ОМ 3 тур Обзор от Марты Журавлёвой

Конкурс Самовыражение 2
3 тур Осенний марафон-3      Обзор Марты Журавлевой


Уважаемые авторы!
Возможно, я что-то не так поняла в задании.
Я в нем нашла призыв описать те звуки, которые вдохновляют на творчество. Формулировка была такая: рассказать «о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки».
То есть заданная тема – импульс к творчеству, звуковой «толчок» к нему, а не просто понравившийся звук (без выхода на размышления об истоках самого творчества)
На мой взгляд, задание выполнено буквально в двух-трех стихах.
При выставлении оценок я старалась это не учитывать (раз у всех так). Но недоумение осталось.
Если можно, вопрос к Юрию.
Юрий, скажите пожалуйста, как на Ваш взгляд? Соответствуют ли стихи заданной Вами теме?


1.Перед грозой.
*
                Этот звук, непохожий на слово
                И похожий на слово «люблю»
                Лариса Васильева


... Ещё не звук, а лишь полутона,
Какой-то шёпот - может, незнакомый.
Ты постояла молча у окна
И отошла, став только частью дома.

      Но звук окреп - на дальнем рубеже
      Он ноты брал уверенно и строго,
      И чьи-то - чьи? - шаги на этаже
      Котёнком замирали у порога.

Потом аккордом, тИшине назло,
Взорвались звуки - вот оно, ненастье!
... Похоже мне чертовски повезло -
Найти в толпе лишь свой кусочек счастья.

      ...А дальше гром и - молнии вразлёт! -
      Гроза такая - верю и не верю,
      Что кто-то (счастье?!) бесконечно ждёт
       Меня за не распахнутою дверью...               ????

Оценка 4
«... Ещё не звук, а лишь полутона». Странная строчка.
 Словарь: ПОЛУТО?Н - 1. Наименьший интервал темперированной гаммы (муз.). Взять полутоном ниже.
2. Цвет, краска, образующая переход от светлого тона к темному в картине. Картина выдержана в бледнолиловых полутонах.
Здесь явно имеется в виду первое значение слова «полутон». Получается, «... Ещё не звук, а лишь интервал?» Между чем и чем интервал, если еще нет звука?
«Но звук окреп - на дальнем рубеже
      Он ноты брал уверенно и строго»… Звук брал ноты? Это как? (А цвет брал краски?)
«И чьи-то - чьи? - шаги на этаже
 Котёнком замирали у порога». Шаги замирали котенком? А бег ликовал собачкой?
«Потом аккордом, тИшине назло» (слышится неправильное ударение)



2.Осенний сплин
*
"Этот голос далёкого неба,
Этот отзвук осеннего дня..."
 Лариса Васильева


Ладошки клёна в желтизне медовой,
Берёза лист резной по ветру сеет.
Дыханье стылоЕ смиряет север,
Чтоб бабье лето нагулялось вдоволь.

Затих осенний день в хмельной истоме:
Так непривычно солнце дарит негу...
Но птичий крик прощальный режет небо,
И клин печальный в синей дымке тонет.

Уже за горизонтом скрылась стая,
А эхо повторяет звук щемящий.
И сердце опечалилось вчерашним,
Свой скорбный календарь назад листая.

И будет яркий лист кружить над садом...
И загрустит струна в осенней пьесе.
Твой тихий сплин совсем не интересен,
Как серый день в преддверье листопада.

Оценка 5
Стихотворение понравилось.
Если о пожеланиях… 
Читается «стылоЕ» (ударение). Еще, конечно, «нАгулялось», «зАгрустит» и др, но это не мешает. «СтылоЕ» - мешает.
«А эхо повторяет звук щемящий.
И сердце опечалилось вчерашним». В соседних строчках глаголы настоящего и прошлого времени – не очень удачно (лучше или «повторяет-печалится», или «повторяло-опечалилось).
Но красиво, поэтично – не придираюсь!)


3.Голос неба

              «Этот голос далекого неба,
               Этот отзвук осеннего дня»
               (Лариса Васильева)

В тени отлетевшего лета,
Сквозь уличный шум, толчею –
Небесные звуки куплета,
Каких не услышишь в раю.

И кажется, Ангел печали
Перстами коснулся души,
Открылись зовущие дали,
Волшебные, как витражи.

Мелодия реет над миром,
Слова улетают в зенит
И льются живым эликсиром,
Покуда гитара звенит.

Гитара, звучащая в сквере
Аккордом осеннего дня, -
Здесь каждый получит по вере:
Покоя, тревоги, огня…

Оценка 4
Понравилось «отлетевшего лета»
Не понравилось «звуки куплета».
«Гитара, звучащая в сквере
Аккордом осеннего дня» … Гитара звучит аккордом? – По-моему, некрасиво. Странная смесь земных и неземных звуков: небесное «звуки, каких не услышишь в раю» и земное «гитара звенит». Одно гасит другое, внимание начинает гулять.
 (ПС: Я очень люблю гитару!))


4.В парке

Эту тонкую чистую ноту
Вывел ветер на узком стволе...

...Этот голос далекого неба,
Этот отзвук осеннего дня
/Л.Васильева/


Я слушаю тебя, мой старый парк!
Неспешный твой рассказ о прошлой жизни -
в шуршании осенних ярких листьев,
которыми засыпана тропа,

и в шелесте их братьев на ветвях,
и в плеске вод старинного фонтана...
Как много начиналось тут романов,
и сколько их здесь потерпели крах!

