Писатели без читателей. Литература 21 века

Любовь Сушко
Писатели без читателей. Литература 21 века


 Кажется никто и не заметил, как все  изменилось в последнее время в мире литературы нашей горемычной, по-другому о ней  и не скажешь…

Просто все мы писатели и  читатели, родом из того мира, где книга была уникальным, любимым, священным атрибутом реальности, где читать было модно и престижно, и редкой была та птица, которая ничего не читала и была не в курсе того, что творится в литературном мире.

  И сегодня  мы тешим себя надеждой на то, что и нынче все так же, как в пору студенчества, и бабушка не даст соврать, вся моя студенческая стипендия оставалась в книжном магазине.

Да и потом, когда книг стало больше чем достаточно, половина зарплаты тоже там же..Дом заполнился книгами. И  мы были совершенно счастливы, разве не они - наше сокровище и богатство?

А из этого замкнутого мира плохо видно то, что происходит за его пределами, а там стали происходить страшные вещи, чем больше становились книжные магазины, чем больше там появлялось каких-то непонятных имен писателей, тем меньше хотелось что-то покупать и особенно читать.

И  ладно, у нас был приличный запас приличных книг, на нашу жизнь хватит, а те, кто пришли в эту пору? Что видели, что знали они о книгах и современных авторах?

Покупать серию книг господина Панова – штук 50 и читать? Пустая трата времени и сил, правда, не так дорого, они по 50 рэ стоят в закрывающихся небольших магазинах, которых сожрал « Читай город» - трех его магазинов в  Омске более чем достаточно, и не только потому что они очень большие, но и потому что количество читателей значительно поубавилось.

И вот теперь, когда и тех, кого уже издали, девать некуда, наши коллеги пытаются что-то напечатать, и кое кому это удается даже не за свой счет.

Но самое главное, пока они в радости и эйфории от того, что книга издана,  не замечают и не хотят знать, что нет никаких читателей, покупателей, тех, кто  с радостью понесет рублей 400 за его шедевр… Хорошая переводная литература в мягкой обложке да и не в мягкой наполовину дешевле. 

Это случайность или издательская политика? Не знаю, но есть то, что есть. Да и самое главное, так как все они работают под грифом «Совершенно секретно», где гарантия, что это не очередная  Мельникова или Полякова? А  альтернатива все-таки любимый А.Сапковский или  Д.Краули, или Д.Фаулз, когда знаешь, что бы он не написал (нет там провальных книг) я это точно прочитаю. Вот и  выбор, а на самом деле отсутствие всякого выбора.

Наши  героические издаванцы, те, кто получает гонорары, говорят о том, что это их мало волнует, читают не читают, издателей это волнует еще меньше, иначе не стояло бы 45 наименований книг какой-то Мельниковой и столько же О.Роя.

Мол, меня издают, гонорар платят, даже к президенту на встречу приглашают  некоторых- не видела ничего абсурднее этой встречи, где они что-то там лепетали, страшно гордые оттого, что несут бездуховность ( иначе не назвать) в массы.

Бабушка моя слушает по радио какой - то роман Поляковой, так уже замучила  пытками, кто кого и сколько раз там убил, потому что она ничего не помнит из предыдущей серии, но снова  садится слушать этот бред..

Для кого все это делается даже на радио, где хоть что-то о книжках и литературе говорят. Остальных писателей мы видим исключительно в передаче Андрея Малахова, где как самые крутые эксперты, они выступают знатоками нашей абсурдной жизни и раздают советы, кому и как жить дальше. Ни в какие другие серьезные передачи, да и не серьезные тоже их никто не приглашает.

Мы оказались в ситуации, когда твердо можно сказать, что писатели остались без читателей, а уж те, кто только делает первые шаги, подавно. Диалога, общения быть не может в принципе...

-Издайте меня, и все начнут читать, и книга исчезнет  в тот же миг из  всех магазинов, - твердят самые далекие от реальности, заснувшие в 1990 году, и пробудившиеся сегодня авторы.

Зачем писать в стол? Читатели ждут ваши книги, только заплатите тысяч 30 и больше сначала нам, а уж мы позаботимся. Писатель, который должен  платить за издание - это вообще откуда взялось? Но ведь считается почти нормой...

Потом они, издавшись за свой или чужой счет,  убедившись в обратном, говорят о том, что им и не нужны никакие читатели, издают и ладно. Да еще гонорар платят в размере месячной зарплаты московского педагога – это высшее достижение. Но ведь это то же самое, что хоккейных матч без болельщиков на трибунах, при пустом стадионе… И зарплату нашим хоккеистам платят  очень приличную 50 миллионов в год в среднем. Но спросите любого из них, согласились ли они играть бы при пустых трибунах, и получите ответ. Так это у спортсменов,  а тут тем более, - писатель без читателя – ноль  без палочки. Но они и на это согласны.
Рубрика на странице  в сети, где представлена наша литература называется «Чтиво» - как вам такой вариант, и там не книжки О.Роя, а произведения не самого худшего и награжденного  А.Геласимова представлены, как раз смотрела, что там у них вышло, у тех, кого издатели ставят не рядом с  Донцовой, а рядом с живыми английскими классиками ( издают в одной серии).

