Зачет по промэлектронике

Эдуард Шульман
  Мне надо было сдать зачет по промэлектронике. Зачем мне, работнику цеха по производству сотовых конструкций на самолет, промэлектроника – это другой вопрос. Впрочем, по мере роста по служебной лестнице, я не раз жалел, что не умею читать электросхемы и не разбираюсь в электронике. Тем более, что у меня в подчинении оказалась служба энергетика с замечательным знатоком своего дела Юрием Очневым.

 А цех был настолько насыщен энергоустановками, что даже стояла своя подстанция. Мне оставалось с Очневым решать только организационные вопросы и перекидываться анекдотами или житейскими историями в свободное время. А сейчас в институте надо было все – таки сдать зачет. Преподавал промэлектронику Джалилов К.Х. узбек, молодой, полноватый, невысокого роста.

Он весь час рисовал мелом на доске трехэлектродную электронную лампу и уже перед самым звонком сказал, показывая пальцем на эскиз: «Суда вэходит, отысуда выходыт, мэжду прочем, зыдес усыливается». Все понятно! Звонок. Вообще, среди узбеков были и сильные преподаватели. Например, Умаров А.К. вел у нас технологию самолетостроения. Вел красиво, я бы сказал, даже изящно. Он рассказывал технологию со знанием и удовольствием. Но на его лекции я не всегда ходил: мне хватало технологии на работе каждый день.

Но однажды была задана курсовая работа. Я ничем от других не отличался и попросил у ребят готовую курсовую, которая гуляла среди студентов, наверное, уже не один год. Все там было хорошо, кроме эскизов, которых было довольно много. От бесконечного копирования, уже нельзя было разобрать, что ж там нарисовано. Меня это заело, было бы стыдно отдавать такую работу. Я же сам работал с подобными чертежами, поэтому решил их восстановить.

 Долго копался, пока не разобрал все до единого и теперь им вернул первозданный вид. Особенно долго корпел над профилем разъема крыла – сложнейшей конструкции на машине. Сдал работу. Когда Умаров возвращал курсовые, меня опять не было. А потом мне ребята рассказали: «У вас учится Шуров, сказал он, передайте, что ему совсем не надо ходить в институт – он законченный инженер». Я впервые был страшно польщен. В нашем же институте преподавал и Бахтияр Валиев, мой одноклассник. Ему пророчили МГИМО, но он закончил МАИ. Из-за него я и перешел на другой факультет.

 Ну, как у одноклассника слушать, а потом сдавать термодинамику? Но как он преподает, мне было знать интересно. Отзывы были блестящие: много читал, мог часами выводить формулы, но потом требовательно спрашивал. Так что я был очень доволен, что перешел на другой факультет. Ну, а вот промэлектронику преподавал сейчас Джалилов К.Х. Знал - то он предмет неплохо. Вот с русским языком у него было плоховато. В узбекской группе ему бы цены не было.

       И надо же было мне ему брякнуть, что у меня есть товарищ детства, который всю жизнь увлекался электроникой и сейчас является завкафедрой промэлектроники в политехническом институте, и конечно, преподает.
…Зачет Джалилов у меня не принял и даже спрашивать не стал, только сказал, чтобы я подошел к моему другу Смирнову Владимиру Павловичу. Вот черт, он его, оказывается, знал и даже учился у него. Придти к Вовке и сказать: «Привет от Джалилова?» - глупо, чего ради? Я не видел Володю лет сто, да и где его искать? На окраине города построили целый студенческий городок с корпусами, общежитиями, стадионом. Внутри даже троллейбусы ходят.

 Где там Володя затерялся? И что теперь делать? А зачет – то сдавать надо. Поплелся в субботу, вдруг работает. Хорошо сказать поплелся. Сначала автобус, потом троллейбус, потом пешком и, наконец, добрался. Сказали занят. Он в какой – то аудитории проводил эксперимент вместе со студентами. И сколько будет длиться этот эксперимент? Я уже час проторчал рядом с дверью, закрытой на ключ с той стороны, пока шел этот эксперимент.

 Только голоса доносились оттуда. Стучаться, ну нет, мешать не буду. Наконец, дверь открылась, вышло несколько ребят, а потом и он, потирая руки. Узнал меня сразу: «Ты что здесь?» Пожали руки. Сказал, что был по делам, узнал, что он здесь работает, решил заодно и увидеть, правда, пришлось подождать пока он закончит свои опыты.

 «А ты знаешь, эксперимент – то удался! Это маленькая электростанция. Наша задача была сделать электростанцию, которая бы автоматически включалась в работу, в случае неожиданного отказа электропитания на самолете, В общем, резервная электростанция». Я понятия не имел, нужно ли все это самолету, но когда представил наш огромный самолет без такого резерва, стало не по себе. «Нужное дело, однако» - подумал я с гордостью.
 С Вовкой мы все детство жили на одной улице Стрелковой. С ним было связано несколько ярких эпизодов – воспоминаний. Во – первых, в его дворе жил Борис, который раз в неделю по вечерам «крутил» по частям трофейные фильмы.

 Мы платили по десять копеек и проходили во двор вечером со своими стульчиками, табуретками. Вовка жил с мамой, отца не было. Мама была учительница младших классов. Сам Володя учился очень хорошо, не зря по окончании школы, он получил медаль. Мама разрешала ему проверять контрольные работы своих учеников, потому что она болела и становилась очень старенькой.

 Потом Володя занимался дзюдо, а в крепости, где был бассейн, столкнул меня первого в воду с вышки, иначе мы бы проиграли ребятам соседней улицы спор, кто из самых маленьких прыгнет с вышки первым. Я летел вниз и понял, что мы победили. Потом именно он поднял меня в трамвай, когда я сорвался, пытаясь на ходу запрыгнуть. Ну и, наконец, мы вместе соорудили первый фотоувеличитель из коробки из-под обуви, в полной темноте печатали первые фотографии, а днем бегали в парк Горького играть в настольный теннис.

В общем, мы с Володей поговорили, повспоминали нашу улицу, общих знакомых и…расстались.
 Через пару дней я снова пришел к Джалилову, положил зачетку на стол и сказал: «Я был у Смирнова Владимира Павловича». Тот очень довольный поставил мне зачет по промэлектронике.

       ЭДШ 4.10.08 - 25.09.15
P.S. Несколько лет спустя после написания этой миниатюры случай снова свел меня с Володей. Больше того, мы встретились и с тех пор снова поддерживаем отношения теперь уже семьями. Вспоминая о Джалилове, Володя сказал, что он был в самом деле толковым студентом. А тогда, когда Джалилов ставил мне зачет, по его выражению лица я понял, что он очень уважал своего преподавателя по промэлектронике.