Ещё немного и зима придёт.
Затем весной начнётся всё сначала.
Таких сезонов видел парк немало -
рождение и смерть за годом год!

Как сполохи прощального тепла
причудливо играют свет и тени...
Комар случайный, поздняя пчела...
Вон воробьи расселись на сирени...

Звучит, звенит сентябрьский тёплый день
на тонких струнах лёгкой паутинки!
А я иду всё дальше по тропинке
и столько слышу в звонкой тишине!

Оценка 5
Приятное стихотворение, хорошо читается.
Замечания? Это стихотворение про красивые звуки. Задание же – написать «о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки».
На перо и строки тут даже никакого намека… «Слышать» можно и без попытки об этом рассказать.
«Сколько их здесь потерпели крах». Мне кажется, тут надо «потерпелО». Согласование «сколько… потерпело». Аналогия – «сколько минут прошлО!» (Не «прошлИ» ведь…)




5.На болоте

                "Этот голос далекого неба,
                Этот отзвук осеннего дня"
                Лариса Васильева

По ниточке-тропке идём на болото,
Прохладно - октябрь ощутим.
И светятся радуги в сотнях полотен
Дрожащих седых паутин.

Осеннее солнце не очень-то греет -
С трудом разогнало туман:
Немного озябнув, шагаем быстрее -
Гуськом, как отряд партизан.

И вот, наконец, под ногами захлюпав,
Раскинулся мшистый ковёр,
По кочкам рассыпаны ягоды клюквы -
Тут каждый ладони потёр:

Размерами с вишню, не ягоды - песня,
Лукошко за час наберёшь!
Денёк, между тем, разгулялся чудесный
И больше на летний похож.

С тревогой смотрю в поднебесные дали -
Там пишет записки зима:
Торопятся к югу гусиные стаи -
Летящие строчки письма.

В морозы припомню шуршащие листья
И крик с голубой высоты,
И воздух болотный дурманяще-чистый,
И в радужных каплях кусты.

Оценка 5
Понравилось «и светятся радуги в сотнях полотен дрожащих седых паутин».
Замечания – как для предыдущего стиха. Говорится про выразительные звуки. Задание же – написать «о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки».
На перо и строки никакого намека… (Строчки только у гусей)
«Денёк, между тем, разгулялся чудесный
И больше на летний похож».
Мне кажется, лучше было бы «Он больше на летний похож». Союзом «и» лучше связывать синтаксически сходные части.
Стихотворение порнавилось.




6.Шорох
*
«Этот звук, непохожий на слово
И похожий на слово «люблю»,
Повторяю я снова и снова,
Обрываю, намеренно длю…»
Лариса Васильева


В себя проникнуть, словно в чемодан, (зпт) по-детски «заточиться» в ожиданьи:
проклюнется ль из девочки мадам, когда она не выполнит заданье…
Нет, лучше грешных тайн не выдавать! Хранить внутри себя малейший шорох!
О, как могла бесстыжая вдова презреть его уход??!!! На плотных шторах

повеситься, чтоб стыд не ел глаза, отрекшись от театров и тусовок!
Пусть лёгкий пепел, свежая зола, посыплют жизнь её душком особым!
Да пропадите мужняя родня, приятельски надменные гусыни!
Жалеть о невозможно сладких днях, чтоб не мечтать и впредь о крохе-сыне?!!

Не верить доброхотам и льстецам! Послать их всех… да хоть и на Мальдивы!
Она мальчишке выбрала отца! И вот он с нею, сын… Какое диво!..
Как вслушиваться в шорохи травы, как небо пропустить вприщур сквозь веки,
и не вникать, о чём бубнит раввин, не прикрывать души бездушным веком…

Пусть мир жесток. Зачем ей шерсти клок с овцы паршивой?.. Ей плевать на прочих!
И дребезжит тончайшее стекло сквозь сладкий шорох… Об отцовстве — прочерк…

Оценка 4
Очень эмоционально, хотя и не совсем понятно… Традиции требуют от вдовы верности памяти о муже, а она хочет любви и жизни?
 А вот при чем здесь задание, я совершенно не поняла… (Оно было – «написать о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки».) Дама, родившая сына и слушающая живительные звуки, писала стихи? Но где об этом? Здесь скорее о «прочерке», а не о стихах.
Есть пропущенные знаки препинания, например «В себя проникнуть, словно в чемодан, (зпт) по-детски «заточиться» в ожиданьи».
Есть моменты, затрудняющие восприятие. Например, «повеситься, чтоб стыд не ел глаза, отрекшись от театров и тусовок». Получается, что стыд не будет есть глаза, если он, стыд, отречется от тусовок. И т.п.




7.Дождь
*
                "Этот голос далекого неба,
                Этот отзвук осеннего дня
                Что голодному, - корочка хлеба,
                Что продрогшему - сполох огня."
                Лариса Васильева.

Штрихует дождь пространство за окном
и  отбивает такт по тротуарам.
Мне в этом звуке чудится одно -
бродячий музыкант берет  гитару
и  наполняет сумрак тишины
какой-то нам одним известной  тайной
И, будто, мы с ним встретиться  должны
когда-нибудь на площади вокзальной.
Я знаю - это сказки и, хотя,
негоже взрослым верить в небылицы -
пишу стихи на музыку  дождя
и все еще надеюсь: счастью - сбыться.

Оценка 5
«Сумрак тишины» - это, конечно, перебор…
Но стихотворение понравилось (Будем считать, что это перебор гитарный))
«Штрихует дождь пространство за окном» - люблю такие фразы.
«Пишу стихи на музыку  дождя» - замечательно!
Одно из немногих стихотворений, в которых выполнено задание!
Была бы возможность ставить «плюсы», обязательно бы поставила.