Вот наша с ним беседа, благо, что он есть на сайте:

Рецензия на «Всё, что я убрал с Прозы. ру» (Андрей Геласимов)

Добрый день, Андрей!!!
Вчера листала разные страницы в сети, теперь уж конечно, не вспомню, где именно, но есть раздел наряду с живописью, музыкой, литература обозначена, как ЧТИВО, кстати, там именно представляют Вашу последнюю книгу, а не романы наших дам, что особенно было неприятно - в разделе ЧТИВО.
Может быть сегодня у этого слова какое-то иное значение, я отстала от жизни, но мне лично резануло слух. Литература, словесность - эти понятия уже не отражают сути, насколько можно судить...
Вот и в словаре значение слова примерно такое же, как его понимаю я
 Чти;-во. 1. пренебр. то, что читают, обычно — несерьёзная, развлекательная литература.
ЧТИВО. ЧТИ;ВО, -а, ср. (разг. пренебр.). Низкопробное, низкокачественное чтение (во 2 знач.).- это Ожегов так определял

 А Вы согласны с тем, чтобы Вас рекламировали, анонсировали в рубрике с таким названием? Или другого нам уже не дано в Год Литературы?
Любовь

 Любовь Сушко   17.08.2015 07:59   •   Заявить о нарушении / Редактировать /

Здравствуйте, Любовь!

Дело в том, что моего согласия на подобные акции никто не спрашивает. Мы теперь живем в такую эпоху, когда согласие человека, вообще, мало что значит, а значат лишь продажи, цифры рейтингов, бокс-офисы и доли показов. Поэтому настроение мне Ваше понятно и разделить его я могу, однако, скорее всего, не стану, потому что раздражение "контрпродуктивно", как любят теперь выражаться политики.
Как Вы, кстати, относитесь к таким кульбитам в современном языке? Я бы предложил развить этот способ словообразования и внедрить, например, вот таких монстров: "контрвесело" (предположим, о скучной вечеринке) или "контризящно" (о неловком поступке или высказывании). Мне кажется, тут могут мелькнуть забавные варианты.
Андрей Геласимов   18.08.2015 21:36   Заявить о нарушении / Удалить


 Это только подтверждение того, что нигде и ничего они не решают, и делается то, что делается. С именем на обложке или без имени, они те же самые литературные негры. В чем разница-то между тем и этими?

Но у меня лично предвзятое отношение к книге, которая представлена в рубрике «Чтиво», какой бы распрекрасной она не оказалась.

Могут ли что-то сделать писатели для того, чтобы положение хоть как-то изменилось? Не знаю, но делать все равно что-то надо. Знаю, как ведут себя наши ястребы и тренерский штаб, и люди, которые отвечают за то, чтобы стадионы были полные.

Это целая программа работы – автограф – сессии, благотворительные акции, пикники перед началом сезона, где обязаны быть все хоккеисты и самые звездные в первую очередь. Уж когда был Яромир Ягр у нас, наверное, самый титулованный хоккеист в мире, он не только не мог отмахнуться от этих мероприятий, но был везде первым. А разве должно быть по-другому, если мы хотим быть все вместе.

-Мы работаем для вас, болельщики -самое дорогое, что у нас есть, -повторял Раймо Сумманен и президент клуба В. Шалев. А уж их заслуги не сравнятся ни с одним писателем. И если бы кто-то из них сказал, что мне деньги платят, а там хоть трава не расти, они были бы там же, где сегодня находятся наши писатели, увы,  все примерно одинаково везде...

А что наши издаванты,  они и говорить с нами не собираются, стоит только куда-то ( непонятно куда) выдвинуться, уже заявление, что на равных он общаться не станет, никакого спасибо в ответ на рецензию не дождетесь, не читаете меня - ну и ладно, это ваши пробемы, как ляпнул тупенький Аршавин, за что тут же был распят журналистами и болельщиками… Но это в спорте, а творцам все можно. Вот и получили то, что получили, и могло ли быть по-другому?

Мы конечно, патриоты своей литературы, но мне значительно приятнее общаться с теми же англичанами, поляками, у которых подход к читателю совсем другой. А если бы не трудности перевода, тем более.

Но почему тот же британский  классик рад мне больше даже чем я ему, а наш спрашивает,:

- А тебя издали столько сколько меня? Вот тогда и приходи, когда издадут, я может быть с тобой и пообщаюсь.

При этом о собеседнике он никакого понятия не имеет, да и иметь не собирается.
Никогда не думала, что доживу до тех времен, когда бывшая всем литература станет ничем, поводом для того, чтобы сроду не читавшие произведения, заполнили колонку «Чтиво», чем-то и кем-то награжденным. И при всем при том сами изданные авторы  раздувались до огромных размеров от сознания собственной значимости и полной никчемности остальных.

То ли еще будет. Но неужели это только цветочки, а каким же будут ягодки, волчьи ягодки, конечно. До чего мы доживем и допишем интересно? Мне на самом деле это интересно.