И каждой осенью я расцветаю вновь

Ольга Ботолина
             
Учителю с большой буквы

И КАЖДОЙ ОСЕНЬЮ Я РАСЦВЕТАЮ ВНОВЬ…

                Памяти Валентины Ивановны Просяник, учителя и наставника



Осень… 1 октября страна чествует пожилых людей. В первое воскресенье октября традиционно отмечается День учителя. Мне хочется отдать дань памяти дорогому человеку - Учителю с большой буквы Валентине Ивановне Просяник.

«Я безумно люблю свою профессию», - признавалась она, когда мы работали в педучилище Северодвинска. Иначе откуда множество областных и министерских почетных грамот, юбилейная медаль в ознаменование 100-летия В.И. Ленина? Не была бы специалистом и трудоголиком – не имела бы звания «Отличник народного образования», не была бы многократным победителем социалистического соревнования 70-90-х годов, наставником выпускников и учителей. За 44 года трудового стажа Валентина Ивановна не просто не изменила учительской профессии, но даже не помышляла об этом, напротив, жила школой, уроками и учениками. Работала учителем русского языка и литературы в северодвинской школе (№ 11-й), методистом и заведующей филологическим отделением в педагогическом училище. Перед выходом на заслуженный отдых исполняла обязанности директора педагогического колледжа. Была на своем посту, образно говоря, «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». И, главное, - образец!
- Я выбрала школу и учеников раз и навсегда, - светлела Валентина Ивановна от любимой темы. - Старалась соответствовать высокому званию учителя. И поведением, и образованием. Потому что возможность обучения и воспитания вижу только через собственный пример.
   А началась тропка к педагогическому труду в 1951 году. После окончания семилетки в Устюжской средней школе девушка поступила в одноименное педагогическое училище. Шла на красный диплом. Но тяжело заболела мать, пришлось учиться и работать, в результате она получила одну «4»-ку. Это не помешало в 1954 году распределению в Азербайджан, в Талышинский район, что в 45 километрах от Иранской границы. Там и прошли ее первые три учительских года. Как решилась 18-летняя девчонка поехать за тридевять земель, не зная чужого языка? С её слов, тогда она ничего не боялась. Хотя языка азербайджанского, конечно, не знала. Сначала выучила плохие слова, которые жители поселка выкрикивали вслед за нарушение местных традиций, потому что ходила с непокрытой головой, носила платья с короткими рукавами, организовала первые русские танцы… В роли переводчиков были ученики. В школе выручали словари. Изо всех сил старалась практикантка выполнить главную задачу – научить ребят хорошо разговаривать по-русски. После окончания педпрактики самовольно уехала домой и четыре года учительствовала в деревне Никола Вологодской области, в средней «соловьевской школе», названной так в честь отца. Соловьев Иван Михайлович, историк, до войны был ее директором. Пока в 1942 году не ушел добровольцем на фронт. (После ранения он вернулся на родину, тяжело заболел и рано умер). Немало пришлось молодой учительнице поездить с котомками по району!
- Но мы понимали, что выполняем важную задачу: поднимаем образование на селе. И в молодые годы, а мне в то время не было и 25-ти, трудности казались романтикой, - вспоминала она.
   Помню, как Валентина Ивановна рассмеялась, рассказывая, что тогда требовались силы и в сельском хозяйстве. При школе развели много кроликов. Но Вале животных было жалко, и она не давала снимать с них шкурки. Животновод из юного натуралиста не получился.
В Северодвинск Валя Соловьева (Просяник) приехала в 1961 году, и ее «как родную» приняли в среднюю общеобразовательную школу № 11 учителем русского языка и литературы. Особенно она благодарна М.С. Карманниковой, завучам О. Г. Куликовой, Г. Н. Тимоховой и В. П. Мерзлой, с которыми ее связали годы работы в школе. У Валентины хватало забот и помимо уроков: она была вожаком объединенной ученическо-учительской комсомольской организации. - Жизнь в школе бурлила. Помню наш первый 11-й класс городских «сливок общества». Умнейшие были ученики. Боря Кушников, один из моих лучших выпускников, читал лекции о космосе (63-64 гг.), его первопроходце Юрии Гагарине. Подойдет ко мне: «Валентина Ивановна, послушайте Грига», - и играет на пианино. А мне хоть сквозь землю провалиться – не знаю, кто такой Григ. Верите ли, и такое было, - со смехом делилась она.