8.Голос осени нежен и чист…

                «Этот отзвук осеннего дня…»
                Л. Васильева

 Голос осени нежен и чист,
и, его бесконечно любя,
бьёт морзянку орешник-радист,
вызывая огонь на себя.

Многоточие, точка, тире…
Сердцевинами звуков земных
облетают плоды, замерев,
чтоб очнуться в объятьях весны.
 
Бабье лето призывно звенит
и небесную льёт благодать.
Сквозь прозрачные ясные дни
стану счастье аукать и звать...

Одичало сады зашумят,
осень рядышком сядет.  Вдвоём
мы затянем сперва невпопад,
но свободно и стройно споём.

Оценка 4
А как это, «бьёт морзянку орешник-радист»? Куст издает какие-то очень частые звуки? Может, это дождь, поливающий куст? Но про него ни слова…
Видимо, имеются в виду падающие орехи. Но неужели они падают настолько часто, что звуки можно сравнить с морзянкой?..
Конец странноватый.


9.Звук
*

                Этот звук, непохожий на слово
                И похожий на слово «люблю»,
                Повторяю я снова и снова,
                Обрываю, намеренно длю.
                Л. Васильева

Пролетит торопливая стая,
прошивая стежком небосклон,
и метнётся к земле, затихая,
то ли вздох, то ли сдержанный стон.

Словно лопнула в выцветшем небе
под неловким аккордом струна,
и не вспомнится музыка, где бы
так печально пропела она.

Но чутьём, обострённым в разлуке,
я проникну в осеннюю высь
и на миг различу в этом звуке
замирающий шёпот «вернись».
 
И чем дольше мгновение длится,
тем сильнее уверенность в том,
что не просто последняя птица
отзывается в небе пустом.

Что срывается снова и снова
этот звук, еле слышен и скуп,
отголоском забытого слова
с так давно не целованных губ.

Оценка 4
«Прошивая стежком небосклон» - наверное, все-таки стежками? Если стежок один, им даже кусок ткани не прошьешь, не то, что небосклон.
Звук «лопнувшей струны» почему-то дальше называется «шепотом». Странно… (Я не раз слышала звуки лопающихся струн – на шепот не похоже).
Ну и не совсем понятна связь всего сказанного с заданием – «написать о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки»
(Все это, конечно, можно досочинить за автора…)


10.Звук времени.
*
"Этот звук, непохожий на слово"...
( Л. Васильева )

В часах своих мы слышим сердца стук.
Их чёткий ритм шлифует грани слова.
В нём детства убегающего звук,
Шаг зрелости и мудрости основы.

Часы стучат, всему давая срок.
Стволы-года уходят в дни-поленья.
Тянулся бесконечностью урок -
Теперь века сжимаются в мгновенья.

"Тик-так" из моды стало выходить.
Мы ищем жизни и часы без боя.
А время, непохожее на нить,
Стучит в виски, ломая мир собою.

Спешим за убегающей строкой.
Смысл тонет, словно в вечности минута.
Несовместимы время и покой. Стучат колёса. Спутаны маршруты...

Оценка 3
Образы и фигуры речи  показались довольно искусственными. Разбирать можно почти каждую строчку. Это долго, так что и не берусь…
Мудрость и мудреность – вещи разные.
Но для примера:
«Стволы-года уходят в дни-поленья». Я не понимаю смысла этой фразы. «Годы уходят в дни»? (А книга – в листы? А ткань – в нитки?)  Как это? Можно разве что приблизительно понять, как «стволы уходят в поленья» – если их распиливают, разрубают. Но и здесь уж очень странно это выражено. Тогда уж «стволы идут на поленья», наверное.




11.Оркестр Любви
*
                «Этот голос далекого неба,
                Этот отзвук осеннего дня» Л. Васильева
 
Я ощущаю тебя,
Я доверяю тебе.
Послушай сердце свое, и ты поймешь – это Любовь!
 
Тепла невидимый ток,
И неизвестных частот
Идёт волна. Нам гармонии мир Бог Всевышний открыл.
 
Противоречия нет.
Ласкает внутренний свет.
Душа с душой в унисон. Оркестр звучит, и звук тот чист.
 
Прикосновение душ.
Будто в симфонии туш.
До самых чутких глубин поток. Мир Вселенской Любви…

Оценка 2
Простите, дорогой автор, Вы вложили в текст хорошие чувства.
Но я не могу считать это стихами. Ритма (единого, выдержанного) нет. Всего три рифмы на все произведение (две концевые «нет-свет», «душ-туш», одна внутренняя «звучит-чист») – этого мало.
Со стороны смысла тоже не все гладко. Скажем, непонятно, что такое «в симфонии туш». Туш (по словарю)  это «короткое музыкальное построение фанфарного склада, исполняемое, как правило, духовым  оркестром в знак приветствия на торжественных церемониях»
 Симфонический оркестр тоже может такое исполнить, но только никак не в симфонии… (Вы ведь слышали симфонии?)
 
