я соберу,
 обсушусь на ветру…
 *****

техника 4: можно дорабатывать    
художественность 4+: хорошо. концовочку бы усилить

--------------------------------

 14. "Зелёное плавание"

                Уходящему лету

 Море – зелёное, дали заманчивы,
 Пеной у берега пух тополей…
 Смотрят влюблено глаза одуванчиков,
 Шепчутся волны оживших аллей.

 Мне бы под парусом лёгкости лиственной
 Тихо скользить, оплывая сады,
 Зная – недаром заветные истины
 Вверены песням столикой воды.

 Рыбка ли, птичка ли плещется весело
 Там, в глубине травяного ковра?
 Сколько обличий у дивного месива
 Слов и явлений в сверкании трав!       

  Скачут по кронам игривые лучики,
 Лодка – скамеечка, в щелях борта…
 Мы не утонем! А если получится,
 Сможем и в воздухе плавать – летать… 
 *****

техника 4: размер выдержан. рифмы ординарные    
художественность 4: без открытий

--------------------------------

15. "Немой укор"

 Как заколдованный по осени бреду
 И осязаю как в бреду,
 Печальный взгляд хочу твой встретить и боюсь,
 Боюсь, но всё-таки стремлюсь.
 Я дома снова у мольберта занял пост,
 И краски просятся на холст,
 Но что не напишу в очередном холсте,
 В глазах твоих укор везде.

 Мазок, другой — уже укор в глазах застыл,
 И белый свет уже не мил,
 Я бы хотел забыть глаза, но не могу,
 Часами тупо в них смотрю.
 На стенах в доме всюду твой висит портрет,
 Но пусто так — спасенья нет,
 Со всех картин глаза твои ко мне кричат,
 Что я безмерно виноват.

 Усталость валит с ног приходит тяжкий сон,
 Не избавляет даже он.
 Меня преследуют глаза, печальный взор,
 А в них застыл немой укор.
 Немой укор, немой укор в твоих глазах,
 Раздавлен им, повержен в прах.
 Немой укор в твоих глазах – моя беда,
 Меня преследует всегда.

 Твои глаза я отпустить меня прошу,
 Печальный взор опять пишу,
 Немой укор пишу я словно на заказ,
 Не скрыться мне от этих глаз...
 Я не желаю знать тебя, я не хочу,
 И всё отдам, всем заплачу,
 Молю о помощи твои глаза забыть,
 Я не хочу тебя любить...
 *****

техника 2: забыть-любить, прошу пишу… слабо совсем    
художественность 2: три строфы лишние. топтание на месте

--------------------------------

16. "На выезде"

 За складами, свалками вдруг поле,
 Вдруг, как песня, брызжущий рассвет.
 Жизнь, обыкновенная до боли,
 Рядом с тою, где и бога нет.

 И травинка, что асфальт пробила,
 И рассвета чистые цветы
 Там незамечаемы от пыли
 Патиной ложащейся тщеты.

 За спиною занавес окраин.
 Впереди расклад совсем иной
 В мире, что стоит несокрушаем
 Этой всеохватной пустотой.
 *****

техника 3.    
художественность 2: «Жизнь, обыкновенная до боли,
 Рядом с тою, где и бога нет».
а в чем разница?
«расклад» - небрежность; «несокрушаем пустотой» - взрыв мозга

--------------------------------

17. "Посмотри мне в глаза"

 Вновь обидел! А зря!
 Твое резкое слово
 По лицу, словно плетью,
 Хлестнуло меня.
 Я устала прощать
 И на встречу готова
 Завершить беспредел
 Сумасшедшего дня.
 Посмотри мне в глаза!
 Не в экран телефона.
 И попробуй сказать
 То, что в трубку кричал.
 Если сможешь - прощай!
 Больше я не готова
 На безумную ревность
 Твою отвечать.
 *****

техника 3: конец бы усилить    
художественность 3: почва и судьба

--------------------------------

18. "Предстоящее"

 Я смирился с тем,  что вовсю продолжаешь виснуть
 На моём плече полушубком собольих шкур,
 Проникая внутрь аватарой от бога Вишну,
 Как в нирвану Вайкунтхи*, в лотосе от кутюр.

 По Москве рассекаешь Л'акшми**  в концепт-Мустанге,
 ( Годовалый Опель уже отошёл в утиль? )
 Под тобой Арбат протекает величьем Ганга,
 Над тобою - святых небес голубая  быль!

