Путевые заметки. Грюйер

Любовь Черм
   Покинув "хлебосольную" Францию, мы вновь въехали в Швейцарию в потоке машин французов, спешащих на работу. Объехав Женеву, двинулись в обратном направлении по берегу Женевского озера, глядя на него теперь сверху. Противоположный французский берег закрывали тучи-облака, рукавами спускающиеся к озерной глади. А на "нашем" берегу вновь промелькнули Лозанна, Веве, виноградники и деревушки, деревушки...

   Наш путь лежал в Берн, но по дороге к официальной столице Швейцарии мы свернули к столице сырной. Это средневековый крохотулька-городок Грюйер, прославившийся на весь мир одноименным сортом сыра.
   Городок расположен на горе высотой около 800м, с которой открывается потрясающий вид на долину с деревеньками внизу. Название городка в переводе с французского означает журавль, который являлся гербом графа, построившего замок на горе. Весь городок состоит из одной улицы, упирающейся в этот замок, обнесенный крепостной стеной.

   Сыроварни в горах стали появляться потому, что неудобно ежедневно спускать молоко с высокогорных пастбищ, куда швейцарцы отправляют своих буренок на лето. Поэтому крестьяне начали варить сыр в местах выпаса коров. Есть много маленьких сыроварен, где сыр изготавливают вручную. Здесь, в Грюйере, на сыроварне всё автоматизировано. Сыровару остается только не упустить момент извлечения будущего сыра из чана, который он определяет по эластичности зерен творога, зажав их между ладоней. А потом, примерно через 6 месяцев, оценить готовность продукта по исходящему звуку от постукивания молотком по головке сыра.

   Сыр в Грюйере готовят только из свежего молока, которое несколько фермеров завозят на сыроварню два раза в день. Качество молока строго контролируется. Вкус сыра зависит от времени дойки, высоты пастбищ, месяца года - в общем, от тех трав, которые уплетают за милую душу буренки, запивая их кристально чистой водой альпийских рек.
 
   В местной лавочке мы опробовали разные сорта сыра. Мне понравились два вида. Их я и решила привезти домой. Головки грюйерского сыра очень большие, поэтому сыр продаётся кусками, которые в лавке герметично упаковывают. Гид нас уверила, что в такой упаковке он прекрасно доедет до дома. Забегая вперед, хочу сказать, что странный сырный запах появился в автобусе, где на верхней полке лежали покупки, на следующий день. Наше беспокойство было развенчано Катериной:

   -А что вы хотите? Это запах сыра. Настоящего сыра. Сыр портиться не может.

   Но на следующий день, когда запах настоящего сыра усилился до неприличия, гид нам предложила переложить его из салона автобуса в чемоданы. Я тщательно упаковала его в несколько пакетов, упаковав попутно в пакеты и все вещи. Запах усиливался все оставшиеся дни. Вещи тоже начали странно попахивать. Когда дома я вытащила сыр из упаковки, сын выбежал из кухни, заткнув нос. Выбрасывая "Грюйер" в мусорное ведро, подумала:

   -Как символично: сыр, как и турне - всё коту под хвост.

   Правда, со временем, чем дальше от поездки, тем всё больше она начинает мне нравиться, не смотря на то, что мечты, связанные с ней, не сбылись.

   Но вернемся к Грюйеру. Помимо сыра он еще является родиной молочного шоколада Кайе. Когда-то, почти 200 лет назад, шоколатье Кайе открыл недалеко от Веве шоколадную фабрику и всю свою жизнь посвятил созданию самого вкусного шоколада. Это именно он изобрел твердую плитку шоколада. До него шоколад был только в жидком виде, соответствуя своему названию, что в переводе с ацтекского языка, родины какао-бобов, означает какао и вода.  Позже внук Кайе, продолживший семейное дело, заехал как-то во время велосипедной прогулки в Грюйер. Молодого человека восхитили изумительные виды, открывающиеся с горы, а еще больше отменный вкус молока. Ему пришла в голову идея добавлять в молочный шоколад не сухое молоко, поставляемое предпринимателем Нестле, а натуральное. Вот в этом-то молоке из Грюйера и есть секрет  неповторимого вкуса шоколада Кайе. 125 лет его готовят по оригинальному рецепту внука своего деда, влюбленного в шоколад. А в начале прошлого века фабрика Кайе объединилась с фабрикой Нестле - того самого поставщика сухого молока, который впоследствии купил патент на изготовление шоколада. И теперь скромное здание штаб-квартиры компании Нестле, одной из самых богатых компаний мира, притулилось на берегу Женевского озера в городке Веве. И в этом одна из отличительных черт швейцарцев - никогда не кичиться своим богатством.

   А еще Грюйер известен музеем Ганса Гигера - художника и автора сюрреалистичных образов из фильма "Чужие". Гигер, будучи маленьким мальчиком, собирал вырезки журналов с работами Сальвадора Дали, интересовался разными темными тайнами. Зная о его увлечениях, отец подарил милому мальчику настоящий череп человека. Подарок привел мальчугана в дикий восторг и дал очередной толчок его сколь буйным, столь и странным фантазиям. Став довольно знаменитым, Гигер купил себе дом в Грюйере и здесь же открыл музей, где выставляет свои  лучшие работы в стиле некроготики и эротомеханики. Помня чувство ужаса и гадливости от просмотра фильма "Чужие", променять в оставшееся время любование альпийскими пейзажами  на лицезрение эротических уродов мне не захотелось, а посему я медленно прошлась по единственной улочке городка, стараясь впитать в себя всю ее красоту.

  Первые этажи домов занимают магазины, мини-отели, сувенирные лавки, кафе. В некоторых кафе есть открытые веранды с наружной стороны улицы с шикарными панорамными видами. В одно из таких кафе мы зашли с желанием неспешно выпить чашечку кофе, любуясь долиной в обрамлении гор. Но, увы. Опять нам не повезло с погодой. Из-за плохой видимости панорамная площадка была закрыта.
   Зато какое наслаждение доставила прогулка по городку! От каждого дома, его крылечка, окошек в цветах, вывески на фасаде, от темной чешуи на стенах настоящего, старинного шале веяло такой милой теплотой, надежностью и чем-то настоящим, уходящим корнями в историю. С каким удовольствием я пожила бы здесь недельку, гуляя по окрестным дорожкам, наслаждаясь тишиной, чистым воздухом, чистой водой, натуральными продуктами. А если пожить месяц-два? Тогда, наверно, помимо наслаждения отдыхом, захотелось бы физически поработать. Только что я умею делать своими руками в этой идиллической пасторали? Разве что украсить окно и крылечко цветами. Как же мы избезобразили свое "родное гнездо", что мечтается о вещах столь очевидных?
  Вот с такими грустными мыслями мы и покинули этот рай.

сентябрь 2015