               
12.НЕВАЛЯШКА
*
                Этот звук, непохожий на слово
                И похожий на слово «люблю»,
                Повторяю я снова и снова,
                Обрываю, намеренно длю...
                Лариса Васильева

Я вернулась в наш дом —
             зачеркнула года, километры —
Перестроены стены,
             и всё в интерьере не так.
Новосёлы затеяли
             евро-ремонт в стиле «ретро»,
В ход пошёл даже скарб,
             наполняющий старый чердак.
Я прижалась щекой
             к полированной кафельной «шведке»,
Превратилась она
             в современный эффектный камин.
А на сделанной папой
             удобной резной табуретке
Примостился под шляпой
             стройняшка торшер-господин..
На старинном комоде —
             чернильница-непроливашка,
Вот и вышивка мамы —
             цветы, по краям «ришелье».
Сердце вдруг защемило:
             да это ж моя «неваляшка»! —
«Динь-дилинь» распевала
             на зависть подруг во дворе.
Здравствуй, милая кукла!
            Твой «звук, непохожий на слово»,
Пробудил ностальгию    
            и тёплое слово «люблю».
Я качнула тебя,
            переливчатый звон слышу снова,
Отголоски игры
            «обрываю, намеренно длю...»
По весне, говорят,
            всё ещё благоденствует вишня,
И акации запах,
            дурманя, вплывает в рассвет.
Только «не ко двору»
            я себя ощущаю здесь лишней,
И ловлю «динь-дилинь» —
            из далёкого детства привет...


Оценка 4
Стихотворение про звук, пробудивший ностальгические чувства, воспринятый как привет из детства. А задание - «написать о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки».
Да, эти строки написаны, они вдохновенны, Но процесс написания никак не назван, не обозначен. Задание потеряет смысл, если считать, что требовалось написать хорошие строки – и все. Здесь тема получилась другой. (За это оценки не снижаю).
Однородных рифм многовато. Да при такой длинной строке...
Но стихотворение написано хорошо.   (Чего не хватило до «отлично», наверное, сформулировать не возьмусь).



13.Прелюдия к спектаклю
*
                "Этот отзвук осеннего дня..."
                Лариса Васильева

Сорвался с облаков тяжёлой грустной каплей,
На прутике повис, головкой покачав,
Нездешний, странный звук – прелюдия к спектаклю
На вытертом ковре из мокрых вялых трав.

Несмело прозвенев неверно взятой нотой,
На время звук затих в туманной пелене:
Бессилен, но живуч, он словно слышал что-то,
Чего не слышим мы в сентябрьской тишине.

Лес, уши навострив, держал весь вечер стойку,
Как гончая - поймав след зайца меж кустов:
Болтала целый день всезнающая сойка,
Что звук набрался сил и вновь звучать готов.

Испуганно тряслись листочки на осине,
Мембранами ловя далёкий дятла стук:
Быть может, это он, пока ещё несильный,
Поэтому вдвойне тревожный гулкий звук?

…Наутро был спектакль, спонтанный, без афиши:
В расслабившийся лес ворвался листопад –
И лес, проснувшись вмиг, отчётливо услышал
Нежнейших грустных нот струящийся каскад.

Шуршаньем, шепотком вплетались в ветви звуки,
О чём-то шелестя, вилась листвы метель…
А лес, закрыв глаза в предчувствии разлуки,
Молился, чтоб к нему опять пришёл апрель.


Оценка 5
Про тематику – можно сказать то же самое, что и стихотворению 12.
Впечатлила необычность образов, их смелость. Одно «на прутике повис, головкой покачав» чего стоит! «Шуршаньем, шепотком вплетались в ветви звуки» - ух!
Замечательный осенний стиш, понравился.


14.На заре
*
                "Эту тонкую чистую ноту ..." Лариса Васильева


Эту тонкую чистую ноту
Можно слышать тогда на заре,
Только солнечный луч позолотой
Тронет  крыши домов во дворе,
 
В розовато-синеющем небе
Стают хлопья седых облаков,
И, купаясь  в дремотностной неге,
Вдруг исчезнут  обрывки из снов.

И, под шелест берёз шаловливых,
Запоёт свою песнь соловей.
Ветер вдаль разнесёт  переливы:
«Здравствуй утро, вставайте скорей!»

Оценка 3
В первом четверостишии хорошо бы подправить вторую или третью строчки (или обе).
«Эту тонкую чистую ноту
Можно слышать тогда на заре,
Только солнечный луч позолотой
Тронет  крыши домов во дворе»
Сказав «тогда», стоило продолжить «когда». Или уж сказать не «только», а «как только».
Странным воспринимается слово «стают».
Странно, что соловей начнет петь только на рассвете. Интернет говорит: «Поет соловей всю ночь от вечерней до утренней зари, а в первые 2 недели после начала пения и в светлое время суток, умолкая ненадолго только в середине дня»
Однородных рифм многовато.
Про тему – см.комментарий к стихотворению 12.



15.Когда рождается любовь…
*
«Этот голос далекого неба,
Этот отзвук осеннего дня»
«Лариса Васильева)
*
 
Когда рождается любовь, она звучит в регистре света.
Ее мелодия чиста, как родниковый перезвон.
Лаская струны лучших слов, поют особенным дуэтом
счастливых двое. Их звезда готовит утру небосклон,
чтоб соло первого луча зажгло цепочку превращений.
Отправив ночь за горизонт, готовит гимны птичий хор.
И так бесстыдно горяча рука любимого… Но тени
уже ведут обратный счет, хотя бормочет прежний вздор
глупышка вера. А любовь качают в мягкой колыбели
напевы искренней мечты о вечной неге райских дней.
 
Часов осенних гулкий бой взорвет невинность акварели,
рисуя жесткие черты пустынных будней.
… Как во сне,
идешь, прислушиваясь - вдруг вернутся сказочные ноты(?)
Без них тоскливо: тишина да бег загруженных минут.
Лишь слабым эхом робкий звук вчерашних солнечных аккордов
гуляет в сердце. Там весна. А флейты новых песен ждут.

