Василий Фёдоров. Самая лучшая

Василий Дмитриевич Фёдоров
САМАЯ ЛУЧШАЯ


   Дружба нередко любит контрасты. Василий Машинистов высок, сдержан в словах и жестах, Валентин Водяников небольшого роста, подвижен и разговорчив. Василий смугл, Валентин, светел.
   Несмотря на это, в них было что-то общее, как у людей, тронутых одним чувством, одной радостью.
   Лёгкий туман скрадывал очертания нарядных мостов.
   Друзья стояли у гранитного барьера, любовались панорамой Васильевского острова.
   Глядя на неподвижный корпус «Авроры», ставший как бы частицей самого города, Валентин сказал:

— Подумай, наша бригада — лучшая в городе. Я даже чувствую себя как-то иначе... Ответственней... Ты, представь, такой город!.. Был выстрел «Авроры», революция, восстановление Путиловского — об этом вспоминают... Будут вспоминать и о нашем времени.

   В гидротурбинном цехе Металлического завода всё огромно. Невероятно высок и просторен сам цех. На мощных карусельных и токарных станках блестят невиданных размеров кольца и валы. Невольно думается: «Куда такие детали? Во что они сложатся? И кто может сделать это?»

   Блестящие металлические громадины поступают на сборку в молодёжную бригаду Василия Ильича Лемисова, в которой работают друзья - девять молодых рабочих лучшей бригады Ленинграда.
   В многолетней истории бригады записано немало крупных побед. Она отличалась на сборке «цимлянских» машин. Спайка в бригаде, чувство локтя вырабатываются годами. Не каждый, кто приходит в неё, становится передовым. Вначале бывает трудно. Это хорошо понимал бригадир-коммунист Василий Ильич Лемисов. И он всегда поспевал придти на помощь своим молодым товарищам. Все они нуждались в советах. Горячего, нетерпеливого Водяникова приходилось даже придерживать:

— Не забывай, нас девять человек. Одному тебе это не осилить, а вот вместе с Абрамовым вы справитесь легко.

   Через минуту бригадир уже стоял около Машинистова и, кивая в сторону Николая Власова, говорил:

— Покажи ему, как лучше приняться.

Вдумчивый воспитатель, Василий Ильич старался выработать в ребятах чувство коллективизма, чуткость и слаженность.

   ...О «цимлянских» машинах ребята и теперь вспоминают с гордостью, как солдаты — свою первую победу. После них было собрано десяток машин. Вместо трёх с половиной месяцев бригада стала производить сборку за полтора. О бригаде заговорили на заводе, в городе, о ней стали писать в газетах. На лицах ребят появились горделивые улыбки.
   Но бригадир казался недовольным. Лишь много дней спустя он высказал всё, что думал о своей бригаде.

   Рабочее колесо — сердце турбины.
   Собранное, оно имеет восьмиметровую высоту. Когда к нему подмонтируют лопасти, рабочее колесо становится похожим на шестикрылую птицу, готовую взлететь и поднять за собой весь цех с его станками и людьми.
   Вот к машине подходят сборщики. Первым — сам Лемисов, за ним появляются два друга: Машинистов и Водяников. Потом Валентин Абрамов, Николай Власов и другие.
Последним приходит в цех самый молодой и самый неторопливый член бригады, Дмитрий Кулев. Наконец все в сборе.
   Василий Ильич посмотрел на ребят, потом на готовую к отправке машину и сказал:

— Ещё недавно на этом месте ничего не было. Каждая из деталей рабочего колеса лежала отдельно. Мы собрали его за полтора месяца. Сейчас в нём все детали стоят на своих местах. Вот так же и наша бригада. Теперь она у нас собранная, организованная. Каждый из нас знает свою задачу. Но для этого нам потребовалось не полтора месяца, как машине, а несколько лет.

   Бывают особенно любимые машины. Как ни странно, но это те, работа над которыми шла трудно и беспокойно. Разговор о новой машине необычной конструкции начался задолго до появления рабочих чертежей. Снова, как при выпуске «цимлянских», зашумели в молодёжных бригадах. Трудно сказать, кто первый подал мысль о шефстве над этой машиной. Заговорили об этом и в бригаде Денисова.

   Водяникову поручили выступить на комсомольском цеховом бюро и заверить, что бригада не подкачает.

- Порукой тому наша крепкая спайка! — сказал он.

   Подшефная машина оказалась трудной. Во время сборки в бригаде дневали и ночевали конструкторы. Им не терпелось увидеть свою машину в готовом виде. В отличие от прежних она не имела валов и выглядеть должна была совсем иначе. Но не только это влекло конструкторов в цех. Некоторые узлы новой машины требовали конструктивной доработки. Опасались, что во время работы вода может попасть на ротор. Лучшие сборщики бригады вместе с конструкторами работали над применением специальных масляных домкратов.

   Активнее всех был Валентин Водяников. Он и сам работал хорошо и товарищам помогал.

Заметив организаторские способности Валентина Водяникова. Василий Ильич стал поручать ему руководство отдельными группами. которые преходилось оставлять на другую смену.

   За «цимлянские» машины Василия Ильича правительство наградило орденом Ленина. Ребята окружили беспокойного бригадира и начали горячо поздравлять. Лемисов возбуждённо говорил:

— А сколько ещё работы впереди! Страна строит. Одна за другой вступают в строй мощные электростанции. Как приятно чувствовать, что и ты своим трудом помогаешь Родине! Особенно приятно это чувствовать сейчас, когда партия приняла новые исторические решения. Ток, который будут вырабатывать наши машины, пойдёт не только на новые заводы, но и в колхозы и в МТС.

Василий Ильич помолчал и потом предложил:

— Пройдёмтесь по городу вместе.

   Весёлые, шумные, они шли по Ленинграду. Закатное солнце золотило башни дворцов.

   От Невы тянулся осенний ветерок. Редкая, оригинальная машина, как называли её ребята, была закончена. Мечтали о новых, ещё более оригинальных.

— Нам, — говорил Василий Ильич, — расставаться теперь нельзя. Сейчас надо о новой машине думать...

   Василий Ильич говорил в этот вечер много и, как всегда, хорошо. Не отставали и ребята.

   А на следующее утро, когда все пришли в цех, машина, над которой столько времени работала бригада, была уже обшита свежими досками, и от них исходил тонкий сосновый запах.


ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ

*
Журнал "Смена". - 1953. - №20. - с.4-5