 Я представил, как бог-Юпитер украл Европу -
 Он влюбился,  представ перед ней белоснежным быком,
 И, хотя, это было ещё до времён потопа,
 Но сидит во мне,  словно памяти горький ком...
 
 Ты взираешь на мир, словно с пика собора Ульма,
 Но тебе предстоит ощутить неприятность ран:
 Я, тебя породивший, убью, как Андрия Бульба,
 В переносном смысле - прикрою кредитный кран!
 ------
 *Вайкунтха - легендарное место пребывания аватар (образов) бога Вишну.
 ** Лакшми - богиня, супруга Вишну.
 *****

техника 4: (шёпотом) это кто кому говорит?    
художественность 4: за начитанность

--------------------------------

19. "Единственная просьба"

 Почувствовав, как небеса взбесились
 И на разрыв земную тянут нить –
 Избавь нас Бог предвосхитить бессилье
 И без сражений руки опустить!

 Когда елейно протечет проказа
 На лавры сотворённого венца –
 Храни Господь нас от дурного глаза
 Под маской лицемерного лжеца!

 И если ошалело вспорет вену
 В предательстве заиндевевший май –
 Не заставляй, мой Бог, прощать измену
 И веру в правоту не отнимай!

 Когда звенит презренная монета
 И суд вершит ватага палачей –
 Не затыкай, Владыка, рот поэта,
 Не знающий молитвенных речей!

 Пусть целый мир, погрязнув в сатанизме,
 Наполнит чёрной злобой берега –
 Не приведи, Господь, познать Отчизне
 Чеканный шаг чужого сапога!

 Чтоб уберечься светопреставленья,
 Желаний наших список невелик:
 Пошли, Господь, лишь чуточку уменья
 Во тьме души узреть твой светлый лик!
 *****

техника 4: «Храни Господь нас от дурного глаза
 Под маской лицемерного лжеца!»
маска-то молодца – это лицо лжеца
работа, впрочем, видна    
художественность 4: ох уж эти молитвы…

--------------------------------

20. "Сытость"

 Поймёт лишь тот, кто седовлас,
 что жизнь не нужно делать слаще.
 Порою мучит голод нас,
 но сытость убивает чаще.
 *****

техника 3.   
художественность 3: не успел рассмотреть 

--------------------------------

21. "Как однажды прошлым летом я не стал большим поэтом"

 Иосиф Бродский был большим поэтом,
 А Тесла слыл великим инженером.
 А я? И там не то, и тут не это.
 Шеф глотку рвет - Прос... пали полимеры?!!!

 Отчёт я сдал, но поздно и корявым -
 Контрольный выстрел в лоб моей карьере!
 Писал стишки налево и направо,
 Но с неба звёзд не снял и в этой сфере.

 Да, обещался "Тындский огородник"
 Взять цикл поэм "По жизни - с огурцами",
 Но отказал редактор. А сегодня
 Пришло письмо... Да вот, читайте сами!

 Мол, здравствуй, уважаемый Василий,
 Мы тут прочли, что ты нарифмоплетил...
 Большой Союз Писателей России
 Тебя иметь в себе теперь не против!

 Не членом, для начала - кандидатом,
 Но в секции поэзии - все рады!
 Что б завладеть писательским мандатом,
 Пришли письмо на сайт, - и жди награды!

 ***
 ...Иосиф Бродский был большим поэтом,
 Но крест на мне, пожалуй, ставить рано!
 Изучен сайт. Заполнена анкета.
 Растёт поэт из Васьки-графомана!

 - Прими, Василий, наши поздравленья!
 Один лишь шаг, и ты - поэт законный!
 ...Меня терзают смутные сомненья...
 Пять тыщь рублей? На номер телефонный?!
 *****

техника 4: довольно ровно    
художественность 4: образов мало, зато с юмором. "По жизни - с огурцами"

--------------------------------

22. "Жречневая чаша"

 Молитва изгонит "куда-бы" и "где-бы",
 оградой забитой на страже сияй,
 в малиновом звоне сменившая небо,
 стократно испитая чаша сия.

 С погоста навеян обычаем древним,
 вздымается сладкий, отеческий дым.
 Спокойствие зреет - ведь в нашей деревне
 сегодня не всем не хватает еды.
*****

техника 3: вместо произвольной программы исполнили короткую    
художественность 3: редкий случай, когда хочется не сократить, а удлинить стих-е, причем сверху. нет преамбулы