Оценка 3
Про тему – см.комментарий к стихотворению 12.
Не очень впечатлило «звучит в регистре света», «струны слов», «звезда готовит небосклон утру» (как это???), «бег загруженных минут» и т.п.   
Что значит «тени ведут обратный счет»?
Автор пытался максимально насытить текст образами, но, видимо, перестарался, заставляя читателя спотыкаться на каждой фразе.
Дважды слово «готовит» (почти рядом, 4 и 6 строки).
Непонятно, для чего стоит знак (?). Похоже, что автор наметил подумать над рифмой «ноты-аккордов», потом забыл про это и отправил стихотворение как есть.)
«И так бесстыдно горяча рука любимого» - понравилось.


 

16.Кузнечик
*
                «Этот звук, непохожий на слово
                И похожий на слово «люблю»
                Лариса Васильева

Росой умылся вечер.
Приходит первый сон.
Звенит ночной кузнечик.
Как звонок этот звон!

Устал он шпорой шаркать,
Но надо – хоть умри.
Ему себя не жалко,
Он требует любви.

Житьё-бытьё не важно,
И хищники не в счёт –
Бессмысленно, бесстрашно
Стрекочет, дурачок.

То тишь на миг повиснет,
То снова это «тинннь…»
В его короткой жизни
Июль всего один.

Оценка 4
Понравилось. Так трогательно…
Про тему – см.комментарий к стихотворению 12.
«Как звонок этот звон! Устал он шпорой шаркать». Получается, что шпорой шаркает звон.
,Рифма «умри-любви», понятно, подводит. А подправить не сложно. К примеру,
«Устал он шпорой шаркать,
Но надо – се ля ви!
Ему себя не жалко,
Он требует любви.»
(?)


 
17.Предрассветное
*

                Этот звук, непохожий на слово
                И похожий на слово «люблю»,
                Повторяю я снова и снова,
                Обрываю, намеренно длю...
                /Лариса Васильева/


Ей привычно, что ночь, нескончаемо длясь,
вяжет сети из нитей вчерашних утрат.
В корвалольной капели по дну хрусталя -
тщетность глупых попыток уснуть до утра.
Заключая сознание в тягостный плен,
снова прошлое крутит немое кино.
Но иллюзия звуков рождается в ней 
в забытье предрассветно-всплывающих снов...

Уходя от бессониц, звучит тишина
плачем скрипки блаженной высоких нирван.
И является Он в плавной зыбкости сна -
ей по профилю водит, касаясь едва...
И незримым смычком, восходя в «ре-мажор»,
проникает в нутро вздохом высшей из нот.
И срываются бабочки с тоненьких штор
в эйфорию порханий, забытых давно.
Шелест крыльев, как трепетный шёпот листвы,
лишь до зорьки рассветной храним тишиной...
Истончаются отзвуки прежней любви
в неизбывность шальных ускользающих снов...

Оценка 4
Понравилось: «вяжет сети из нитей вчерашних утрат», «в корвалольной капели по дну хрусталя»,  «шелест крыльев, как трепетный шёпот листвы».
Показалось «не очень»:
- «попыток уснуть до утра»,
- «в забытье предрассветно-всплывающих снов» ,
- «плачем скрипки блаженной высоких нирван» (или это уж очень неудобочитаемая инверсия, или опечатка слова «блаженных»),
- «смычком восходя в ре-мажор» (смычком восходят в высокие ноты, а не в тональности: ре-мажор есть и в низких нотах), 
- «вздохом высшей из нот» (очень высокие ноты, особенно скрипичные, не вздыхают – скорее, звенят, пищат,  пусть даже визжат).
- «Отзвуки истончаются в неизбывность снов» - все-таки перебор!
Про тему – см.комментарий к стихотворению 12.




18. Обманчиво безмолвие ночи...
*
                "Этот голос далекого неба,
                Этот отзвук осеннего дня
                Что голодному, - корочка хлеба,
                Что продрогшему - сполох огня"
                Лариса Васильева


Послушайте дыханье тишины...
Она то шепчет нужную молитву,
то по-шамански отбивает ритмы...
Вы слышите в ночи шаги Луны?

Прислушайтесь... Шумит поток реки –
то Млечный Путь бушует половодьем,
с небесных берегов созвездий гроздья
на Землю шлют сакральные звонки.

Обманчиво безмолвие ночи...
Случайный щебет Одинокой птицы...
Ей тоже что-то врЕменами снится,
возможно, улетевшие грачи.

Мне прошептал на ушко ветерок
ночную сказку, как когда-то мама...
И льются сны под музыку пиано...
И тишина крадется на порог...

Оценка 4
Настрой стихотворения, его мысли, «ощущения» - понравились.
 «Снятся  улетевшие грачи», «тишина крадется на порог» - хорошо
Не понравилось:
- рифма «половодье-гроздья».
- то, что «гроздья шлют звонки».
 - «Музыка пиано», «шаги Луны» - перебор. «Шум бушующего половодья» - тоже. Словари говорят, «полово?дье  обычно сопровождается выходом вод измеженного русла и затоплением поймы».
- некоторые ударения. Читается «Одинокой», «врЕменами»



19.Я ухожу...
*
"Этот голос далекого неба,
Этот отзвук осеннего дня."
    Лариса Васильева
*

Я ухожу - не жалейте меня;
возле огромного мшистого пня
стайка опят - продолжение жизни;
кто-то цветёт, а кому-то о тризне
впору задуматься...
             В сумерках дня
сомкнуты руки в последних объятьях,
долгое соло на узкой кровати -
я ухожу... не жалейте меня...
Вспыхнут, прощаясь рубины рябины,
бьются слова, словно клик журавлиный,
нежно и тонко над полем звеня...
Я ухожу. Не жалейте меня.