   Жить поначалу пришлось в бараке для заключенных, в маленькой холодной комнатенке. Ночи коротала на жесткой железной кровати. Над юной учительницей смилостивилась школьный сторож Александра Николаевна Бажанова и приютила в служебной комнатке при школе. Затем за добросовестное отношение к труду, высокие показатели и активное участие в общественной жизни школы от ГОРОНО учительнице было выделено собственное жилье: комната гостиного типа (на ул. Индустриальной, 62).
За годы работы в школе Валентина Ивановна выпустила два десятых класса, вела этих ребят с первоклашек. Она их называла «лебединой песней». Еще выпуск взяла с пятого класса, после начального звена. Потом было еще два выпускных класса, работала в них Валентина Ивановна с пятого по восьмой. Последний класс отучила только два года, с пятого по седьмой - перешла работать в педучилище методистом.
   Опыт был первоосновой приглашения в педучилище на второй год после его открытия. Нужно было готовить учителей для села и города. Ею разрабатывались собственные методики, после обучения по которым через год слабых учащихся из районов было не узнать! Выпускала учителей высокого уровня. Была наставником и коллегам-словесникам. В частности мне. Приходила на уроки в школе и посещала лекции в училище. Приводила учащихся. Принимала участие в моей защите категории как методиста по теме «Методика проведения уроков русского языка в среднем школьном звене». Призналась как-то: «Я бы тебя, Ольга Николаевна, хотела видеть на своём месте зава филфаком. Готовься, помогу…» Вот тебе раз! Для меня её расположение служило непомерно высокой оценкой.
   Ликвидацию педколледжа пережила тяжело, расставалась с сожалением, считая более целесообразным его сосуществование с институтом. О школе Валентина Ивановна рассказывала охотнее, нежели о собственном продвижении и повышении. Выделяла три основополагающих профессионального успеха: поддержка коллег, трудолюбие и любовь к своему делу.
Считала себя везунчиком на хороших людей. - Какие мы вершили дела! – восклицала, оглядываясь на пройденный путь.
   После потери любимого сына Юрия Валентина Ивановна тяжело заболела. Но не переставала радоваться и «каждой осенью расцветать вновь» накануне 1 сентября и Дня учителя, особенно, когда ее бывшие студенты, а многие уже учителя со стажем, приглашали ее в школу на встречу с учениками.
Словно забыв о возрасте – канун 70-летия – она искренне сожалела, что зимой уже не может, как бывало, пробежаться по лыжне километров двадцать… Но всё равно являла своим оптимизмом пример для подражания. В ответ на мое предположение, дескать, трудно менять завидный имидж - шикарные наряды, каблуки на сабо и костыли, Валентина Ивановна с улыбкой и задором накинула на плечи шифоновый палантин цвета осенних желто-оранжевых красок осени и села за пианино…
- Изучаю английский язык, заучиваю наизусть стихи Северодвинских поэтов, очень люблю городской сборник «О Севере, о жизни, о любви…», поэзию Шекспира, Андрея Дементьева. Изучаю Библию. Может быть, найду время перебрать свои методические наработки и раздать учителям. Здоровье подводит, а многое еще хочется успеть… Ни о чем не сожалею. Закрою глаза – как в кино, мелькают одна за другой все серии жизни. Не могу уйти из прошлого, разорвать живую нить. Все, что было там хорошего, мне б хотелось повторить…
   Это был наш последний разговор по душам…
Ольга Ботолина
2015


Когда-то поздравляла с Днём рождения по телефону эту удивительную женщину. Но так и не собралась написать и отдать ей текст поздравления. Показалось – пустячок. А ведь она просила… Как много мы не успеваем по своей недальновидности.
Имя тебе – женщина!
Счастье судьбой завещано.
Мудрость и красота,
Щедрость и доброта.
Пусть Вам всё это зачтётся
И во сто крат вернётся!
Оправданья нет. И уже не будет. Разве что выплеснуть в космос последние «простите» и «благодарю»:
У наших с Вами отношений
Свой горизонт.
Признанье в них, и уваженье,
И взглядов общих отраженье,
Души созвон.
И мне всегда хотелось
Видеть
Вас на коне!
И если вдруг я
могла обидеть –
Простите мне.
Прошли по жизни моей
В расцвете –
Внемлю словам…
За то, что были на белом свете –
Спасибо Вам.
Март 2013