Оценка 5
Стихотворение выразительное, понравилось. Но задание-то – рассказать «о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки».
На перо и строки тут даже никакого намека…
Понравились (надеюсь, как и всем) «рубины рябины»
«Бьются слова, словно клик журавлиный» - несоответствие чисел. Слова (мн.число), клик (ед.число). Или «слова, как клики», или «слово, как клик».
В каком смысле слова могут биться, как журавлиные клики (да еще тонко и нежно)? Видимо, в том же, в каком бьется сердце? Так и понимаю…
Послание для ЛГ:
«Жалею! Не уходите!»))


20.Голос неба

                Этот голос далекого неба,
                Этот отзвук осеннего дня...
                Лариса Васильева

Потерянный голос хрипел, отдыхая на вздохе,
Слова обретали в конце полномочия стука.
Пророки смешались с толпой, угождая эпохе,
И смело мололи под видом муки чью-то муку.
Сменялись артисты, приходы и звуки порою,
Срывались концерты, молитвы и тихие схемы,
Для всех оставаясь загадочной, дивной дырою.
И только Иуда корпел над решеньем проблемы.

Свои голоса отдавались как будто чужие.
Родные до слёз отрыдали и встали за хлебом
И всем, чем могли – прежде клялись, затем дорожили.
Гроза отгремела. И радуга снова за хлевом.
А ночь отзывалась на чьи-то чужие пароли,
Луна округлилась, чтоб вой оправдать и примерить.
Слегка обернувшись, учили в пародии роли.
Лишь Каин покаяться рвался в забитые двери.

Ровнялись мозги, закипая в обилии шума,
Когда голоса обрастают и тембром, и фоном,
Овеяны сладкою мантрой «пилите их, Шура»,
По жизни попутав планиду с казённым плафоном.
А лица в падучей искали слова и салаты,
Затем приводили к присяге, а также примеры.
Дорогою к храму и тени брели, и солдаты.
Лишь кто-то вверху разгонял облака и химеры.

С далёкого неба на голос не брали – забыли,
А близкие выси орали и сеяли страхи.
Телега застряла, давая команды кобыле,
Впрягаясь главою угла до разрыва рубахи.
Помечены горькою правдой «неправда ведь, братцы»,
Все дружно сплотились вокруг, чтоб пойти на попятный.
Ломились в едином порыве, чтоб не выделяться...
И только с креста было слышно. Но что – непонятно.

Оценка 3
Слишком много непонятного, докапываться не захотелось.
Нетрадиционность, как мне кажется» несколько чрезмерна. Одно «Лишь Каин покаяться рвался в забитые двери» чего стоит. Это ведь явно не по первоисточнику – что-то типа своей версии? «И только Иуда корпел над решеньем проблемы» - сюда же. (Докорпелся!..)
Соответствие теме и здесь неочевидно.
(Задание– «рассказать о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки» )
Много странных мелочей, например, «чьи-то чужие». Ладно бы «какие-то чужие» или просто «чьи-то».
«Слова обретали в конце полномочия стука» - (???)  Какие у стука полномочия? И как слова могут стать стуками?
Таких вопросов можно задать много.



21."Это -- музыка"
*                Эту тонкую чистую ноту
                Вывел ветер на узком стволе...
                Л. Васильева
 
Звук и свет -- в небесах, на земле,
На Валдае, в Сибири, на Каме.
Это -- осень прошлась дефиле,
Листопадно стуча каблучками.
 
Каблучки или капли дождя?
Так ли, этак ли -- музыка это.
Разберусь я чуток погодя
В единении звука и света.
 
А быть может -- и не разберусь:
Неразрывно единство такое.
Это -- музыка. Лёгкая грусть.
Дрёма грядок в осеннем покое.
 
То бемоль, то бекар, то диез
На небесном видны нотном стане.
Это -- музыка льётся с небес.
Звуки музыки мыслями  стали.
 
Эти мысли мои -- о весне,
О случайном и не о случайном.
Это -- музыки праздник во мне.
Это -- свет породнён со звучаньем.

Оценка 4
Понравилось «Разберусь я чуток погодя в единении звука и света». Здесь бы и развить мысль дальше. Но далее происходит ее простое неоднократное повторение («Неразрывно единство такое», «это  свет породнён со звучаньем») – и хорошая мысль теряет свою «изюминку».
Слишком часто также повторяется «это музыка» - мне кажется, тоже напрасно. (Четыре раза! Зачем?) 
«Листопадно стуча» - звучит красиво, но смысла не имеет. Листопады не стучат.



22."Голос"
*
                «Этот голос далекого неба…»
                (Л.Васильева)
 
В небе, затянутом тучами, словно ряской,
слышится голос железный, вернее  – глас.
Ветхозаветный кошмар, как болото, тряский,
Вновь пробудился, без спросу гостит у нас.
 
Отзвук не  т о й,  отгремевшей  – д р у г о й,  возможной.
(Не назову, словно имя – команда «пуск»)
Тахикардично в глухих закоулках мозга
генная память колотится, словно пульс.
 
— Господи, как мы малы, уязвимы, бренны!, —
жалкая фраза невольно слетает с губ.
Брат Аваддона в пути, самолёт военный.
Следом за ним – реактивный тревожный гул.

Оценка 3
Трудно воспринять это стихотворение как художественное произведение, это скорее мировоззренческая декларация. Некоторые высказанные положения (типа «Ветхозаветный кошмар, как болото, тряский» и др) мне не очень близки. Отклика, который, видимо, предполагался автором,  не возникает.
Понравилось «В небе, затянутом тучами, словно ряской».


23.ЛЮБОВЬ И МЯЧИК
*          

                / Этот звук,  непохожий на слово
                И похожий на слово "люблю"...
                Лариса Васильева /
               

Вскормленная богами, ты согреваешь Землю,
Просто берёшь в ладони, просто целуешь в полюс,
В Северный или Южный... В темя Земли... Я внемлю
Радостной дрожи пальцев, гладящих мячик-пони,
Нашу планету...
Звуки тех поцелуев нежных,
Соки Земли питая, ей не дают замёрзнуть,
Крутят её и вертят, бережно и неспешно -
Дивно Земля гарцует средь иноземцев звёздных!
И расцветают розы, чуткие к поцелуям,
В буйных садах планеты, маленькой и послушной -
Той, что ты вертишь в пальцах, трепетно, не балуясь,
Словно красивый мячик, найденный средь игрушек...

Оценка 5
Очень понравилось, что Любовь берет Землю в ладони и целует в полюс!)
Что такое «мячик-пони», не поняла. О каком вдохновляющем звуке автор пытался сказать – тоже осталось загадкой. О звуках поцелуев? Но никакого выхода этих звуков на собственное творчество автора не обозначено. Задание же было «написать о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки».
А стихотворение понравилось!


24.Лесные плачеи
*
                "Эту тонкую чистую ноту
                Вывел ветер на узком стволе."
                (Л.Васильева)

К свинцовым шагам приминается куст,
скрипучие сучья ломаются с хрустом.
Запутанный в кронах приоблачный юз
гудит ветерками и шепчет стоусто.
 
Упрямые лапы густых ежевик
цепляют за пилы и падают в ноги,
и голову сносит дедок-моховик,
прося воротиться с дремучей дороги.

Под грубым ботинком размяк и раскис
продавленный мох, выдыхая устало,
и плеск ручейков, и журчанье реки
лепечут плачеями – лихо настало.

А дождь понемногу шуршится с листвой,
взъерошенный лес чует старые раны.
Несмело следит молодой древостой,
прощаясь с хозяином здешней поляны,

за первым незванным топористым «тюк»…
И свежая щепка ложится осколком,
и каждый под дых нарастающий хук
встречается эхом надсадно и гулко.

И кренит ревущее дерево ниц.
Тревожно поют отходную пичуги.
Не нужно молить о пощаде убийц,
слеза не умилостивит лесорубов.

Оценка 3
Уважаемый автор, я ничего не поняла.
Начиная с первой строчки.
«К свинцовым шагам приминается куст» - это как? Чем он приминается? И как можно примяться к шагам? Это шаги могут примять куст…
Что такое «приоблачный юз», который вдобавок запутан в кронах?  По Ожегову: «Юз - скольжение колес, переставших вращаться». Как он может быть приоблачным, да еще запутаться, причем в кронах? И какие колеса здесь могут подразумеваться?
Так можно вопрошать почти о каждой строчке.
Про задание «написать о своем звуке, который заставил вас взяться за перо и написать (не сомневаюсь) красивые и вдохновенные строки» здесь даже вспоминать странно…




25.Сто дней
*
«Эту тонкую чистую ноту
Вывел ветер на узком стволе».
Л. Васильева

Порхает бабочками тюль -
Ветра сегодня откровенны.
И календарик с видом Вены
Вещает:
«Пятое. Июль».
На  вазе  аглицкой пыльца -
Беда осыпавшихся лилий.
Ломает полдень  без усилий
Тень  высоченного  крыльца…
В глуби  гостиной спит рояль,
Как сон застал  его,  во фраке…
И звуки, словно мощи
В
Раке,
Сокрыты…
Кто бы устоял
Пред ними? 
«Лунная…»
Бетховен.
Но время  мощный аргумент:
Сто дней  играющего нет.
Сто дней…
И он, увы, не болен.
Но звуки!
Звуки не должны
Томиться  в лаковой коробке!
…Но некому  их  лепет  робкий
Одобрить…
Больше не нужны!
…Луна, волна, побеги плиний,
Купальщица, скала, прибой
Сливались некогда в  одной
Сонате.
…Кипа белых лилий.
Порхает бабочками тюль.
От зноя плавится июль.
День утомительный и  синий.

Оценка 5
Не поняла, что такое «побеги плиний». Подумала, что есть такие растения (мне не известные), но интернет про них тоже ничего не знает – только про Плиниев (Старших и Младших). Осталось загадкой.
«Порхает бабочками тюль» - странная фраза. Может, хотя бы «бабочкой»?
Но рояль во фраке, в котором, словно в раке, сокрыты мощи-звуки, впечатлил настолько, что все остальное показалось мелочью.
«Звуки не должны томиться  в лаковой коробке!» - замечательно!
Браво автору!


26.Терновник
*
                «…Этот голос далекого неба,
                Этот отзвук осеннего дня…»
                Лариса Васильева

Осень танцует фламенко под звуки дождя
В юбке с оборкой из красно-оранжевых листьев,
Мокрые галки о чём-то на клумбах галдят,
Тучи над городом синей кулисой повисли.

Мы каждый вечер гуляем по парку с тобой –
Двое студентов, которым кафе не по средствам.
Это начало романа, шальная любовь:
Флирт, любопытство, игра, увлеченье, кокетство…

В жёлтых аллеях сентябрь – наш единственный гость
Или хозяин, призревший двух глупых влюблённых?
Вкусные терпкие ягоды – целую горсть
Дарит гуляющей парочке синий терновник.

Я навсегда полюбила осеннюю грусть,
Песни дождя и кленовое красное пламя…
Мы посадили на даче терновника куст –
Как оберег для любви и счастливая память.

Оценка 4
Слово «фламенко» показалось лишним. То ли оно в последнее время слишком замучено авторами, то ли воспринимается не очень естественно рядом с тучами, мокрыми галками и осенней грустью… И погода описывается не огневая-знойная… и  влюбленные, вроде бы, не испанцы... В общем, оно скорее сбивает, чем помогает почувствовать стихи.
Странно, что сентябрь назван гостем (хоть и в предположении).
«(Посадили) как оберег для любви и счастливая память». Строчка не согласована. Или «Как оберег для любви и счастливУЮ память», или уж «Он оберег для любви и счастливая память».
«В юбке с оборкой из красно-оранжевых листьев» - понравилось.
Хорошие рифмы, выразительная речь – ощущается опытный автор.





27.Особый тон

                "Этот отзвук осеннего дня"
                (Лариса Васильева)

Как творились миры, я не знаю,
Рассужденья умов холодны.
И пространство, и ось временная,
Летний зной и зима ледяная
Мной не выбраны - просто даны.
Да и к слову способность чудная
Мной воспринята, словно Данаей,
Из дождя золотой тишины.

На земле столько звуков любимых!
Колокольчики нежно звенят,
Шепчут реки, плывущие мимо,
Льются трели, ветвями хранимы,
Разве можно живое понять?
Но дороже душе пилигрима
Тон особый, едва уловимый,
Словно отзвук осеннего дня...   

Как улыбка на фоне печали,
С немоты он снимает печать,
Он ее растворяет лучами:
Кто-то смыслами воздух сгущает
И зовет их с любовью встречать,
Наполняя словами молчанье...
У финала стою, как в начале,
Доверяя стихам, как врачам.


28.Начало
*
 « Этот голос далекого неба»
                Л.Васильева.

Сердцебиенье – ниточка судьбы,
Нанизаны «тук-туки»,  словно  бисер -
Так  летний дождь из далей голубых
О подоконник начинает биться...

Звучит морзянкой из  иных   миров,
Предвосхищая цепь других событий:
«Я здесь, я с вами, весел и здоров,
Я скоро буду. Ждите. Ждите. Ждите!»

А дальше  крик – огромный, словно гимн:
«Я вышел в мир – протягивайте руки!»
По страсти не сравнить ни с чем  другим
Начала жизни трепетные звуки!

Откроем этим нотную тетрадь,
Запишем ноты первых ораторий,
Ведь каждому из нас дано сыграть
Симфонию свою в огромном хоре!

Оценка 3
Сердцебиенье названо ниточкой. И на нее нанизан бисер – «тук-туки»? То есть на сердцебиенье нанизаны удары сердца?
«Звучит морзянкой из  иных   миров». Морзянка – земное изобретение. Странно быть уверенным, что она есть в других мирах. (Ладно бы просто «сигналы»)
В стихотворении говорится о рождении нового человека? Тогда почему говорится о «первые ораториях»? Люди, как известно, рождаются по одному. И здесь описывается рождение одного малыша, не поколения. Оратория – «крупное музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и оркестра». Она исполняется огромным коллективом музыкантов.
В хоре сыграть симфонию невозможно: хор – это вокальная музыка, симфония – инструментальная.



29.Крик малыша
*

                Этот голос далекого неба,
                Этот отзвук осеннего дня
                Что голодному, - корочка хлеба,
                Что продрогшему - сполох огня.
                Лариса Васильева


Осень летнюю гонит истому,
солнце прячет за облаком лик…
Всколыхнув атмосферу роддома,
вдруг раздался отчаянный крик.
 
Через боль материнскую, схватки
появился на свет, наконец,
и теперь у него всё в порядке –
возвестил громким плачем малец.
 
Первый вздох, первый всхлип… Теплый лучик
в материнских глазах заиграл…
и движеньями крохотных ручек
восторгается медперсонал.
 
Не заглушат сторонние звуки
звонкий крик... Подхватив малыша,
акушерки умелые руки
пеленают его не спеша…

Мать любовно к груди прижимает...
Среди прочих кричащих детей
голос милый  по плАчу узнает -
крохи, что прикасается к ней.
 
Пусть кричит оглушительно звонко,
пусть поведает миру о том,
что, желанного сердцу, ребенка
принесёт мама скоро в свой дом!

Оценка 4
Поразительное единодушие у авторов, пишущих о криках новорожденных. Словно  договорились…))
Большинство глаголов – настоящего времени.  «Гонит», «прячет»… И вдруг каскад глаголов прошедшего времени – «раздался», «появился», «возвестил», «заиграл»… Затем  снова настоящее время – «восторгается», «пеленают» и т.д. Зачем?
Читается «срЕди» (ударение)
«Голос милый  по плАчу узнает». А цвет узнают по красноте? Странно звучит, согласитесь.
«Принесёт мама скоро в свой дом» - неудобочитаемо.